г. Челябинск |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А47-10049/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.08.2014 по делу N А47-10049/2013 (судья Бабина О.Е.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" - Шпренгель Т.А. (доверенность от 25.08.2014).
Открытое акционерное общество "Гайский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "Гайский ГОК", комбинат, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФКП Росреестра, кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:39:0101001:54, 56:39:0101003:13, 56:39:0102001:71, 56:39:0102001:70, 56:39:0102003:12, 56:39:0102001:49, 56:39:0102001:41, 56:39:0102001:44, 56:39:0101001:15, 56:39:0101001:16, 56:39:0101001:17, 56:39:0102001:39, 56:39:0102001:42, 56:39:0102001:43, 56:39:0102003:9, 56:39:0105001:2 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрация города Гая, Комитет по управлению имуществом города Гая, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области.
В ходе судебного разбирательства комбинатом было заявлено ходатайство о выделении в отдельное производство исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:39:0101001:15, 56:39:0101001:16, 56:39:0101001:17, 56:39:0102001:39, 56:39:0102001:42, 56:39:0102001:43, 56:39:0102003:9, 56:39:0105001:2 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнения ходатайства, копии материалов дела, л.д. 8-10, 16-18).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.08.2014 в удовлетворении заявления о выделении в отдельное производство исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:39:0101001:15, 56:39:0101001:16, 56:39:0101001:17, 56:39:0102001:39, 56:39:0102001:42, 56:39:0102001:43, 56:39:0102003:9, 56:39:0105001:2 отказано.
С указанным определением суда не согласилось общество "Гайский ГОК" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит определение суда отменить, заявленное ходатайство удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы полагает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о выделении части исковых требований в отдельное производство, поскольку судебное разбирательство по делу N А47-10049/2013 в связи с привлечением третьих лиц носит длительный характер, исследование доказательств по делу в части арендованных земельных участков потребует определенного времени. Считает, что рассматриваемый спор в части земельных участков, находящихся в собственности истца, не затрагивает прав третьих лиц. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности истца, в размере их рыночной стоимости не находится в зависимости от разрешения аналогичного вопроса в отношении арендуемых им земельных участков. Вопрос об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности комбината, не требует дополнительных исследований, раздельное рассмотрение исковых требований будет целесообразно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно пояснил, что считает необоснованным отказ суда в исключении из числа третьих лиц Комитета по управлению имуществом города Гая и Администрации города Гая.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 9 АПК РФ).
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия. Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
По смыслу приведенных нормативных положений арбитражный суд вправе совершить соответствующее процессуальное действие с определенной целью - наиболее скорого, полного, объективного и всестороннего рассмотрения экономического спора. При этом выделение арбитражным судом одного или нескольких соединенных требований в отдельное производство означает фактическое разъединение требований, соединенных одним участником спора.
Кроме того, выделение требования в отдельное производство должно отвечать целям эффективного правосудия, которые заключаются в том числе в исключении риска принятия противоречащих друг другу судебных актов по разным делам, связанным между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам (постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2012 N 5594/12).
Как видно из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ФКП Росреестра об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности и праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:39:0101001:54, 56:39:0101003:13, 56:39:0102001:71, 56:39:0102001:70, 56:39:0102003:12, 56:39:0102001:49, 56:39:0102001:41, 56:39:0102001:44, 56:39:0101001:15, 56:39:0101001:16, 56:39:0101001:17, 56:39:0102001:39, 56:39:0102001:42, 56:39:0102001:43, 56:39:0102003:9, 56:39:0105001:2 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Исходя из смысла указанных правовых норм, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные комбинатом в отношении каждого из вышеперечисленных земельных участков исковые требования по существу являются однородными. Они являются однотипными с точки зрения нормативного обоснования и предмета доказывания. Различие заключается в наличии у истца различного правового титула на земельные участки.
Однако указанное обстоятельство не может быть признано определяющим для решения вопроса о выделении требований в отдельное производство.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках настоящего дела истцом представлены одни и те же доказательства устанавливаемой кадастровой стоимости спорных земельных участков, вне зависимости от правового титула истца на них.
Отчет об оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, экспертное заключение на отчет, а также иные доказательства, представленные истцом, содержат сведения об устанавливаемых фактах в отношении всех земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая однородность заявленных исковых требований, единый блок представленных комбинатом доказательств по делу, суд первой инстанции правомерно и обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства о выделении в отдельное производство исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:39:0101001:15, 56:39:0101001:16, 56:39:0101001:17, 56:39:0102001:39, 56:39:0102001:42, 56:39:0102001:43, 56:39:0102003:9, 56:39:0105001:2.
Кроме того, к моменту рассмотрения апелляционной жалобы судом установлено, что по делу проведена судебная экспертиза и разрешается вопрос о назначении повторной экспертизы. Данное обстоятельство также опровергает доводы апелляционной жалобы о целесообразности выделения требований в отдельное производство.
Доводы подателя апелляционной жалобы о длительности судебного разбирательства и намерениях третьих лиц затянуть рассмотрение суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку в силу ч. 8 ст. 130 АПК РФ после объединения дел в одно производство или выделения требований в отдельное производство рассмотрение дела производится с самого начала.
Таким образом, удовлетворение заявленного истцом ходатайства не будет способствовать скорейшему рассмотрению дела. Убедительных доказательств обратного комбинатом суду не представлено (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Кроме того, выделение связанных между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам заявленных требований не будет способствовать целям эффективного правосудия.
Установив наличие целесообразности рассмотрения предъявленных исковых требований в одном производстве, направленной на более полное, объективное и всестороннее выяснение обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для выделения части требований в отдельное производство.
На основании изложенного определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в исключении участников процесса из числа третьих лиц, выраженном в определении суда от 13.08.2014 об отложении судебного разбирательства, оценке не подлежат, поскольку определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 апелляционная жалоба комбината в указанной части возвращена.
Кроме того, позиция истца о том, что принятый по делу судебный акт не влияет на права обязанности лиц, действующих от имени муниципального образования, противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13839/13 от 11.02.2014.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.08.2014 по делу N А47-10049/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление обжалованию не подлежит.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10049/2013
Истец: ОАО \ "Гайский горно-обогатительный комбинат\"
Ответчик: ФГБУ \ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области\"
Третье лицо: Администрация города Гая, Комитет по управлению имуществом города Гая, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2015 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1605/15
21.12.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10049/13
30.10.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10978/14
11.09.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10949/14
09.07.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8194/14
25.06.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7511/14