город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А32-17126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Быстрюкова Т.К. по доверенности N 42 от 12.02.2014 паспорт; представитель Фроленкова Ю.В. по доверенности от 18.06.2014;
от заинтересованного лица: заместитель начальника отдела Горбанев А.С. по доверенности от 30.12.2013 N дов. 3-28, удостоверение N 261;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Славпром" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-17126/2014, принятое судьёй Маркиной Т.Г., по заявлению закрытого акционерного общества "Славпром" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Славпром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление) от 29.04.2014 N 07-10/159 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что совершенное правонарушение является устранимым и не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Общество указывает, что объем виноматериала полностью отражен в иных графах декларации, не скрыт обществом, а формальные нарушения порядка декларирования соответствующих сведений не влечет какую-либо общественную опасность охраняемым общественным отношениям.
Общество также указало, что срок давности привлечения к ответственности на момент совершения правонарушения был равен 2 месяцам и на момент вынесения оспариваемого постановления истек. Также заявитель ссылается на то, что им в суде первой инстанции подавалось 03.07.2014 ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.
В отзыве на апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО не согласилось с доводами заявителя, указав на то, что состав правонарушения является формальным, корректирующие сведения в установленный законом срок обществом не представлены, допущенные нарушение не устранены и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается участвующими в деле лицами, Общество имеет лицензии N А604569 на право осуществления деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина) сроком действия по 16.05.2016; N 604570 на право осуществления деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) сроком действия по 16.05.2016; N А604571 на право осуществления деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки с добавлением этилового спирта) сроком действия по 16.05.2016; N 604572 на право осуществления деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (ликерные вина) сроком действия по 16.05.2016; N А604573 на право осуществления деятельности на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (фруктовые вина) сроком действия по 16.05.2016.
Заявитель подал в управление декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - декларация) за 4 квартал 2013 года.
В результате проверки указанных деклараций управление выявило нарушение порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 N 231, которое выразилось в следующем.
В декларации (приложение N 4 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила) по графе N 8 "от собственного производства" не отражены сведения о поступлении виноматериалов в объеме 32 750,95 дал (виноматериал предназначен для дальнейшего использования в производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции). Сведения о данном объеме направления на дальнейшее использование отражены в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по графе 16 "прочие расходы").
По графе 10 указанной декларации отражены сведения о расходе виноматериала на производство алкогольной продукции в объеме 4936,78 дал (при производстве алкогольной продукции 23 589,37 дал), в то время как расход виноматериалов на производство алкогольной продукции в отчетном периоде составил 22 405,8 дал.
По графе 11 общество не отразило сведения об объеме виноматериала в количестве 15 281,93 дал, израсходованного на производство спиртосодержащей продукции "виноматериалов".
В декларации (приложение N 3 Правил) по графе 14 не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 15 281,93 дал на производство виноматериала виноградного (код 321), произведенного согласно сведениям декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 30 260,57 дал, а также не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 3991,96 дал на производство вин виноградных (код вида продукции 401), произведенных согласно сведениям по декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 3991,96 дал.
По указанной графе общество не отразило расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 14 596,91 дал на производство вин виноградных столовых (код вида продукции 403), произведенных согласно данным декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 15 295,41 дал, а также не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 40,2 дал на производство винных напитков без добавления этилового спирта (код вида продукции 461), произведенных согласно данным декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 42 дал.
В отношении общества заместитель руководителя управления Новиков В.В. вынес постановление по делу об административном правонарушении от 29.04.2014 N 07-10/159, признал его виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
Полагая, что постановление незаконное, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 15.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - ЗаконN 171 -ФЗ).
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок представления деклараций организациями осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 815).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации N 815 организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 3.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации N 815 организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5.2 Порядка в графе 5 "произведено с начала отчетного периода" указывается объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными бухгалтерскими документами.
В графе 14 "расход этилового спирта и другой продукции на производство собственной продукции" отражается объем расхода этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции по всем кодам видов продукции.
Следовательно, по графе 14 Приложения N 3 отражаются сведения о расходе сырья по каждому отдельному коду вида продукции, производство которого отражено по графе N 5 указанного приложения.
Пунктом 6.2 Порядка предусмотрено, что в графе 8 "от собственного производства" Приложения N 4 указывается объем продукции собственного производства, используемый для производства другой продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами.
В графе 10 "алкогольной продукции" и 11 "пищевой спиртосодержащей продукции" Приложения N 4 отражается объем продукции, израсходованный для производства другой алкогольной продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами и объем продукции, израсходованный с начала отчетного периода на производство другой пищевой спиртосодержащей продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами.
То есть, в графах 10 и 11 Приложения N 4 отражается общий объем сырья, израсходованный за отчетный период на производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из материалов дела, при проверке поданных обществом деклараций за 4 квартал 2013 года управление выявило нарушение порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.08.2012 N 231, которое выразилось в следующем.
В декларации (приложение N 4 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила) по графе N 8 "от собственного производства" не отражены сведения о поступлении виноматериалов в объеме 32 750,95 дал (виноматериал предназначен для дальнейшего использования в производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Сведения о данном объеме направления на дальнейшее использование отражены в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по графе 16 "прочие расходы").
По графе 10 указанной декларации отражены сведения о расходе виноматериала на производство алкогольной продукции в объеме 4936,78 дал (при производстве алкогольной продукции 23 589,37 дал), в то время как расход виноматериалов на производство алкогольной продукции в отчетном периоде составил 22 405,8 дал.
По графе 11 общество не отразило сведения об объеме виноматериала в количестве 15 281,93 дал, израсходованного на производство спиртосодержащей продукции "виноматериалов".
В декларации (приложение N 3 Правил) по графе 14 не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 15 281,93 дал на производство виноматериала виноградного (код 321), произведенного согласно сведениям декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 30 260,57 дал, а также не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 3991,96 дал на производство вин виноградных (код вида продукции 401), произведенных согласно сведениям по декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 3991,96 дал.
По указанной графе общество не отразило расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 14 596,91 дал на производство вин виноградных столовых (код вида продукции 403), произведенных согласно данным декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 15 295,41 дал, а также не отражен расход спиртосодержащей продукции (виноматериалов) в объеме 40,2 дал на производство винных напитков без добавления этилового спирта (код вида продукции 461), произведенных согласно данным декларации и первичных документов в 4 квартале 2013 года в объеме 42 дал.
Указанные нарушения противоречат Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, образуют в действиях общества объективную сторону вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что весь объем виноматериала в полном объеме зафиксирован в полном соответствии с первичными документами, является необоснованным, не соответствует требованиям законодательства, предъявляющего требования к порядку заполнения деклараций об объеме производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вина общества выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом N 171-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 г. N 231 "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", однако не предприняло для этого достаточных мер.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильным, постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, административное наказание применено в пределах установленной санкции, с учетом обстоятельств дела.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суд не усматривает.
В силу статьи 1 Закона N 171 - ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, допуска в оборот некачественной алкогольной продукции (доказательств отсутствия данных последствий в материалах дела не имеется), но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности общество, ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона, могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Вышеизложенное не дает основания суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного, в связи с чем основания для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Соответствующие дополнения внесены в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ Федеральный закон от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу с 03.01.2014.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4 квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения связаны с подачей обществом декларации за 4 квартал 2013 года.
Следовательно, правонарушение совершено 21.01.2014 в период действия Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу с 03.01.2014, установившим годичный срок за совершение правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оспариваемое постановление вынесено 29.04.2014, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Ссылка заявителя на то, что им в суде первой инстанции подавалось 03.07.2014 ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку переход к рассмотрению дела по общим правилам административного производства осуществляется при наличии к тому существенных оснований, не позволяющих полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело.
Таких обстоятельств судом не установлено. Кроме того, из материалов дела следует, что ходатайство зарегистрировано в арбитражном суде первой инстанции только 04.07.2014.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2014 по делу N А32-17126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17126/2014
Истец: ЗАО "Славпром"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
Третье лицо: ФС по регул. алкогольного рынка