г. Хабаровск |
|
29 октября 2014 г. |
А16-699/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Главы крестьянского (фермерского) Пискун Оксаны Юрьевны: Гурский А.А., представитель по доверенности от 18.07.2014;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) Пискун Оксаны Юрьевны
на решение от 22.08.2014
по делу N А16-699/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) Пискун Оксаны Юрьевны
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность для сельскохозяйственного использования земельного участка, общей площадью 21 000 000 кв.м, расположенного в селе Волочаевка-1 Смидовичского района Еврейской автономной области, обязании рассмотреть заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун Оксана Юрьевна (далее - Глава КФХ Пискун О.Ю. ) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее - ТУ Росимущества в ЕАО), которое выразилось в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 21000000 кв.м, расположенного в с. Волочаевка Смидовичского района Еврейской автономной области, а также обязании рассмотреть заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заявление мотивировано несоблюдением заинтересованным лицом требований части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
В качестве способа восстановления нарушенного права Главой КФХ Пискун О.Ю. указано на обязание заинтересованного лица рассмотреть заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка и заключении договор купли-продажи земельного участка.
Определением суда от 24.06.2014 к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) (далее - Росимущество).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Глава КФХ Пискун О.Ю. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Главы КФХ Пискун О.Ю. поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области представлен отзыв, в котором Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления, которое судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что Пискун Оксана Юрьевна зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.04.2009, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 309790709700022 (лл.д. 12-17).
Между ТУ Росимущества в ЕАО и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун О.Ю. 17.05.2011 по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка заключен договор N 214 аренды земельного участка, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" (кадастровый номер 79/06/0000000/36), общей площадью 21000000 кв.м, расположенный в с. Волочаевка-1 Смидовичского района Еврейской автономной области, для сельскохозяйственного использования (лл.д.18-20, 59).
Срок действия договора аренды установлен с 17.05.2011 по 16.05.2014.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 27.05.2011 за N 79-79-01/020/2011/174.
Передача земельного участка главе КФХ Пискун О.Ю. произведена 17.05.2011, что подтверждается актом приёма передачи (л.д. 66).
08.04.2014 глава КФХ Пискун О.Ю. обратилась в ТУ Росимущества в ЕАО с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" (кадастровый номер 79/06/0000000/36), общей площадью 21000000 кв.м, расположенный в с. Волочаевка-1 Смидовичского района Еврейской.
Поскольку вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в течение 30 дней в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ не разрешён, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия ТУ Росимущества в ЕАО незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Из материалов дела следует, что арендная плата вносилась предпринимателем в размере и сроки, установленные договором аренды; целевое использование земельного участка подтверждается актом проверки использования земельного участка, составленного ТУ Росимущества в ЕАО от 07.08.2013 N 4 (лл.д. 67-74).
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" (кадастровый номер 79/06/0000000/36), общей площадью 21000000 кв.м, расположенный в с. Волочаевка-1 Смидовичского района Еврейской автономной области, переданный в аренду предпринимателю, является федеральной собственностью (лл.д. 56-58).
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, с учётом изменений, внесённых приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (п. 4.1.20 Положения).
По поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (п. 4.2.27 Положения).
На основании названного приказа, приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.01.2014 N 08 в положения о территориальных управлениях Росимущества, в том числе ТУ Росимущества в ЕАО, внесены изменения, согласно которым: Территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (п. 4.1.20 Положения); по поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (п. 4.2.27 Положения).
Поскольку площадь земельного участка, находящегося в аренде у предпринимателя, составляет 2100 га, суд первой инстанции правильно определил, что полномочия по самостоятельному решению о предоставлении спорного участка в собственность у ТУ Росимущества в ЕАО отсутствуют.
Как установлено судом, ТУ Росимущество в ЕАО 10.04.2014 за исх. N 492 обратилось в Росимущество с просьбой принять соответствующее решение о предоставлении в собственность земельного участка или дать поручение территориальному управлению осуществить продажу спорного земельного участка (л.д. 27).
О направлении документов в Росимущество заинтересованное лицо известило предпринимателя письмом от 07.05.2014 исх. N 617 (л.д. 28).
Судом установлено, что на день судебного заседания ответ Росимущества ни заинтересованному лицу, ни предпринимателю не направлен.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы земельного законодательства, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, сделал правомерный вывод об отсутствии бездействия ТУ Росимущества в ЕАО, нарушающего права и законные интересы главы КФХ Пискун О.Ю., поскольку у Территориального управления Росимущества отсутствуют полномочия по принятию самостоятельного решения о предоставлении в собственность земельного участка, площадь которого превышает 10 га, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун Оксане Юрьевне следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей, перечисленную по чек-ордеру от 22.09.2014, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.08.2014 по делу N А16-699/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун Оксане Юрьевне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1900 рублей, перечисленную по чек-ордеру от 22.09.2014, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-699/2014
Истец: Глава крестьянского (фермерского) Пискун Оксана Юрьевна, Кфх Пискун Оксана Юрьевна
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Гурский Степан Алексеевич - представитель истца