Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2017 г. N Ф07-1371/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А56-44444/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Прибыльского А.Ю. по дов. от 11.01.2016 N 224/н;
от заинтересованного лица: не явились-извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "НордЭнерго" (регистрационный номер 13АП-25777/16) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2016 по делу N А56-44444/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "НордЭнерго"
к Межрегиональному технологическому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" (далее - ООО "НордЭнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному технологическому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 31.05.2016 N 2.3-171/16 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2016 в удовлетворении заявленных требованиях отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что административным органом не доказан состав правонарушения, поскольку общество не эксплуатирует опасный производственный объект.
В судебном заседании представитель ООО "НордЭнерго" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 18.03.2016 231 военной прокуратурой гарнизона проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "НордЭнерго" требований обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "газовая котельная", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 8.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2016 и 21.03.2016 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, согласно которому обществом допущены следующие нарушения:
- отсутствует лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта (нарушение ст. 6 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ);
- опасный производственный объект "газовая котельная" не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (нарушение ч. 2 ст. 2 Закона N 116-ФЗ, п. 5 Правил регистрации объектов в государственно реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371);
- более трех лет не проводились режимно-наладочные работы средств автоматического регулирования и контроля газоиспользующего оборудования котлов (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. б) ст. 34 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N317).
Материалы административного дела направлены в Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на рассмотрение.
Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев материалы административного дела, 31.05.2016 вынесло постановление N 2.3-171/16 о привлечении ООО "НордЭнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.
Общество считая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, оспорило постановление о привлечении к административной ответственности в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения, образуют действия либо бездействия при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
В соответствии со статьей 2 Закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона "О промышленной безопасности" - промышленная безопасность опасных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1к Федеральному закону "О промышленной безопасности" (статья 2 закона).
В силу пп. а) п. 1 и п. 2 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты на которых:
- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
- используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении.
Согласно п. 2 п. 4 Приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для сетей газопотребления, не перечисленных в пп. 1 п. 4, устанавливается III класс опасности.
Подпунктами 1 пункта 5 Приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более устанавливается III класс опасности.
В соответствии с разделом 11 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" опасными производственными объектами газоснабжения являются "Сеть газопотребления", "Система теплоснабжения" (идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С).
Таким образом, газовая котельная, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 8, является опасным производственным объектом.
Согласно части 1 статьи 7 Закону N 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в статье 9 Федерального закона "О промышленной безопасности" - организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения закона и нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а также иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 11 Закону N 116-ФЗ предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
Из материалов дела следует, что ООО "НордЭнерго" эксплуатирует опасный производственный объект "газовая котельная", расположенный по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 8, не зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов, в отсутствие лицензии на его эксплуатацию.
ООО "НордЭнерго" сообщило, что не является организацией, эксплуатирующей объекты, и в пределах договора ведет техническое обслуживание.
Исследованный судом договор на оказание услуг по технической эксплуатации объектов теплоснабжения Западного Военного округа от 30.10.2015 N 12/ТХ-2015, заключенный между АО "ГУ ЖКХ" и ООО "НордЭнерго", не является документом, подтверждающим переход права владения собственности от одного лица к другому. Указанный договор регулирует взаимоотношения сторон по возмездному оказанию услуг по осмотру и обслуживаю опасных производственных объектов.
Из содержания договора (пункт 2.2) следует, что исполнитель по заданию заказчика принимает на себя обязанность оказывать услуги по технической эксплуатации объекта теплоснабжения заказчика; обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям, в том числе, промышленной безопасности (п. 3.1.2 договора); нести ответственность за сохранность всего имущества Заказчика переданного на техническую эксплуатацию по актам приема-передачи (п.3.1.12); иметь документы, необходимые для технического обслуживания объектов теплоснабжения (п.2.1.2).
Суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 1 Закона N 116-ФЗ, согласно которой невыполнение мер промышленной безопасности создает существенную угрозу жизненно важным интересам личности и общества, и сделал обоснованный вывод о том, что поскольку по договору на оказание услуг по технической эксплуатации от 30.10.2015 N 12/ТХ-2015 опасный производственный объект передан в эксплуатацию организации по договору и акту приема-передачи, то именно эксплуатирующая организация обязана зарегистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов, а также получить лицензию на их эксплуатацию.
Наличие нарушений требований промышленной безопасности в сфере эксплуатации опасного производственного объекта подтверждается материалами административного дела, что образует событие правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Управлением доказан как факт правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так и вина общества в его совершении.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2016 по делу N А56-44444/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НордЭнерго" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Борисова Г.В. |
Судьи |
Лопато И.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44444/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2017 г. N Ф07-1371/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НОРДЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ