г.Томск |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А27-8071/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарь судебного заседания Горецкая О.Ю. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Гурьевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 07 августа 2014 года по делу N А27-8071/2014 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Яцук Елены Владимировны, Кемеровская область, г. Гурьевск (ОГРНИП 313420233800019, ИНН 420499557484)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третье лицо: Администрация Гурьевского муниципального района (ОГРН 1054204011905, ИНН 4204006329), Кемеровская область, г. Гурьевск
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:23:0403002:428 в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Яцук Елена Владимировна (далее - предприниматель, ИП Яцук Е.В.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г.Москва в лице Кемеровского филиала (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:23:0403002:428, площадью 577 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. Партизанская, 24, равной его рыночной стоимости в размере 123100 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 августа 2014 года исковые требования предпринимателя удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:23:0403002:428, общей площадью 577 кв.м., местоположение: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. Партизанская, 24, в размере его рыночной стоимости равной 123 100 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области (далее - Администрация) в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда нормам права, предел превышения кадастровой стоимости его рыночной стоимости не является достоверным, истец не вправе исходя из прямого указания статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оспаривать результаты оценки, просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ИП Яцук Е.В.
ИП Яцук Е.В. в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:23:0403002:428, площадью 577 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. Партизанская, 24 по договору аренды земельного участка от 26.04.2012 г. N 118, заключенного с Администрацией (арендодатель) (с учетом договора о передаче уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 24.12.2013 г., дополнительного соглашения от 05.03.2014 г. N 316).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 7211850, 08 руб. (кадастровый паспорт земельного участка от 20.04.2012 г. N 4200/001/12-108091), утверждена актом определения кадастровой стоимости от 20.04.2012 г. в соответствии с Методическими указаниями, утверждены Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 г. N 222 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519 на площадь земельного участка.
Несоответствие рыночной стоимости указанного земельного участка, определенного отчетом независимого оценщика его кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования и устанавливая кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 г. N913/11, пришел к выводу, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ вытекает, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В пункте пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О разъяснено, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Правильно истолковав вышеприведенные нормы, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие в законодательстве, регулирующем рассматриваемые правоотношения запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, а достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении сами по себе предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, исходя из которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
ИП Яцук Е.В. в обоснование заявленных требований представила отчет независимого оценщика - ООО "Независимая Профессиональная Оценка" N 140417 от 22.04.2014, согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка (на дату 01.01.2007) составляет 123 100 руб., что свидетельствует о существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Федерального закона N135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ), оценка которого осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о недостоверности отчета о рыночной стоимости, выводы, содержащиеся в заключении эксперта, ни ответчиком, ни третьим лицом не опровергнуты, доказательства, подтверждающие иную рыночную стоимость земельного участка, в материалах дела отсутствуют, также, как и ходатайство о назначении повторной экспертизы.
При этом, экспертным заключением Экспертного Совета НП СОО "Сибирь" N 530/08/014 от 04.08.2014 отчет об оценке N 140417 от 22.04.2014 признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, требованиям задания на оценку, а выводы оценщика при определении рыночной стоимости объекта оценки- обоснованными.
Довод подателя жалобы о том, что предприниматель, являясь арендатором земельного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества со ссылкой на статью 10 Закона об оценочной деятельности, подлежит отклонению.
Положения части 5 статьи 10 Закона об оценочной деятельности регламентируют порядок заключения договора на проведение оценки от имени собственника объекта.
Согласно статье 6 Закона об оценочной деятельности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом, действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Приведенное в статье 3 Закона об оценочной деятельности понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона.
Наличие у предпринимателя права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, которая в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ устанавливается равной его рыночной стоимости, является достаточным основанием для реализации предпринимателем права на проведение оценки рыночной стоимости этого объекта.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, сделанные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Позиция Администрация основана на неправильном толковании норм права и, в частности, статьи 66 ЗК РФ, которая судом первой инстанции применена правильно.
В целом доводы Администрации направлены на переоценку установленных судами первой инстанции обстоятельств, оснований для которой, суд апелляционной инстанции по исследованным материалам дела, не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 августа 2014 года по делу N А27-8071/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8071/2014
Истец: Яцук Елена Владимировна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Гурьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района