Тула |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А09-7099/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "БрянскГражданПроект" (г. Брянск, ОГРН 1073250003166, ИНН 3250074360) - Поповой Т.С. (доверенность от 14.05.2014, паспорт), от заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел России по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1033265001660, ИНН 3234016700) - Молчановой О.А. (доверенность от 18.03.2014 N 25/155), в отсутствие третьих лиц - открытого акционерного общества "Институт Новгородгражданпроект" (г. Великий Новгород, ОГРН 1025300792153, ИНН 5321030180), общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт "Агропромстрой" (г. Саратов, ОГРН 1116455001794, ИНН 645505344), общества с ограниченной ответственностью "Юнион Групп" (г. Москва, ОГРН 5077746976885, ИНН 7701730142), общества с ограниченной ответственностью "Северсталь-Проект" (Вологодская область, г. Череповец, ОГРН 1023501251993, ИНН 3528082543), общества с ограниченной ответственностью "Росинжиниринг Проект" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1077847128127, ИНН 7810092490), закрытого акционерного общества "СпецЭлектроМеханика" (г. Брянск, ОГРН 1063250039137, ИНН 3250069674), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "БрянскГражданПроект" на определение Арбитражного суда Брянской области от 05.08.2014 по делу N А09-7099/2014 (судья Черняков А.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "БрянскГражданПроект" (далее - заявитель, Общество, ООО "ПИИ "БрянскГражданПроект") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области (далее - ответчик, УМВД России по Брянской области) о признании незаконными действий при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская", выразившихся в непринятии должных мер по проверке достоверности сведений, представленных участниками указанного конкурса, по указанным в пункте 19.2 конкурсной документации критериям, а также достоверности документов, представленных участниками закупок в подтверждение данных требований.
При подаче заявления ООО "ПИИ "БрянскГражданПроект" ходатайствовало о принятии обеспечительных мер в виде запрета УМВД России по Брянской области заключать контракт по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены в протоколе N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 в отношении объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская" до принятия окончательного судебного акта по настоящему делу.
Определением арбитражного суда от 09.07.2014 заявление ООО "ПИИ "БрянскГражданПроект" о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области запрещено заключать контракт по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены в протоколе N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 в отношении объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская" до принятия окончательного судебного акта по настоящему делу.
ООО "ПИИ "БрянскГражданПроект" заявило ходатайствовало о замене обеспечительных мер, принятых определением арбитражного суда от 09.07.2014 в виде запрета УМВД России по Брянской области заключать контракт по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены в протоколе N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 в отношении объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская" на обеспечительную меру в виде запрета УМВД России по Брянской области и ОАО "Институт Новгородгражданпроект" в случае заключения между ними контракта по результатам открытого конкурса приостановить его исполнение и обязательства сторон по нему до принятия окончательного судебного акта по настоящему делу.
Также, УМВД России по Брянской области и ОАО "Институт "Новгородгражданпроект", заявлено ходатайство об отмене обеспечительных мер, принятых определением арбитражного суда от 09.07.2014.
Определением арбитражного суда от 05.08.2014 отменена принятая определением от 09.07.2014 по делу N А09-7099/2014 обеспечительная мера в виде запрета управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области заключать контракт по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены в протоколе N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 в отношении объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская".
Ходатайство о замене обеспечительной меры по делу N А09-7099/2014, принятой определением от 09.07.2014 в виде запрета управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области заключать контракт по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены в протоколе N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 в отношении объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, улица Советская" на обеспечительную меру в виде приостановления исполнения контракта, заключенного по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены протоколом N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу было отклонено.
Судебный акт мотивирован тем, что заявляя о необходимости принятия обеспечительной меры в виде приостановления действия спорного контракта, общество не привело мотивированных обоснований - каким образом непринятие испрашиваемой обеспечительной меры повлияет на возможность исполнения судебного акта по настоящему делу, а также на предотвращение значительного ущерба заявителю.
Не согласившись с принятым определением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в замене обеспечительным мер и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование поданной жалобы заявитель указывает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для не принятия обеспечительных мер, поскольку заявителем представлено обоснование невозможности и затруднительности исполнения решения суда.
В судебное заседание третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что о судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу части 1 статьи 95 АПК Российской Федерации по ходатайству истца или ответчика допускается замена одной обеспечительной меры другой.
По смыслу названной нормы замена одного вида обеспечения другим производится судом в случаях, когда ранее установленная мера не защищает прав истца и не может гарантировать исполнение решения либо эта мера неоправданно ущемляет права ответчика.
Таким образом, заявляя такое ходатайство, сторона должна доказать, что принятая обеспечительная мера неоправданно ущемляет его права и законные интересы и не обеспечивает фактическую реализацию целей обеспечительных мер, предусмотренных статьей 90 АПК РФ
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ" необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 от 12.10.2006 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Замена одного вида обеспечения другим допускается в том случае, если ранее принятая обеспечительная мера по различным причинам уже не может обеспечить исполнение судебного акта в будущем или предотвратить возможность причинения значительного ущерба заявителю, либо в процессе действия обеспечительной меры выяснилось, что она неоправданно ущемляет права лица, в отношении которого она была принята.
Арбитражный суд производит замену одной обеспечительной меры другой, если заявитель обосновал причины обращения с таким ходатайством конкретными обстоятельствами, а также, если им представлены доказательства, подтверждающие его доводы.
Отказывая в замене обеспечительных мер, суд первой инстанции правильно указал, что приостановление исполнения контракта может привести к невозможности его размещения в 2014 году и срыву освоения бюджетных средств.
В данном случае при принятии обеспечительных мер работы, являющиеся предметом контракта, не будут исполнены, контракт на данные виды работ размещен быть не может. Таким образом, приостановление исполнения контракта приводит в конечном итоге к его фактическому аннулированию, что противоречит части 2 статьи 90 Кодекса.
Общество, обратившись с заявлением о замене обеспечительных мер, не представило суду доказательств наличия нарушений его имущественных прав со стороны ответчика и не обосновал необходимость принятия обеспечительных мер.
Как правильно указал суд первой инстанции, при определении срока выполнения работ в рамках контракта принимались во внимание временные затраты на реализацию многостадийного процесса, являющегося предметом правоотношения, в то время как приостановление действия спорного контракта может способствовать чрезмерному сокращению сроков исполнения и, как следствие, неисполнимости обязательств подрядчика в установленные условиями контракта сроки (срыву работ), что повлечет за собой нарушение баланса интересов третьих лиц, публичных интересов, а также влечет за собой возможную утрату исполнения контракта при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора.
Отказ в замене обеспечительных мер не нарушит законных прав и интересов заявителя и не повлияет на исполнение принятого по данному делу судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что приостановление в конечном итоге может привести к негативным последствиям и затруднениям при исполнении судебного акта, является правильным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для замены обеспечительных мер на приостановление исполнения контракта, заключенного по результатам открытого конкурса, итоги которого оформлены протоколом N 0127100001614000079-2 от 30.06.2014 до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного определения.
Исходя из положений пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных жалоб на определения (кроме перечисленных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации - о прекращении производства по делу и об оставлении искового заявления без рассмотрения) государственная пошлина не уплачивается.
При таких обстоятельствах уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 05.08.2014 по делу N А09-7099/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "БрянскГражданПроект" (г. Брянск, ОГРН 1073250003166, ИНН 3250074360) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.09.2014 N 545.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7099/2014
Истец: ООО "ПИИ " Брянскгражданпроект"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области
Третье лицо: ЗАО "СпецЭлектроМеханика", ОАО "Институт Новгородгражданпроект", ООО "НИИ "Агропромстрой", ООО "Росинжиниринг проект", ООО "Северсталь - Проект", ООО "Юнион Групп"