г. Москва |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А40-28226/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей Г.Н. Поповой, П.А. Порывкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.04.2014 по делу N А40-28226/14, принятое судьей А.П. Стародуб, по иску Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027722019555) к ООО "ФАРМАДЕНТ" (ОГРН 1027739204030)о взыскании штрафа в размере 808 032 рублей,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ФАРМАДЕНТ" - Пичугина Е.Г. по дов N 7/ю от 24.03.2014,
от ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области - Долгих А.А. по дов. N 203/40-190 от 31.12.2013.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее - истец) 26.02.2014 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "ФАРМАДЕНТ" (далее - ответчик) финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 808 032 рублей.
Названное исковое заявление истец мотивировал тем, что ответчиком представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за 4-й квартал 2012 года, а именно несоответствие сумм, начисленных и уплаченных страховых взносов ответчиком в формах документов персонифицированного учета АДВ-6-2 с РСВ-1, недостоверное указание сведений на застрахованных лиц.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 в удовлетворении исковых требований истца отказано.
Не согласившись с принятым судом решением истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и взыскать с ответчика 808 032,00 рубля.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва, в котором просил решение суда первой инстанции от 14.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Суд определил приобщить к материалам дела отзыв ответчика.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области зарегистрировано в качестве страхователя ООО "ФАРМАДЕНТ" (рег. N 087-507-010531).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчиком 30.01.2013 были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4-й квартал 2012 года.
При проведении проверки представленных сведений истец выявил не соответствие сумм начисленных и уплаченных страховых взносов, отраженных ответчиком в формах СЗВ-6-3, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2 и РСВ-1, недостоверно указаны сведения на застрахованных лиц.
Протокол проверки файлов направлен ответчику 05.02.2013.
Корректирующие сведения за 4-й квартал 2012 года ответчиком направлены по телекоммуникационным каналам связи 22.04.2013, по результатам проверки сведения приняты, о чем в адрес ответчика направлена расписка о приеме отчетности.
Согласно статьям 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проверки представленных страхователем документов, орган пенсионного фонда составляет акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
На момент привлечения ответчика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете формы и требования к документам, применяемым при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов были установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии данным приказом итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе, предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.
Истец по факту нарушения ответчиком законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составил акт от 30.04.2013 N 10.
Однако в акте от 30.04.2013 N 10 об обнаружении фактов нарушений не содержится указаний ни на состав вменяемого в вину ответчика нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, ни на конкретные обстоятельства, послужившие тому основанием.
Ответчик представил возражения от 27.05.2013 года на акт от 30.04.2013 N 10, в которых просил отменить назначенный штраф в связи с несовершенством проверочной программы по сдаче отчетности, а также сложностью сопоставления данных на 867 сотрудников, предоставленных истцом в текстовом файле.
По смыслу статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ по истечении срока, установленного действующим законодательством для представления возражений на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. При этом в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Истец 19.06.2013 вынес решение N 274 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а 23.07.2013 выставил требование N 76, об уплате штрафа в размере 808 032 рублей в срок до 24 августа 2013 года.
В решении N 274 от 19.06.2013 не указаны, какие обстоятельства послужили основанием для привлечения ответчика к ответственности, какие сведения и по каким конкретно застрахованным лицам недостоверно представлены ответчиком и в чем именно заключается недостоверность представленных сведений. Кроме того, в решении не отражены доводы, приводимые ответчиком в возражениях на акт от 30.04.2013 в свою защиту, а также результаты проверки этих доводов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, по смыслу нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае начисление штрафа безосновательно произведено в размере 10 % от всех начисленных к уплате сумм.
Доказательств недостоверности представленных ответчиком сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, на основании которых истец пришел к выводу о нарушении ответчиком действующего законодательства в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, в материалы дела не представлены. Ни из акта N 10 от 30.04.2013, ни из решения N 274 от 19.06.2014 не следует, на каких застрахованных лиц представлены недостоверные сведения. В этой связи невозможно определить платежи за застрахованных лиц, из которых необходимо рассчитывать размер финансовой санкции.
Отклоняя утверждения фонда о том, что по истечении двухнедельного срока устранения расхождений к организации применяются финансовые санкции, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, так же как и Федеральный закон N 27-ФЗ не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987 н).
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях, территориальный орган Пенсионного фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществляет данную корректировку.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерным суждениям, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года, были представлены ответчиком в установленный срок и в полном объеме. Допущенные ошибки не привели к невозможности осуществления индивидуального (персонифицированного), учета и были скорректированы в установленном порядке.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2014 по делу N А40-28226/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28226/2014
Истец: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N3 по Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и МО
Ответчик: ООО "ФАРМАДЕНТ"