г. Саратов |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А57-3853/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Антоновой О.И., судей Волковой Т.В., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области (г. Саратов) и комитета по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-3853/2014, (судья Елистратов К. А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Полюс" (ОГРН 1066454047330, ИНН 6454080914, г. Маркс, Саратовская область)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области (г. Саратов),
третьи лица: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитет по управлению имущество по Саратовской области, комитет по управлению имуществом города Саратова, индивидуальный предприниматель Мокроусов Олег Валерьевич, администрация муниципального образования "Город Саратов", Правительство Саратовской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 22066 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040425:93, расположенного по адресу: Саратовская область, город Саратов, улица Топольчанская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 30 131 000 рублей, об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 22066 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040425:93, расположенного по адресу: Саратовская область, город Саратов, улица Топольчанская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 30 131 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд поступило исковое заявление ООО "Полюс", уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", в лице филиала по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 22066 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040425:93, расположенного по адресу: Саратовская область, город Саратов, улица Топольчанская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 30 613 000 рублей. Об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 22066 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040425:93, расположенного по адресу: Саратовская область, город Саратов, улица Топольчанская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 30 131 000 рублей.
Решением суда от 22.08.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом Комитет по управлению имуществом Саратовской области, а также ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобах.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество с ограниченной ответственностью "Полюс" является арендатором земельного участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:040425:93 площадью 22066 кв.м. находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н, на основании договора аренды земельного участка от 27.09.2010 N А-10-836Ф-4, заключенного между администрацией муниципального образования "Город Саратов" и Ершовым Сергеем Юрьевичем, договора замены стороны обязательстве от 14.04.2011, заключенного между Ершовым Сергеем Юрьевичем и Обществом ограниченной ответственностью "Транспроект", договора замены стороны в обязательстве о 04.03.2013, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью "Транспроект" и Обществом с ограниченной ответственностью "Полюс".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040425:93 площадью 22066 кв.м. находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н составляет 81.265.106 руб. 12.,. Указанная кадастровая стоимость земельного участка утверждена Распоряжением комитета по управлению имуществом по Саратовской области от 28.12.2012 г. N 989-р.
Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствую кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка, а так же кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно отчету об оценке, подготовленному независимым оценщиком ИП Мокроусовым О.В.рыночная стоимость арендуемого земельного участка составляет 30.131.000 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка определенная установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости не соответствует его рыночной стоимости.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости.
Оценивая заявленные требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения последних, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка,
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 г. при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры. В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена экспертиза с целью установления действительной (рыночной) стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040425:93 площадью 22 066 кв.м, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н, по состоянию на 2 июня 2012 года.
Согласно заключения эксперта N 03/06-14-РБ от 10.06. 2014 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 30.613.000 руб.
Указанное экспертное заключение не оспорено, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявлялось.
В данной связи судом первой инстанции, заявленные требования были удовлетворены с учетом результатов экспертизы, полученной в рамках рассмотрения настоящего спора судом.
Отклоняя довод апеллянта о том, что судом первой инстанции неверно определен надлежащий ответчик по делу коллегия судей исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Доводы администрации об отсутствии полномочий у арендатора на заключение договора на проведение оценки со ссылкой на положения ст. 10 Закона об оценочной деятельности, отклонены апелляционным судом.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли соответствующие платежи (земельный налог, арендную плату).
В силу п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (подпункт 4 пункта 1), поэтому арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки наряду с собственником земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вопрос о действительной стоимости земельного участка являлся предметом исследования в рамках судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-3853/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3853/2014
Истец: ООО "Полюс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра", Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", ИП Мокроусов О. В., ИП Мокроусов Олег Валерьевич, Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по управлению имуществом по Саратовской области, Правительство Саратовской области, Саратовский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - Саратовское районное отделение, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"