г. Москва |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А41-56277/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности от 24.03.2014 N 12исх-3798,
от Федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем": Агафонов А.В по доверенности от 08.08.2014, Наумова И.С. по доверенности от 25.06.2014,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явился, извещен,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2014 по делу N А41-56277/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску Федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" к ФГБУ "ФКП Росреестра", при участии в качестве третьих лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по г.Москве, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, администрации городского поселения Белоозерский Воскресенского района Московской области, об установлении рыночной стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" (далее - истец, ФКП "ГкНИПАС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) со следующими требованиями (уточненными в порядке, предусмотренном статьи 49 АПК РФ):
- признать несоответствующей рыночной стоимости, внесенные ФГБУ "ФКП Росреестра" в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4, равной 70 245 492 647 рублей 50 копеек (кадастровая стоимость) и удельный показатель равный 683 рубля 61 копейка, с 2013 года;
- установить с 01.01.2013 по дату утверждения новой кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением от 27.11.2013 N 567-РМ, кадастровую стоимость и удельный показатель спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости - на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:4, общей площадью 102756678 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, п. Белоозерский - 14 283 178 242 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв.м в размере 139 рублей.
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Росреестра по г.Москве, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Воскресенского муниципального района МО, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, администрация городского поселения Белоозерский Воскресенского района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2014 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных отношений Московской обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ФКП "ГкНИПАС" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:4 общей площадью 102756678 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, северо-восточнее поселка Белозерский категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - под размещение объектов производственного и социально-культурного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.08.2008, кадастровой выпиской от 03.07.2013 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о 11.11.2013.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м. земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 2).
Как следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 683,61 руб. за 1 кв.м, что повлекло соответствующее изменение его кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, и установления ее в размере 70 245 492 647 руб. 50 коп.
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно заключению эксперта от 24.01.2014 N 14Э-2401 изготовленного на основании определения суда от 17.01.2014 о назначении экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в заключении эксперта рыночная стоимость спорного земельного участка на дату его оценки - 01.01.2009, составляет 14 283 178 242 руб. Рыночная стоимость проверена судом и признана обоснованной.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ФКП "ГкНИПАС" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставите без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 установлена в размере 70 245 492 647 руб. 50 коп.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.01.2014 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Аналитик-Эксперт" Постнову В.И.
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта от 24.01.2014 N 14Э-2401, из содержания которого усматриваются, что по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 14 283 178 242 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.03.2014 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "3D-Эксперт" Сологубу Владимиру Михайловичу.
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта от 28.03.2014 N 133/14, из содержания которого усматриваются, что по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 26 090 146 608 руб. 89 коп.
Суд первой инстанции, исследовав представленные заключения экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что заключение эксперта от 24.01.2014 N 14Э-2401, проведенное ООО "Аналитик-Эксперт" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Установление рыночной стоимости земельного участка на конкретную дату не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться именно с указанной даты, а не с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционный суд обращает внимание, что настоящие требования не касаются и не направлены на обязание кадастровой палаты внести сведения в ГКН ни с конкретной даты, ни на конкретную дату, ни на определенный период.
Определяя период, на который суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, надлежит руководствоваться действовавшим на момент обращения в суд законодательством, которое не регулировало вопросы, связанные с периодом либо датой, с которой судом устанавливается такая стоимость. В связи с чем у суда отсутствуют основания для однозначного вывода о невозможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.
При этом указанный подход не противоречит позиции как изложенной в названных выше постановлениях Президиума ВАС РФ, так и правовому подходу, в последующем нашедшему свое закрепление в статье 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
Между тем в рассматриваемом случае ограничение периода, на который судом надлежит установить соответствующую кадастровую стоимость земельного участка, обусловлено утверждением распоряжением Минэкологии Московской области от 26.11.2013 N 567-рм новых результатов государственной кадастровой оценки земель, применяемых с 01.01.2014.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части указания на дату, на которую признана несоответствующей кадастровая стоимость рыночной стоимости земельного участка и даты, поскольку является лишь датой оценки.
Требование заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной основано на предоставленном ему законом праве и не может быть ограничено длительностью рассмотрения дела в суде или зависеть от длительности такого рассмотрения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2014 по делу N А41-56277/13 отменить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 площадью 1027556678 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, п. Белозерский в размере рыночной стоимости равной 14 283 178 242 руб. (удельный показатель - 139 руб.) с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В части перечисления денежных средств экспертным организациям решение суда оставить без изменения.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56277/2013
Истец: Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем", ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Администрация Воскрсенского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Белоозерский Воскресенского района Московской области, Департамент городского имущества города Москвы, Депертамент городского имущества города Москвы, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, ИФНС России по городу Воскресенску, Министерство имущественных отношений МО, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования МО, Министерство экологии и природопользования по Московской области, Правительство города Москвы, Правительство Москвы, ТУ ФАУГИ в МО, ТУ ФАУГИ в Московской области, Управление Росреестра по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве