город Ростов-на-Дону |
|
06 ноября 2014 г. |
дело N А32-12266/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РМНТК - Термические системы": Закирова Рамиля Камильевича по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РМНТК - Термические системы" и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2014 по делу N А32-12266/2014
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМНТК - Термические системы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РМНТК-Термические системы" (далее - ООО "РМНТК-Термические системы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, управление, административный орган), в котором просило признать незаконными и отменить:
- постановление от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-5-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50 000 руб.;
- постановление от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-2-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.;
- постановление от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-3-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 руб.;
- решения от 27.03.2014 N 13-08-010-ЭН-2-2/2, N 13-08-010-ЭН-3-2/2 и N 13-08-010-ЭН-5-2/2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными и отменил постановления управления от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-5-2 и N 13-08-010-ЭН-3-2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о малозначительности совершенных обществом правонарушения, предусмотренных статьями 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наличие в действиях общества события правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд посчитал доказанным.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 27.08.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В апелляционной жалобе управление указывает, что события вменяемых обществу правонарушений доказано административным органом. Совершенные обществом правонарушения, предусмотренные статьями 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не могут быть признаны малозначительными.
ООО "РМНТК-Термические системы" также обжаловало решение суда от 27.08.2014 и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе общество указывает, что управление неправомочно проводить проверку, поскольку полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора принадлежат Министерству природных ресурсов Краснодарского края. Общество не осуществляет обращение с отходами, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отчетность за 2013 год сдана обществом в установленные сроки. Мусор строительный от разборки зданий относится к пятому классу опасности, следовательно, паспорт на данный вид отхода не разрабатывается. Отходы - масла автомобильные отработанные и мусор от уборки территории в обществе не образуется, были включены в расчет ошибочно, что подтверждается письмом ООО "ЭкоЛидер" от 30.01.2014. В отношении остальных отходов заключен договор на разработку паспортов. Нарушения в части необеспечения профессиональной подготовки должностных лиц, неорганизации учета в области обращения с отходами, неразработки порядка осуществления производственного контроля и инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами устранены к моменту рассмотрения материалов административного дела. Просрочка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду незначительна - 11 дней. Общество не обязано вносить указанную плату, поскольку не осуществляет деятельности по размещению отходов. При вынесении постановления от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-2-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление не учло обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 24.01.2014 на основании распоряжения от 19.12.2013 N 01-04-20/457 административным органом проведена проверка соблюдения ООО "РМНТК-Термические системы" требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО "РМНТК-Термические системы" осуществляет деятельность по разработке, испытанию, производству, реализации и аренде продукции для нефтяной и газовой промышленности, предоставление услуг, связанных с добычей нефти и газа.
При проведении проверки управлением установлен факт осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, а именно:
не организован производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль);
отсутствуют должностные лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку;
общество осуществляет накопление отхода - "строительный мусор от разборки зданий" с нарушением требований статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
не составлены паспорта на отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, мусор от бытовых помещений, мусор строительный от разборки зданий;
не ведется учет образовавшихся отходов;
инструкция о порядке сбора, хранения и передачи ртутьсодержащих отходов на утилизацию не разработана;
в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год отходы "мусор об уборки территории предприятия" и "мусор (отходы) от уборки территории и помещений объекта оптово-розничной торговли продовольственными товарами", "стружка черных металлов незагрязненная", "мусор строительный от разборки зданий" не отражены, расчеты заполняются некорректно;
плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года внесена с нарушением установленных сроков.
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 24.01.2014 N 13-65-010-Н-1, в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 31.01.2014 N 13-08-010-ЭН-2, N 13-08-010-ЭН-1 и N 13-08-010-ЭН-5.
Постановлениями Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-5-2, N 13-08-010-ЭН-3-2, N 13-08-010-ЭН-2-2 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50 000 руб., по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб., по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Решениями управления от 27.03.2014 N 13-08-010-ЭН-2-2/2, N 13-08-010-ЭН-3-2/2 и N 13-08-010-ЭН-5-2/2 вышеназванные постановления управления оставлены без изменения.
Полагая, что указанные постановления и решения административного органа являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В нарушение указанных норм общество осуществляет накопление отхода - "строительный мусор от разборки зданий" навалом под прямым воздействием атмосферных осадков и солнечных лучей на водонепроницаемой поверхности, указанная территория не оборудована системой обособленной ливневой канализации и автономными очистными сооружениями.
В соответствии со статьей 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (часть 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления).
В ходе проведенной управлением проверки установлено, что в нарушение названных норм заявителем не организован производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не разработан и не согласован в установленном законодательством порядке. Ведение учета в области обращения с отходами ООО "РМНТК-Термические системы" не организовано.
В силу требований статьи 73 Закона об охране окружающей среды руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), имеющим специальное значение по сравнению с общими нормами Закона об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами, также предусмотрена обязанность наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (статья 15 Закона об отходах производства и потребления).
В нарушение указанных норм у заявителя на момент проверки отсутствовали должностные лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
В соответствии со статьей 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 2 статьи 14). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 14).
В ходе проведенной управлением проверки установлено, что заявителем не составлены паспорта на отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, мусор от бытовых помещений, мусор строительный от разборки зданий.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что отходы - масла автомобильные отработанные и мусор от уборки территории на предприятии не образуются и ошибочно были включены в расчет платы за негативное воздействие, не принимается судом апелляционной инстанции, как противоречащая материалам дела.
Из акта проверки от 24.01.2014 N 13-65-010-Н-1 усматривается, что обществом эксплуатируются передвижные источники выбросов - грузовые и легковые бензиновые автомобили, автопогрузчик.
Факт образования вышеуказанных отходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия установлен административным органом в ходе проверки и подтверждается справками о производственной деятельности природопользователя, отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, справкой ООО "РМНТК-Термические системы".
Довод общества о том, что отход - мусор строительный от разборки зданий относится к пятому классу опасности, следовательно, паспорт на данный вид отхода не разрабатывается, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный вид отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов относится к четвертому классу опасности (код отхода 9120060101004).
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В нарушение указанных норм у ООО "РМНТК-Термические системы" отсутствует инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отработанных ртутьсодержащих отходов и помещение, выделенное для хранения отработанных и поврежденных ламп, не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами.
Поскольку факт нарушения заявителем вышеназванных норм природоохранного законодательства подтверждается актом поверки от 24.01.2014 N 13-65-010-Н-1 и протоколом об административном правонарушении от 31.01.2014 N 13-08-010-ЭН-2, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка общества на то обстоятельство, что оно не осуществляет деятельность по обращению с отходами, следовательно, не является субъектом вменяемых ему административных правонарушений.
Субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Факт образования отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, мусор от уборки территории предприятия, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, мусор строительный от разборки зданий) в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела, а именно: справками о производственной деятельности природопользователя за 1, 2, 3 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2012 года, 1.2,3 кварталы 2011 года; расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2012, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 4 квартал 2010 года, платежными поручениями N 1424 от 31.10.2013, N 902 от 17.07.2013, N 737 от 19.06.2013, N 690 от 11.06.2013; отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; справкой общества от 23.01.2014 N 29/03/06- 01, актом проверки от 24.01.2014 313-65-010-Н-1. Следовательно, действия общества относятся к накоплению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Данный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58АЖ.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Вина общества в совершении вменяемого ему правонарушения в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований природоохранного законодательства. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Ссылка общества на наличие обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного им правонарушения ввиду устранения выявленных в ходе проверки нарушений (заключение договора на разработку паспортов, обеспечение профессиональной подготовки работников в области обращения с отходами, разработка порядка производственного контроля и инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами), не принимается судом апелляционной инстанции.
В постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности постановления управления от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-2-2.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Судом установлено, что в материалах об административном правонарушении отсутствуют доказательства наличия в действиях общества состава административного правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют несколько составов:
- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;
- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;
- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Пунктами 3 - 5 Приказа Управления природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (далее - Приказ N 30) установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 30 отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило неотражение в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год и в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 квартал 2013 года также отходов - мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, мусор от уборки территории предприятия, стружка черных металлов незагрязненная, мусор строительный от разборки зданий, факт образования которых в результате хозяйственной деятельности предприятия подтвержден материалами дела. Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду обществом заполняются некорректно, так как не вносятся данные в столбцы N 7, 8, 18 раздела 4.
Поскольку доказательств принятия заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований в материалы дела представлено не было, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предметом спора в рамках настоящего дела является также законность постановления управления от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-5-2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Постановлением управления от 18.02.2014 N 13-08-010-ЭН-5-2 общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления и в связи с осуществлением выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 17.03.2009 N 14561/08 и от 12.07.2011 N 1752/11.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако в материалах административного дела не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления. Основными видами деятельности ООО "РМНТК-Термические системы" являются: деятельность по разработке, испытанию, производству, реализации и аренде продукции для нефтяной и газовой промышленности; предоставление услуг, связанных с добычей нефти и газа.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет только накопление отходов, передавая их в соответствии с заключенными договорами от 24.08.2012 N 3038, от 01.06.2012 N 39, от 10.12.2012 N 1 - ООО "Агентство "Ртутная безопасность", ООО "Северская саночистка" МУП ТГП ТР "КПП и Б" - организациям, занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов на основании соответствующих лицензий (т. 3 л.д. 167- 213).
Таким образом, общество не относиться к организациям, осуществляющим специализированную деятельность по обращению с отходами, следовательно, не обязано вносить плату за такое негативное воздействие на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления.
Вместе с тем, в процессе деятельности заявителя осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) не использует термин "вредное вещество", определяет такое понятие как "загрязняющее вещество". В свою очередь, вред окружающей среде Закон N7-ФЗ определяет как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения.
Под загрязняющим веществом в соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установление превышения его количества и (или) концентрации установленных нормативов.
В соответствии с Уставом, утвержденным протоколом общего собрания участников ООО "РМНТК-Термические системы" от 09.12.2013 N 012, общество осуществляет следующие виды деятельности: разработка, испытание, производство, реализация и аренда продукции для нефтяной и газовой промышленности; представление услуг, связанных с добычей нефти и газа; осуществление других видов деятельности. В процессе такой деятельности осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферу: от стационарного организованного источника выбросов (труба отопительного котла КИТУКРАМИ БОЙЛЕР, модель KSOG-70R); от стационарных неорганизованных источников выбросов (станок по деревообработке, станки по металлообработке, токарные станки с ЧПУ, заточные станки, фрезерные станки, сверлильные станки, стационарные сварочные посты, места использования лакокрасочных средств, открытые стоянки автотранспорта; от передвижных источников выбросов (грузовые бензиновые автомобили, легковые бензиновые автомобили, автопогрузчик). Установки очистки газа у общества отсутствуют.
При проведении проверки представителем ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в присутствии сотрудника управления и представителей общества был произведен отбор проб промышленных выбросов от стационарного организованного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - труба отопительного котла Китурами Бойлер (протокол отбора (измерений) проб промышленных выбросов N 3 от 23.01.2014). Согласно проведенным исследованиям выброс азота диоксида от данного источника составил 0,0017365 гс/с, азота оксид- 0,0002869 г/с, т.е. выше предельно допустимого.
Факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается актом проверки от 24.01.2014 N 13-65-010-Н-1, заключением ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", протоколами испытаний (т. 3 л.д. 1-7, 74-75, 76-77).
Наличие вредного воздействия от деятельности общества на окружающую среду подтверждается также расчетом платы за негативное воздействие, содержащим сведения об объеме вредного воздействия на окружающую среду.
Изложенное свидетельствует о наличии у общества обязанности ежеквартального внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции находит правильным.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно счел возможным применить в настоящем деле в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. п. 18, 18.41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что совершенное обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Судебная коллегия учитывает, что обществом произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал с незначительным нарушением срока, соответствующая отчетность представлена в уполномоченный орган, что свидетельствует об отсутствии признаков пренебрежительного отношения ООО "РМНТК-Термические системы" к исполнению публичных обязанностей.
Оценив обстоятельства названных правонарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности квалификации совершенных обществом правонарушений как малозначительных.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что управление неправомочно проводить проверку, поскольку полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора принадлежат Министерству природных ресурсов Краснодарского края, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочны органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 указанного положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея является территориальным органом федерального государственного экологического контроля, в связи с чем оспариваемые постановления вынесены должностным лицом административного органа, который в соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет право на рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2, 8.5 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2014 по делу N А32-12266/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12266/2014
Истец: ООО "РМНТК-ТЕРМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) по КК и респ.Адыгея