город Ростов-на-Дону |
|
07 ноября 2014 г. |
дело N А32-26752/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания Горобцовой А.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.07.2014 по делу N А32-26752/2013
по иску Кожевникова Сергея Георгиевича
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар; открытое акционерное общество "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, принятое в составе судьи Сумина Д.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Кожевников Сергей Георгиевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, орган кадастрового учета) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274 равной рыночной.
Впоследствии истец уточнил исковые требования. Просил суд установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274, площадью 924 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Передовая, 1/1, кадастровую стоимость в размере его рыночной, равной 11 484 940 рублей согласно экспертному заключению от 11.06.2014 N 4216/09-3/16.1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация); открытое акционерное общество "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ".
Решением арбитражного суда от 28.07.2014 принят отказ индивидуального предпринимателя Кожевникова Сергея Георгиевича от требований о взыскании судебных расходов, производство по делу в данной части прекращено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274 площадью 924 кв.м в размере его рыночной стоимости 11 484 940 руб. (рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011). Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274 площадью 924 кв.м в размере его рыночной стоимости 11 484 940 руб. с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать. Жалоба мотивирована следующими доводами. Истец не обосновал нарушение своих прав, нарушений при кадастровой оценке земель не допущено. Разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью, установленной в результате представленной истцом оценки, превышает пределы разумности, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки. Уменьшение кадастровой стоимости повлияет на сумму поступающих в местный бюджет денежных средств.
В отзыве на жалобу истец просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 01.10.2014 по 08.10.2014 с целью предоставления истцу возможности представить в материалы дела актуальную выписку из ЕГРП на спорный земельный участок.
За время перерыва от истца поступило ходатайство об отложении слушания дела, мотивированное неполучением в установленный судом срок выписки.
Определением от 08.10.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05 ноября 2014 года.
К судебному заседанию во исполнение поручения суда истцом представлена выписка из ЕГРП относительно земельного участка с кадастровым номером N 23:43:0304074:274.
В связи с отпуском судьи Галова В.В. в составе суда произведена замена судьи Галова В.В. на судью Малыхину М.Н. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание 05.11.2014 лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из дела и установлено судом, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304074:274, площадью 924 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Передовая, 1/1 - л.д. 14 том 2.
Соответствующий земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 12.05.2012 N 2343/12/12-273823, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274 составляет 23 156 650,44 руб. - л.д. 34 том 1.
В рассматриваемой ситуации порядок предоставления земельного участка соответствует положениям ст. 34, 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". При таких обстоятельствах надлежащая легитимация арендодателя материалами дела подтверждена - л.д.21-33 том 1.
По условиям договора аренды арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка - л.д.32.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края, кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка составила 23 156 650,44 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как владельца земельного участка и плательщика арендных платежей, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 2, 4, 5, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суде. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, пункт 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Представитель истца в подтверждение разницы величины кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной, представил отчет от 20.06.2013 N 13/13-О об оценке рыночной стоимости. Согласно отчету от 20.06.2013 N 13/13-О рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. 3 Передовая, 1/1, площадью 924 кв.м. по состоянию на 01.01.2011 составила 9 438 660 руб. - л.д. 157, 198 том 1.
В целях подтверждения значительного превышения установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номером 23:43:0304074:274 его рыночной стоимостью, определенной на дату установления его кадастровой стоимости, определением от 19.11.2013 Арбитражным судом Краснодарского края по ходатайству истца была назначена экспертиза. Проведение экспертизы было поручено эксперту ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России государственных судебных экспертов.
Экспертным учреждением ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России государственных судебных экспертов в материалы дела представлено заключение от 11.06.2014 N 4216/09-3/16.1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274, площадью 924 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Передовая, 1/1 по состоянию на 01.01.2011 составляет 11 484 940 руб. - л.д. 61 том 2.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, учитывая, что последняя государственная кадастровая оценка земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края была проведена по состоянию на 01.01.2011, истец правомерно просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, определенной на указанную дату.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что составленные по итогам проведенной по делу экспертизы заключение эксперта соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержат достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего спора в суде, доказательства недостоверности указанных заключений в материалы дела не представили, на нарушения экспертом при составлении заключений положений законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки не указали, тем самым приняв на себя соответствующие процессуальные риски (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поэтому подлежит отклонению довод апелляционной жалобы, согласно которому разница между кадастровой стоимостью земельного участка и установленной его рыночной стоимостью превышает пределы разумности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял указанные заключения эксперта в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка, арендованного истцом, над его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью.
Поскольку истец является арендатором земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость участка нарушает права истца как плательщика арендной платы, исчисляемой исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем заявленные требования представляются обоснованными.
Таким образом, истец как арендатор земельного участка с кадастровым номером 23:43:0304074:274 имеет право на судебную защиту путем изменения сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлияет на размер арендной платы за пользование данным участком и приведет к уменьшению бюджетных поступлений, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов власти по формированию бюджета.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Государственная пошлина заявителем апелляционной жалобы уплачена не была, при этом согласно подпункту 1.1 пункта 1 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с 31.01.2009 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Заявитель жалобы является третьим лицом.
В связи с этим, учитывая, что апелляционная жалоба рассмотрена по существу, с администрации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2014 по делу N А32-26752/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации муниципального образования город Краснодар в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26752/2013
Истец: Кожевников С Г, КОЖЕВНИКОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, ОАО " Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ, ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ"