Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Москва |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А40-85098/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "МЭМЗ Памяти революции 1905 года"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-85098/14, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи 149-732),
по заявлению ЗАО "МЭМЗ Памяти революции 1905 года"
к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий (бездействия)
при участии:
от заявителя: |
Забралова Е.Ю. по доверенности от 26.05.2014 Пулинец Ю.П. по доверенности от 30.01.2014; |
от ответчиков: |
Бушуев Б.А. по доверенностям: 1) N 4-47-205/4 от 11.03.2014 2) N 33-д-181/14 от 03.03.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "МЭМЗ Памяти революции 1905 года" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными действий (бездействия) Департамента городского имущества г.Москвы, выразившихся в отказе в подготовке проекта постановления о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год" об исключении из перечня объектов недвижимого имущества: строения 1 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095); строение 2 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097); строение 5 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127); строение 6 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, (кадастровый номер 77:01:0004019:1128), принадлежащих ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года"; обязании Департамента городского имущества города Москвы совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, подготовить проект постановления Правительства Москвы о внесении соответствующих изменений в постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год" об исключении из перечня объектов недвижимого имущества: строения 1 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095); строение 2 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097); строение 5 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127); строение 6 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, (кадастровый номер 77:01:0004019:1128), принадлежащих ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года"; признании незаконными действий (бездействия) Правительства Москвы, выразившихся в отказе рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год" об исключении из перечня объектов недвижимого имущества: строения 1 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095); строения 2 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097); строения 5 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127); строения 6 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, (кадастровый номер 77:01:0004019:1128), принадлежащих ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года"; обязании Правительства Москвы совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год" об исключении из перечня объектов недвижимого имущества: строения 1 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095); строения 2 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097); строения 5 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127); строения 6 по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, (кадастровый номер 77:01:0004019:1128), принадлежащих ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года".
Решением от 25.08.2014 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимых для признания оспариваемого бездействия и действий незаконными. Кроме того, суд указал на то, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку оспаривание нормативного правового акта Правительства Москвы главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусмотрено.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и сделаны без исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проведены в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года" является собственником земельного участка (кадастровый номер 77:01:0004019:25) по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, и зданий, расположенных на нем:
- здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.1 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095);
- здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.2 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097);
- здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.5 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127);
- здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.6 (кадастровый номер 77:01:0004019:1128).
ЗАО "МЭМЗ" является промышленным предприятием и принадлежащие ему объекты недвижимости использует только по целевому назначению- для эксплуатации зданий и сооружений под производственные и административные цели, связанные с производством (производственные цеха).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год. В указанный перечень включены здания, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года" (п.п.461-464).
Указанным постановлением определено, что заинтересованные лица в случае несогласия с включением объекта в перечень, вправе до 18.12.2013 обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с заявлением о проведении проверки соответствия фактического использования здания и вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (п.2).
Общество 17 января 2014 года в соответствии с установленным Правительством Москвы порядком обратилось в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с заявлением, поскольку здания, расположенные на земельном участке заявителя, являются производственными цехами и не относятся к административно-деловым центрам, не используются в коммерческих целях.
07.02.2014 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт проверки N 9011868, которым установлено, что принадлежащие заявителю здания с адресными ориентирами: г.Москва, Пресненский вал, дом 27, стр.1, 2, 5 и 6, используются под производственные цеха.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП результаты проверки направляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в Департамент городского имущества города Москвы, который по результатам их рассмотрения в случае подтверждения фактов несоответствия фактического использования здания (строения, сооружения) и вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение), подготавливает проект постановления Правительства Москвы о внесении соответствующих изменений в настоящее постановление, а в случаях, установленных законодательством, принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение).
Факт разрешенного вида и фактического использования зданий заявителя под производственные и административные цели Департаментом городского имущества города Москвы (далее Департамент) и Правительством Москвы не оспаривается.
Департаментом не подготовлен проект постановления Правительства Москвы и Правительством Москвы не внесены изменения в постановление от 29 ноября 2013 года N 772-ПП об исключении здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.1 (кадастровый номер 77:01:0004019:1095); здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.2 (кадастровый номер 77:01:0004019:1097); здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.5 (кадастровый номер 77:01:0004019:1127); здания по адресу: г.Москва, Пресненский Вал, д.27, стр.6 (кадастровый номер 77:01:0004019:1128), из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год.
02.04.2014 заявителем направлены письма в Правительство Москвы и Департамент городского имущества г.Москвы с просьбой подготовить и принять постановление Правительства Москвы о внесении изменений в постановление от 29 ноября 2013 года N 772-ПП об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год, зданий ЗАО "МЭМЗ", расположенных по адресам: г.Москва, Пресненский вал, д.27, стр.1, 2, 5 и 6.
28.04.2014 заявителем получен ответ от 23.04.2014 из Государственной инспекции по контролю и за использованием объектов недвижимости г.Москвы (по поручению Аппарата Мэра и Правительства Москвы), согласно которому правовых оснований для исключения зданий по вышеназванным адресам из указанного перечня не имеется, в связи с предоставлением акта обследования объекта недвижимости Государственной инспекцией позже установленного срока - 18.12.2013.
23.05.2014 заявителем получен ответ от 15.05.2014 из Департамента городского имущества г.Москвы, согласно которому правовых оснований для исключения зданий по вышеназванным адресам из указанного перечня не имеется, в связи с предоставлением акта обследования объекта недвижимости Государственной инспекцией позже установленного срока - 18.12.2013.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд верно исходил из отсутствия со стороны ответчиков нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении вышеназванного заявления.
Учитывая, что на запросы заявителя ему было сообщено об отсутствии оснований для исключения объектов по адресам: г.Москва, Пресненский вал, д.27, стр.1, 2, 5, 6, из перечня, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП, оспариваемого бездействия со стороны ответчиков не имеется.
Кроме того, как достоверно установлено судом первой инстанции, постановление Правительства Москвы от 23.11.2013 N 772-ПП с утвержденным им перечнем по своей форме и содержанию обладает всеми признаками нормативного правового акта. Данный факт также отражен Обществом в тексте заявления.
Указанное постановление регулирует правоотношения в сфере организации работы по включению или не включению соответствующего объекта недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также порядок рассмотрения заявлений лиц, не согласных с включением или не включением объектов недвижимости в указанный перечень. Перечень, законность действий по внесению в который принадлежащего заявителю здания является предметом рассмотрения по настоящему делу, является неотъемлемой частью указанного нормативного правового акта.
В рассматриваемом случае Общество полагает незаконным включение объектов по адресу: Пресненский вал, д.27, стр.1,2,5,6, в постановление Правительства Москвы от 23.11.2013 N 772-ПП, а в качестве восстановления нарушенного права, выразившегося, по мнению заявителя, в действии (бездействии) Правительства Москвы и Департамента, просит обязать Правительство Москвы и Департамент внести соответствующие изменения в вышеуказанный нормативный правовой акт.
Между тем, согласно п.1 ст.23 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, суд не вправе вмешиваться в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предписывать им принимать какие-либо нормативные правовые акты в той или иной редакции.
Более того, для оспаривания нормативных правовых актов установлен иной способ защиты нарушенного права, отличный от избранного заявителем и предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать о наличии со стороны ответчиков незаконных действий (бездействия) и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, не влияют на законность обжалованного судебного акта.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ и отнесению на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-85098/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85098/2014
Истец: ЗАО "МОСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ПАМЯТИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА", ЗАО "МЭМЗ Памяти революции 1905 года", ЗАО "МЭМСЗ Памяти революции 1905 года"
Ответчик: ДГИМ, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1338/15
05.03.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1338/15
05.02.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1338/15
12.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43332/14
25.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-85098/14