г. Самара |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А72-9358/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2014 года по делу N А72-9358/2014 (судья Корастелёв В.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфаком - Центр" (ОГРН 1087325001170, ИНН 7325076990), г. Ульяновск,
к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г. Ульяновск,
о признании недействительными решения от 24 апреля 2014 года N 351, требования от 24 апреля 2014 года N 351, об обязании возмещения расходов по выплате страхового обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" (далее - заявитель, общество, ООО "Альфаком-Центр") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения Государственного учреждения -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2014 N 351 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 446 руб. 89 коп.;
о признании недействительным требования Государственного учреждения -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2014 N 351 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету в сумме 17 466 руб. 89 коп.;
обязании Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возместить ООО "Альфаком-Центр" расходы по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 446 руб. 89 коп. (л.д. 2-5).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.09.2014 по делу N А72-9358/2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Государственного учреждения -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2014 N 351 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 17 446 руб. 89 коп.
Суд признал недействительным требование Государственного учреждения -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2014 N 351 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету в части суммы 17 466 руб. 89 коп.
Суд обязал Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возместить ООО "Альфаком-Центр" расходы по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 446 руб. 89 коп.
Суд взыскал с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ООО "Альфаком-Центр" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. (л.д.60-63).
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит отменить решение суда первой инстанции (л.д. 67-71).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.12.2013 истец обратился с письмом в Фонд социального страхования о перечислении задолженности, образовавшейся за фондом по состоянию на 01.12.2013 за счет превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на общую сумму 192 926 руб. 04 коп.
Страхователи выплачивают страховое обеспечение (в данном случае пособие по временной нетрудоспособности) в счет уплаты страховых взносов в Фонд (часть 1 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" - далее- Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, страховщик, то есть Фонд социального страхования РФ, имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования РФ, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6. и частью 1 статьи 4.7. Закона N 255-ФЗ Фонд провел камеральную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем ООО " Альфаком-Центр".
Проверка проведена на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию на от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам проверки составлен Акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20.03.2014 N 1289а.
Право на неприкосновенность частной жизни (статья 23, часть 1, Конституции Российской Федерации) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Учитывая положение Конституции РФ, суд считает неподлежащим указанию в общедоступном судебном акте сведений о диагнозах, симптомах заболеваний, фамилии, имени, отчестве больного, изложенных в акте камеральной проверки.
В ходе проведения камеральной проверки Фондом социального страхования установлено, что страхователем произведены расходы с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н) на общую сумму 17446,89 руб., в том числе связанные с:
1. Листком нетрудоспособности N 003839011376 по уходу за больным ребенком, заполненным с нарушением п.58 Порядка N 624н - в строке "Дата выдачи -" указывается число, месяц и год выдачи листка нетрудоспособности. Дата выдачи в листке нетрудоспособности 21.07.2011 исправлена. Сумма расходов, не принятых к зачету, составила 1 288,50 руб.
2. Листком нетрудоспособности N 021805349980 с нарушением п.19 Порядка N 624н - при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. Листок нетрудоспособности выдан медицинской организацией 02.12.2011 за период с 10.11.2011 по 05.12.2011, следовало в день выписки из стационара 05.12.2011. Сумма расходов, не принятых к зачету, составила 7 511,11 руб.
3. Листком нетрудоспособности N 046882666524 по уходу за больным ребенком с нарушением п.60 Порядка N 624н - при амбулаторном лечении продление листка нетрудоспособности осуществляется со дня, следующего за днем осмотра гражданина врачом. Листок нетрудоспособности "продолжение" выдан медицинской организацией 01.08.2012 за период с 01.08.2012 по 09.08.2012 без решения врачебной комиссии, следовало в день осмотра гражданина врачом - 31.07.2012, либо по решению врачебной комиссии - 01.08.2012. В данном случае, допустимое нарушение носит неустранимый характер. Сумма расходов не принятых к зачету составила 1 680, 32 руб.
4. Листки нетрудоспособности N N 046911541997, 066070297814, 066071871347 выданы с нарушением п.58 Порядка N624н - в строке "Причина нетрудоспособности": в ячейках "код" указывается соответствующий двухзначный код: 01 - заболевание; 02 - травма; и т.д. В листке нетрудоспособности продолжение листка нетрудоспособности N 046911541997 указана "Причина нетрудоспособности" - 01, следовало указать - 02, так как в первичном листке нетрудоспособности N 046912533611 указана "Причина нетрудоспособности" в ячейках "код" - 02. Сумма расходов, не принятых к зачету, составила 6 966, 69 руб.
Уведомлением от 20.03.2014 N 305 Фонд социального страхования известил ООО "Альфаком-Центр" о дате рассмотрения материалов камеральной проверки - 24.04.2014.
По результатам камеральной проверки Фондом социального страхования принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 24.04.2014 N 351 на сумму 21 875 руб. 32 коп. и выставлено требование от 24.04.2014 N 351 о возмещении расходов на выплату возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету сумму 21 875 руб. 32 коп. (л.д.10, 12).
Общество частично не соглашается с данными решением и требованием - в части непринятия к зачету расходов, связанных с выплатами по указанным выше листкам нетрудоспособности на сумму 17446,89 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховым случаем признается заболевание (пункт 1.1. статьи 7 Закона N 165-ФЗ).
В статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ указано, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 указанной нормы права, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи - в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В случае наступления нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (статья 183 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам установлены Федеральным законом N 255-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 3 которого финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 указанной статьи. Право на указанное пособие в соответствии со статьей 2 данного Закона имеют лица, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
Статьей 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что работодатель (страхователь) осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы. Выплата пособий осуществляется за счет средств фонда социального страхования через его территориальные отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Пунктом 5 указанной нормы права определено, что для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в установленном порядке.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Таким образом, на Фонд социального страхования возложена обязанность по выплате определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12 основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно Порядку выдачи листков нетрудоспособности документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Суд первой инстанции установил факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, связанной с заболеваниями работников общества (а также в ряде случаев несовершеннолетних членов их семей), удостоверенные спорными листками нетрудоспособности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фондом социального страхования не представлено доказательств, указывающих на то, что выдача данных листков не связана с фактическими случаями наступления временной нетрудоспособности работников общества.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства об оформлении листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Суд первой инстанции, исследовав материалы в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, сделал правильный вывод, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о правильном оформлении листков нетрудоспособности не могут быть возложены на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. Дефекты листков нетрудоспособности при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не являются основанием для отказа в принятии к зачету расходов на оплату больничных листов.
В рассматриваемом споре суд первой инстанции правильно указал, что сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Из материалов дела видно, что ООО "Альфаком-Центр" произвело оплату листков нетрудоспособности своих работников. Произведенные расходы подтверждены документально. Наступление страховых случаев по спорным ситуациям Фондом социального страхования не оспаривается и под сомнение не ставится.
Фондом социального страхования проведена выборочная проверка медицинской документации, в ходе которой подтверждена обоснованность выдачи листков нетрудоспособности. Доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников ООО "Альфаком-Центр", Фондом социального страхования в материалы дела также не представлено. Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина фондом социального страхования в федеральный бюджет не уплачивается.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2014 года по делу N А72-9358/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9358/2014
Истец: ООО "Альфаком-Центр"
Ответчик: Государственное учреждение-Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ УРО ФСС РФ