г. Томск |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А27-11162/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от заявителя: Ляпина Е.А., представитель по доверенности от 24.02.2014, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Разрез Березовский" (07АП-10036/14)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2014
по делу N А27-11162/2014 (Судья Мишина И.В)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез Березовский", г. Прокопьевск, Кемеровская область (ОГРН 1044223000799, ИНН 4223035452)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица: Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск, Кемеровская область (ОГРН 1024201887049, ИНН 4239002580); Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Прокопьевска, г. Прокопьевск, Кемеровская область (ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Березовский" (далее - заявитель, общество, ООО "Разрез Березовский") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, орган кадастрового учета, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными действий по изменению статуса земельного участка с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 с "аннулированного" на "временный", восстановлению сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Решением суда от 28.08.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Разрез Березовский" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:32:0102012:1245, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, р-н Зенковский, ст. Спиченково, р-он пер. Переходный, примерно в 140 мот пер. Переходный, 68 по направлению на юг, путь М15П, от стрелки 21 до стрелки 101 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2011 серия 42-АГ N 813140).
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, граница указанного земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 (кадастровая выписка о земельном участке от 20.11.2013 N 4200/00113-506410).
Земельный участок с кадастровым номером 42:32:0102012:1181, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, примерно в 300 м от пер. Переходный, 65 по направлению на юг, был поставлен на государственный кадастровый учет 03.04.2008 со статусом "временный".
17.08.2010 сведения о земельном участке были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости на основании решения органа кадастрового учета N 4200/000/10-75064 со ссылкой на положения части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее -Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
03.12.2010 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 42:32:0102012:1245.
В феврале 2012 года при проведении процедуры сопоставления данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости Управлением Росреестра по Кемеровской области было выявлено наличие зарегистрированного права аренды на земельный участок с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 и отсутствие данного объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости, о чем в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области было направлено письмо от 03.02.2012 N 06/00752 о необходимости изменения статуса земельного участка.
09.02.2012 решением органа кадастрового учета N 4200/000/12-13020 об исправлении технической ошибки по документу N 4200/601/12-165 в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ статус земельного участка с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 изменен на "временный".
Полагая, что поскольку государственная регистрация обременения в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 была произведена 27.09.2010, в то время как указанный земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства должен был быть исключен из государственного кадастра недвижимости 03.04.2010, а не 17.08.2010, когда он фактически был аннулирован, ООО "Разрез Березовский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что возникшее в результате совершения органом кадастрового учета указанных действий пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 42:32:0102012:1245 и 42:32:0102012:1181 нарушает права общества как собственника одного из названных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части; ответчиком по таким искам является смежный землепользователь, а не орган кадастрового учета; отсутствует согласие истца на замену ответчика другим лицом, привлечение этого лица в качестве второго ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции по существу иска обоснованными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных этим Законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества часть 3 указанной статьи признает действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений о недвижимом имуществе.
В статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" закреплен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, состоящих из сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости и дополнительных сведений о нем. К дополнительным сведениям пунктом 8 части 2 указанной статьи отнесены сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно подпункту 4 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, запись об объекте недвижимости в Реестре объектов недвижимости должна содержать сведения о вещных правах с указанием вида права, размера доли в праве, сведений о правообладателях, даты регистрации возникновения или перехода права и даты регистрации прекращения права.
Изменение таких сведений возможно как в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так и на основании обращения с заявлением лица, имеющего право на такое обращение.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки прекращают свое существования с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
На основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды).
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, иск заявлен в связи с тем, что статус земельного участка с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 изменен на "временный" и возникшее в результате совершения органом кадастрового учета указанных действий пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 42:32:0102012:1245 и 42:32:0102012:1181 нарушает права общества как собственника одного из названных участков.
Между тем действия органа кадастрового учета, как ранее изложено, произведены после выявления наличия зарегистрированного права аренды на земельный участок с кадастровым номером 42:32:0102012:1181 и отсутствие данного объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Согласно пункту 53 названного Постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве аренды, если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет.
Согласно части 2 статьи 47 АПК РФ если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика. Однако при рассмотрении настоящего спора представитель заявителя сослался на то, что требование предъявлено к надлежащему органу, осуществляющему публичные полномочия, и не выразил согласия на замену ФГБУ "ФКП "Росреестра" другими лицами и на привлечение этих лиц в качестве второго заинтересованного лица. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований по мотиву того, что возникшее в результате совершения органом кадастрового учета действий пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 42:32:0102012:1245 и 42:32:0102012:1181 нарушает права общества как собственника одного из названных участков.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/2013 по делу N А51-6571/2012.
Ссылки заявителя жалобы на техническую ошибку, которую признало заинтересованное лицо и заявителем оспаривается в данном случае именно действия по изменению статуса земельного участка, признаются судебной коллегией необоснованными.
Если ООО "Разрез Березовский" полагает, что земельный участок, принадлежащий третьему лицу на праве аренды, незаконно пересекает границы земельного участка, правами на который обладает заявитель, следовательно, спор о праве на земельные участки в конкретных границах, который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в первую очередь имеется между заявителем и третьим лицом.
Наличие либо отсутствие факта наложения границ спорных земельных участков может быть установлено при разрешении спора о праве на земельный участок в определенных границах. В рамках рассмотрения спора в порядке главы 24 АПК РФ данные обстоятельства установлению не подлежат.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" о том, что иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по таким искам является смежный землепользователь, а не орган кадастрового учета.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи, с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2014 по делу N А27-11162/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11162/2014
Истец: ООО "Разрез Березовский"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска