г. Самара |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А55-10176/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.11.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2014 по делу N А55-10176/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сызранский политехнический колледж", г.Сызрань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г.Самара, о признании незаконным предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области Гостева Н.Г. (доверенность от 29.09.2014 N 12-05/22381),
представители ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сызранский политехнический колледж" (далее - ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области) от 23.04.2014 N 17-05/107 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 11.09.2014 по делу N А55-10176/2014 Арбитражный суд Самарской области, частично удовлетворив заявленные требования, признал оспариваемое предписание недействительным в части пунктов 1-9, 11, 13-15, 17-23, 25; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Самарской области просило отменить указанное судебное решение и оставить заявление учреждения без удовлетворения. По мнению Управления Роспотребнадзора по Самарской области, оспариваемое предписание является законным и обоснованным в полном объеме.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей учреждения, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области уточнила требования по апелляционной жалобе, просила отменить обжалованное судебное решение в той части, в которой заявление учреждения было удовлетворено, и в соответствующей части принять новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении его заявления.
Проверив решение суда в обжалованной части в соответствии с положениями части 5 статьи 268 АПК РФ, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" предписание от 23.04.2014 N 17-05/107 об устранении в срок до 25.08.2014 выявленных нарушений.
С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей Управление Роспотребнадзора по Самарской области, сославшись на пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности, предложило учреждению:
1. В соответствии с требованиями пункта 2.2 СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" (далее - СанПиН 2.4.3.1186-03) наполняемость 15 учебных групп привести в соответствие с гигиеническим нормативом (не более 25 человек в группе).
2. В соответствии с требованиями пункта 2.5.2.1 СанПиН 2.4.3.1186-03 в учебно-производственных мастерских организовать питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды.
3. В соответствии с требованиями пункта 2.5.1.7 СанПиН 2.4.3.1186-03 уборочный инвентарь хранить в специально отведенных для этих целей помещениях.
4. В соответствии с требованиями пункта 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы" в кабинете информатики привести к гигиенической норме площадь на 1 рабочее место обучающегося с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (не менее 4,5 кв.м).
5. В соответствии с требованиями пункта 2.2.3.1 СанПиН 2.4.3.1186-03 промаркировать учебную мебель в кабинетах.
6. В соответствии с требованиями пункта 2.4.2.12 СанПиН 2.4.3.1186-03 проводить замену перегоревших ламп незамедлительно - по мере выхода из строя.
7. Объем учебно-производственной нагрузки на учащихся привести в соответствие с требованиями пункта 2.6.1.1 СанПиН 2.4.3.1186-03.
8. В соответствии с требованиями пункта 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" перед началом учебного года выполнить технический контроль соответствия оборудования на пищеблоке паспортным характеристикам.
9. В соответствии с требованиями пункта 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" складское помещение для хранения овощей оборудовать приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха.
11. В соответствии с требованиями пункта 5.16 СаиПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" для мытья посуды не допускать использование металлических мочалок, качественная обработка которых невозможна.
13. В соответствии с требованиями пункта 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" в питании детей не допускать использование пищевых продуктов, а также изготовление блюд и кулинарных изделий из продуктов, указанных в приложении 7 настоящих данных правил.
14. В соответствии с требованиями пунктов 6.26, 14.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществлять только при наличии соответствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность; не допускать к реализации пищевые продукты, не имеющие маркировки; сопроводительные документы на продукты сохранять до конца реализации продукта.
15. В соответствии с требованиями пункта 6.29 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" в питании учащихся овощи урожая прошлого года, в период после 1 марта, использовать только после термической обработки.
17. В соответствии с требованиями пункта 8.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" гарнир из риса варить в большом объеме воды, без последующей промывки.
18. В соответствии с требованиями пунктов 9.1, 9.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" обеспечить регулярное проведение С-витаминизацию третьих блюд.
19. В соответствии с требованиями пункта 13.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" обеспечить персонал пищеблока специальной санитарной одеждой в количестве не менее трех комплектов на одного работника.
20. В соответствии с требованиями пунктов 14.2, 14.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" регулярно вести необходимую документацию (бракеражные журналы, журнал здоровья, журнал осмотра дежурных детей).
21. В соответствии с требованиями пункта 14.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" сведения о всех пищевых продуктах, поступающих на пищеблок вносить в журнал бракеража пищевых продуктов.
22. В соответствии с требованиями пункта 14.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" суточные пробы оставлять от каждой партии приготовленных блюд.
23. В соответствии с требованиями пункта 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" заменить односекционную ванну для мытья кухонной посуды на двухсекционную ванну.
25. В соответствии с требованиями приложения N 1 приказа Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" организовать гигиеническое обучение и аттестацию сотрудников учреждения.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал вышеперечисленные пункты предписания незаконными.
Как правильно указано судом первой инстанции, предписание органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по совершению лишь таких действий, которые обязательны для него в силу действующих нормативных правовых актов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7 оспариваемого предписания требуют осуществления действий по приведению учебно-производственного в образовательном учреждении в соответствие с СанПиН 2.4.3.1186-03.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.4.3.1186-03 данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 эти санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров.
Между тем ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" является учреждением среднего профессионального образования, а не начального профессионального образования, что подтверждается его Уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и выпиской из ЕГРЮЛ.
Ссылку Управления Роспотребнадзора по Самарской области на пункт 1.3 СанПиН 2.4.3.1186-03, согласно которому эти санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений начального профессионального образования, обучением и воспитанием подростков, суд апелляционной инстанции не может принять во внимание, поскольку из содержания указанного пункта в его взаимосвязи с другими положениями СанПиН 2.4.3.1186-03 следует, что эти санитарные правила распространяются на юридических лиц, деятельность которых связана с обучением и воспитанием подростков именно в учреждениях начального профессионального образования.
Таким образом, СанПиН 2.4.3.1186-03 на деятельность ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" не распространятся.
Само по себе указание в санитарно-эпидемиологическом заключении от 25.08.2009 N 63.СЦ05.000.М.003136.08.09 на соответствие ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" требованиям СанПиН 2.4.3.1186-03 не опровергает вышеприведенные выводы.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал недействительными пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7 оспариваемого предписания.
Кроме того, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), должно быть реально исполнимо и содержать четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Возложение на лицо обязанности, которая не может быть исполнена, препятствует правомерному осуществлению деятельности данного лица и влечет нарушение его законных прав и интересов, поскольку, в частности, за неисполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Указанные выводы согласуются с судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2014 по делу N А57-13455/2013 (Определением ВАС РФ от 25.06.2014 NВАС-8050/14 отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора данного постановления), решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2013 NА72-6590/2013, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2014 по тому же делу, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2014 по делу NА55-27812/2013, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2014 по тому же делу, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2014 по делу NА65-22984/2013 и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Между тем Управлением Роспотребнадзора по Самарской области не представлено надлежащих доказательств того, что пункты 4, 8-9, 11, 13-15, 17-23, 25 оспариваемого предписания являются для учреждения исполнимыми.
При вынесении предписания Управление Роспотребнадзора по Самарской области не исследовало, в частности, вопрос о наличии у учреждения возможности для соблюдения требований, указанных в этих пунктах предписания, о наличии у него необходимых материально-технических и денежных ресурсов для исполнения этих пунктов предписания, в том числе в срок, указанный в предписании, о возможности приостановления учебного процесса на период исполнения предписания и т.д.
В соответствии с Уставом ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" является государственным бюджетным образовательным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации - Самарской областью для выполнения работ, оказания услуг в сфере среднего профессионального образования. Учреждение наделено имуществом, находящимся в собственности Самарской области и закрепленным за ним на праве оперативного управления.
Источником формирования имущества и финансового обеспечения деятельности учреждения в основном является имущество, переданное ему на праве оперативного управления, и бюджетные средства.
Собственник должен передать учреждению в оперативное управление имущество, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, либо обеспечить выполнение этих требований путем выделения учреждению бюджетных средств.
Между тем по настоящему делу не представлено доказательств заключения собственником с учреждением договора об оперативном управлении имуществом.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение исполняет бюджетную смету в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Материалами дела подтверждается, что неоднократные обращения ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" с просьбами предоставить ему дополнительные средства были оставлены без удовлетворения.
Против рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде стороны не возражали.
Следовательно, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2014 года по делу N А55-10176/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10176/2014
Истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сызранский политехнический колледж"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской областив г. Сызрани