г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А21-2312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Уваровой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Курашова В.В. по доверенности N 02-17/08843 от 10.07.2014, Зайцева В.А. по доверенности N 02-17/06016 от 08.05.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21949/2014) КРООИ "Мебельщик" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.2014 по делу N А21-2312/2014 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению КРООИ "Мебельщик"
к МИФНС N 9 по городу Калининграду
о признании недействительным решения (в части)
установил:
Калининградская региональная общественная организация инвалидов "МЕБЕЛЬЩИК" (ОГРН: 1023900000915, место нахождения: г.Калининград, поселок городского типа А.Космодемьянского, улица Механическая, дом 5) обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 30.09.2013 N 207 в части взыскания налога на добавленную стоимость в общей сумме 49 926 937 руб., пеней в сумме 14 902 469,90 руб., штрафа в сумме 5 288 662,80 руб., единого социального налога за 2009 год в сумме 919 049 руб., пеней в сумме 414 015,09 руб.
Решением суда от 24.06.2014 решение Инспекции от 30.09.2013 N 207 признано недействительным в части взыскания с Калининградской региональной общественной организации инвалидов "МЕБЕЛЬЩИК" штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей 100 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что КРООИ "Мебельщик" имеет право на льготы по уплате налога на добавленную стоимость и единый социальный налог. По мнению заявителя, представленный Инспекцией расчет соразмерности выручки размерам средств, направленных на уставные цели. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в рамках камеральных проверок нарушения по размеру уплаты налогов и порядку применения льгот не были выявлены Инспекцией.
КРООИ "Мебельщик", надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки соблюдения общественной организацией законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2009 по 31.12.2011, Инспекцией составлен акт от 22.08.2013 N 108 (т. 2, л.д. 83-115).
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, но с учетом представленных им возражений, Инспекция 30.09.2013 вынесла решение N 207 о привлечении КРООИ "Мебельщик" к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 5 448 313,70 руб. Также налогоплательщику предложено уплатить в соответствующие бюджеты НДС в общей сумме 49 926 937 руб. за налоговые периоды 2009-2011г.г., пени в сумме 14 902 469,90 руб.; ЕСН за 2009 г. в общей сумме 919 049 руб., пени в общей сумме 414 015,09 руб.; налог на прибыль в сумме 69 866 руб., пени в сумме 6 287,02 руб.; пени по НДФЛ в сумме 6 498,34 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 24.12.2013 N СИ-06-13/18144, вынесенным по жалобе КРООИ "Мебельщик" решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (т. 1, л.д. 46-52).
Полагая, что решение Инспекции в части взыскания НДС в общей сумме 49 926 937 руб., пеней в сумме 14 902 469,90 руб., штрафа в сумме 5 288 662,80 руб., ЕСН за 2009 год в сумме 919 049 руб., пеней в сумме 414 015,09 руб. является незаконным и нарушает ее права, КРООИ "МЕБЕЛЬЩИК" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о соответствии выводов налогового органа фактическим обстоятельствам, при этом, суд счет возможным снизить размер штрафа до 100 000 руб. Правовые основания для удовлетворения заявленных требований в остальной части не установлены.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Поэтому в данном случае определяющим обстоятельством должно являться направление и характер деятельности Организации. На это и указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.09.2010 N 1812/2010: "предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели".
Согласно пункту 1.1 Устава Калининградская региональная общественная организация инвалидов "МЕБЕЛЬЩИК" является добровольным самоуправляемым, некоммерческим формированием - общественным объединением, созданным гражданами для защиты прав и законных интересов ее членов, а также для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом.
Разделом 3 Устава предусмотрено, что целями создания общественной организации являются помощь в социальной адаптации и реабилитации инвалидов; трудоустройство инвалидов; создание для них дополнительных рабочих мест; моральная и материальная поддержка инвалидов и членов их семей; создание производств, технологий и рабочих мест, специально оборудованных для лиц с ограниченной трудоспособностью; содействие обеспечению инвалидам равных с другими гражданских прав.
В силу пункта 3.2 Устава для осуществления уставных целей общественная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой должны использоваться только для достижения уставных целей.
Как установлено налоговым органом и подтверждается материалами дела, в проверяемых периодах организация применяла налоговые льготы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что в проверяемых налоговых периодах организация фактически осуществляла производство корпусной мебели и ее частей. Проверкой установлено, что в 2009-2011 годах 100% членов региональной общественной организации являлись инвалидами.
На основании регистров учета благотворительной деятельности КРООИ установлено, что общая сумма расходов, направленных общественной организацией в 2009-2011 годах на уставные цели, составила 403 445 рублей. Расходы понесены в виде периодических выплат инвалидам, являющимся членами общественной организации (117 838 руб. в 2009 г., 112 685 руб. в 2010 г. и 172 922 руб. в 2011 г. - таблица 1 решения).
Документы об отгрузке в 2011 г. мебели на общую сумму 130 497,86 руб., предъявленные налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки (таблица N 2 решения), правомерно не были приняты Инспекцией в связи с непредставлением доказательств того, что получатели мебели являлись инвалидами.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14 сентября 2010 г. N 1812/10, N 1809/10, N 1814/10, Инспекция определила процентное отношение подтвержденных организацией расходов к общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), которое составило 0,14% в 2009 г.; 0,12% в 2010 г. и 0,17% в 2011 г. к сумме НДС (49 926 937 руб.), не уплаченной в результате применения льготы - 0,8%.
Налоговый орган также установил, что в 2009-2011г.г. в КРООИ "Мебельщик" было трудоустроено три инвалида, что в процентном отношении к общей численности работников составило 7% в 2009 г.; 4,6% в 2010 г. и 4,2% в 2011 г. При этом согласно протоколу допроса одного из работников-инвалидов (Макар Г.Э.) заработную плату в 2010 г. и 2011 г. в КРООИ "Мебельщик" она не получала.
Допрошенные в порядке статьи 90 НК РФ инвалиды - члены общественной организации (т. 2, л.д. 11-44) факт получения материальной помощи не отрицали, однако пояснили, что никакого участия в деятельности организации они не принимали.
Установленные в ходе выездной налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически основной целью деятельности КРООИ "Мебельщик" в проверяемом периоде являлось получение доходов, поскольку ни одно из заявленных в Уставе направлений деятельности реализовано организацией не было: сведения об оказании помощи в социальной адаптации и реабилитации инвалидов отсутствуют, в отношении трудоустройства инвалидов и создания для них дополнительных рабочих мест установлено, что количество трудоустроенных работников-инвалидов несопоставимо с общей численностью работников (трудоустроено три инвалида, что в процентном отношении к общей численности работников составило 7% в 2009 г.; 4,6% в 2010 г. и 4,2% в 2011 г.), расходы на материальную поддержку инвалидов несопоставимы с показателями выручки и даже полученных по итогам налоговых периодов доходов, сведения о создании заявителем производств, технологий и рабочих мест, специально оборудованных для лиц с ограниченной трудоспособностью суду не представлены.
Апелляционная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку заявленная в Уставе деятельность не являлась в спорных периодах приоритетной, при этом суммы полученных льгот по НДС (49 942 075 руб.) и по ЕСН (919 049 руб.) несоразмерны общей сумме средств, направленных на уставную деятельность.
Доказательства, подтверждающие понесенные КРООИ "Мебельщик" в 2011 году расходы в общей сумме 250 710 руб. на отгрузку мебели собственного производства в адрес инвалидов (т. 3, л.д.4-35), правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве достаточного доказательства для отмены оспариваемого решения налогового органа, поскольку указанная сумма существенно не влияет на отношение к выручке и льготе по НДС, размер которых в 2011 г. составил 101 570 700 руб. и 18 306 968 руб. соответственно.
Собранные по делу доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, предпринимательская деятельность организации в 2009-2011г.г. являлась приоритетной, она была направлена не на выполнение уставных целей и задач, а на получение доходов.
При таких обстоятельствах у Инспекции имелись законные основания для доначисления заявителю НДС в сумме в сумме 49 942 075 руб. и ЕСН в сумме 919 049 руб., а также пеней в соответствующей сумме.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 07.05.2013 N ВАС-5360/13 по делу N А21-2506/2012.
Доводы подателя жалобы о том, что факт не выявления Инспекцией налоговых правонарушений при камеральных проверках налоговых деклараций КРООИ "Мебельщик" по НДС и ЕСН за налоговые периоды 2009-2011 гг. свидетельствует о признании правомерности применения спорных льгот, отклоняются апелляционным судом, поскольку заявитель не учитывает, что выводы о получении организацией необоснованной налоговой выгоды были сделаны налоговым органом после сопоставления данных о численности работников (в том числе, инвалидов); о размере выручки; после допроса свидетелей и т.д., то есть по результатам контрольных мероприятий, которые могли быть осуществлены только в рамках выездной налоговой проверки. В то же время возможность истребования дополнительных документов в рамках камеральной проверки ограничена статьей 88 НК РФ.
Апелляционная коллегия полагает обоснованным снижение судом первой инстанции размера штрафа до 100 000 руб. в связи со следующим.
Согласно пункту 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, в связи с чем суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
В рассматриваемом случае, решением N 207 КРООИ "Мебельщик" привлечена к ответственности за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 5 448 313,70 руб. (штрафные санкции за неполную уплату ЕСН не применялись).
Учитывая, что налогоплательщик является общественной организацией инвалидов, суммы доначисленных ему по результатам выездной налоговой проверки налогов являются значительными, суд первой инстанции правомерно установил наличие смягчающих вину обстоятельств и снизил размер штрафа.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.2014 по делу N А21-2312/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить КРООИ "Мебельщик" из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 18.07.2014 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2312/2014
Истец: КРООИ "Мебельщик", ООО " Мебельщик "
Ответчик: МИФНС N 9