г. Чита |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А19-5681/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2014 года по делу N А19-5681/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ" (ОГРН 1023802082040, ИНН 3818014880, адрес: 666780, г. Усть-Кут, ул. Геологическая, 2) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области" (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664011, Иркутская область, Иркутский район, г. Иркутск, ул. Желябова,6), третьи лица: Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" (ОГРН 1064200005198, ИНН, место нахождения: г.Москва, пер.Фурманный пер, д.9/12, кв.4 этаж К.5), Общество с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ'с" (ОГРН 1043801062359, ИНН 3808113339, место нахождения: 664003, г.Иркутск, ул.Фурье, 10), Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: 664007, г Иркутск, ул Карла Либкнехта, д 47), о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
(суд первой инстанции - С.В. Никонорова),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от заявителя: Куликова Е.Б., представитель по доверенности N 18 от 09.01.2014;
от заинтересованного лица:
Машалайте О.И., представитель по доверенности от 02.04.2014;
от третьих лиц:
от Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь": не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Иркутской области: не явился, извещен;
от Общества с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ'с":
Тумбаев С.В. (генеральный директор).
установил:
Открытое акционерное общество "АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ" (ОГРН 1023802082040, ИНН 3818014880, адрес: 666780, г. Усть-Кут, ул. Геологическая, 2, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области" (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664011, Иркутская область, Иркутский район, г. Иркутск, ул. Желябова,6, далее - Управление) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее также третьи лица), привлечены: Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация оценщиков "Сибирь" (ОГРН 1064200005198, ИНН, место нахождения: г.Москва, пер.Фурманный пер, д.9/12, кв.4 этаж К.5, далее - партнерство), Общество с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ'с" (ОГРН 1043801062359, ИНН 3808113339, место нахождения: 664003, г.Иркутск, ул.Фурье, 10, далее - ООО "Прайс Хаус ТВ'с"), Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: 664007, г Иркутск, ул Карла Либкнехта, д 47, далее - министерство)
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 05.03.2014 г. N 1.3. Суд первой инстанции обязал Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО"Алроса-Терминал" путем принятия решения по заявлению ОАО "Алроса-Терминал" от 18.02.2014г.о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:18:000000:44, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Геологическая, 2 об установлении в отношении указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости, установленной ООО "Прайс Хаус ТВ'с" в отчете об оценке N 518/13 от 24.01.2014 г. по состоянию на 1 января 2012 года в сумме 11 480 000 рублей.
В обосновании суд первой инстанции указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков". Дата оценки, указанная в отчете об оценке N 518/13 от 24.01.2014 г. подготовленном ООО "Прайс Хаус ТВ'с", определена оценщиком ООО "Прайс Хаус ТВ'с" в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Таким образом, оформление и содержание отчета об оценке соответствует всем требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке объекта недвижимости его рыночной стоимости, установленной ООО "Прайс Хаус ТВ'с" в отчете об оценке N518/13 от 24.01.2014 по состоянию на 01.01.2012 в сумме 11 480 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.08.2014 по делу N А19-5681/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что датой установления кадастровой стоимости в отношении земельного участка является дата утверждения акта определения кадастровой стоимости - 20.01.2014. Комиссия, отклоняя заявление Общества об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, действовала в полном соответствии с требованиями законодательства, и не могло нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку принятие такого решения было вызвано непредставлением необходимого документа - отчета о рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату установления его кадастровой стоимости, а именно - 20.01.2014.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.10.2014.
Представитель управления в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества и представитель ООО "Прайс Хаус ТВ'с" с доводами апелляционной жалобы не согласились. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 79 93875 1, 672002 79 93874 4.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18 февраля 2014 года ОАО "Алроса-Терминал" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Иркутской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:18:000000:44, расположенном по адресу Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Геологическая 2, и установлении в отношении указанного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость (т.1 л.д.60-61).
07 марта 2014 года по результатам рассмотрения поданного ОАО "Алроса-Терминал" заявления Комиссия отклонила заявление об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке (т.1 л.д.62-65, далее - решение).
Отклоняя заявление ОАО "Алроса-Терминал", Комиссия указала на несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Не согласившись с указанным решением, заявитель оспорил его в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положений названных правовых норм в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: наличие у комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области полномочий на принятие оспариваемого решения, несоответствие данного решения закону и иному нормативному правовому акту, нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка N 248 от 03.08.2007 г. (в редакции дополнительного соглашения N 207 от 20.12.2013 г.) ОАО "Алроса-Терминал" является арендатором объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 38:18:000000:44), расположенном по адресу Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Геологическая 2. Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадь участка (кадастровый номер 38:18:000000:44) составляет - 141122 кв.м., кадастровая стоимость - 72 948 889,84 руб., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - производственная база.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения действия налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
В свою очередь, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Согласно п. 1 указанной выше статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения.
Согласно п. 3. ст. ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии, предусмотрена Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 24.19) и Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263.
В соответствии со ст. 24.19 вышеуказанного Федерального закона, установлено, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
На территории Иркутской области комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области создана Приказом Управления N П/58 от 14.02.2012 г.
Таким образом, заявитель обратился с заявлением в надлежащий орган обладающий всеми необходимыми полномочиями для рассмотрения указанного заявления.
Порядок работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263.
Из абзацев 1 и 2 пункта 20 Порядка работы Комиссии следует, что в случае, когда превышение кадастровой стоимости к рыночной стоимости составляет более чем 30%, на отчет об оценке должно быть представлено положительное экспертное заключение, соответствующие требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
При наличии такого заключения Комиссия может отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости только в том случае, если содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, ОАО "Алроса-Терминал" обратилось в Комиссию с заявлением установленного образца с приложением, в том числе отчета N 518/13 от 24.01.2014 г. и положительного экспертного заключения N 21/02/014 от 10.02.2014 г. на указанный отчет.
В Решении Комиссии было указано, что экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации". Однако, заявление ОАО "Алроса-Терминал" о пересмотре кадастровой стоимости было Комиссией отклонено.
В обоснование своих доводов Комиссия указала на следующее: "..отчет N 518/13 от 24.01.2014 г. подготовлен ООО "Прайс Хаус ТВ'с" по состоянию на 01.01.2012 г. Между тем, 20 января 2014 года филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области была определена кадастровая стоимость в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.08.2006 г. N 222 с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Таким образом, Комиссия посчитала, что, учитывая ст. 24.19 Закона об оценке в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:18:000000:44 должен быть составлен по состоянию на 20 января 2014 года.
Оценивая указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Пунктом 2.4. Методических указаний установлено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно приложенному к заявлению дополнительному соглашению N 207 от 20.12.2013 г. к договору аренды земельного участка от 03.08.2007 г. N 248 площадь указанного земельного участка была изменена с 141 687 кв.м. на 141122 кв.м.
В 2012 году были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов.
15 ноября 2013 года Правительством Иркутской области было вынесено Постановление Правительства Иркутской области "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" от 15.11.2013 г. N 517-пп.
Согласно Пункту 1 указанного выше Постановления Правительство Иркутской области утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года. Пунктом 4 указанного выше Постановления установлено, что Постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования. Текст постановления был опубликован в газете "Областная" от 22 ноября 2013 г. N 131(1152). Таким образом, указанное выше Постановление вступило в силу 03 декабря 2013 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение площади земельного участка заявителя произошло 20.12.2013., то есть после даты 01.01.2012., по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, не до утверждения 03.12.2013 ее результатов, в связи с чем применение п. 2.4 Методических указаний и определение кадастровой стоимости заявителя после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов в настоящем случае не законно и не обосновано.
Кроме того, как правильно указывает суд первой инстанции, по вопросу о надлежащей дате, на которую следует доказывать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, имеется сформулированная Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N ВАС-10761/11 правовая позиция. Участникам земельных правоотношений Президиумом ВАС разъяснено следующее: "...Между тем решение вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы 111.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В связи с чем, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание в совокупности положения главы 111.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, ОАО "АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ", заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что дата оценки, указанная в отчете об оценке N 518/13 от 24.01.2014 г., подготовленном ООО "Прайс Хаус ТВ'с", определена оценщиком ООО "Прайс Хаус ТВ'с" в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Таким образом, оформление и содержание отчета об оценке соответствует всем требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке объекта недвижимости его рыночной стоимости, установленной ООО "Прайс Хаус ТВ'с" в отчете об оценке N518/13 от 24.01.2014 по состоянию на 01.01.2012 в сумме 11 480 000 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований по требованию об обязании устранить допущенные нарушения, отклоняются, поскольку указание на обязание устранить допущенные нарушения с указанием способа устранения предусмотрено п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ, суд первой инстанции свою обязанность выполнил, определив способ устранения, воспользовавшись своими полномочиями, исходя из обстоятельств дела. Также было вынесено определение об исправлении опечатки. Доводы о несогласии с ним также отклоняются, поскольку судом первой инстанции просто было устранено неправильное указание на наименование лица (специально созданного органа), уполномоченного принимать решение по спорному вопросу.
Доводы управления о том, что по поводу даты изменения площади земельного участка, судом не дана оценка, отклоняются, как не соответствующие тексту судебного акта.
Доводы о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена на прошлое время, поэтому следовало исходить из даты утверждения акта определения кадастровой стоимости - 20.01.2014, отклоняются по тем же мотивам, что и судом первой инстанции, поскольку в данном случае необходимо было обеспечить сопоставимость данных оценки. Как следует из самого оспариваемого решения (т.1 л.д.65), определяя 20.01.2014 г. кадастровую стоимость кадастровая палата сама исходила из постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп, которым, собственно, утверждены результаты массовой кадастровой оценки на 01.01.2012 г.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2014 года по делу N А19-5681/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5681/2014
Истец: ОАО "АЛРОСА-Терминал"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Третье лицо: Некоммерческое партнерство САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ "СИБИРЬ", ООО "Прайс Хаус ТВ с"