г. Красноярск |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А33-6043/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "12 "ноября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Ишутиной О.В., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от прокурора Красноярского края (заявителя) - Моргун О.В.,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска (ответчика) - Дубовицкой Т.А. - представителя по доверенности от 10.02.2014 N 193;
от Министерства здравоохранения Красноярского края (заинтересованного лица) - Старобахиной А.А. - представителя по доверенности от 22.01.2014,
от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (заинтересованного лица) - Худорба А.И. - представителя по доверенности от 19.02.2014 N 04-2080,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Минусинского городского Совета депутатов
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" августа 2014 года по делу N А33-6043/2014, принятое судьёй Петроченко Г.Г.,
установил:
прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Минусинскому городскому Совету депутатов, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска:
- о признании недействительным приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128;
- о признании недействительным решения Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края";
- об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска передать в государственную собственность Красноярского края нежилое помещение общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.04.2014 к участию в деле привлечены заинтересованные лица: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Минусинская межрайонная больница", Министерство здравоохранения Красноярского края, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительным приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, решение Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края"; Минусинский городской Совет депутатов и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска суд обязал устранить допущенные нарушения, передать в государственную собственность Красноярского края нежилое помещение общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчики обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- суд необоснованно рассмотрел по существу заявление прокурора Красноярского края по существу, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт принят в интересах конкретного лица, которое имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенного права;
-пунктом 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрен срок для передачи имущества, используемого органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящейся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего федерального закона - 01.01.2013. Следовательно, при непоступлении до указанного срока обращения о передаче спорного имущества, необходимо наличие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из муниципальной собственности в собственность Красноярского края;
- решение суда в части обязания ответчиков передать спорное имущество из муниципальной собственности в собственность Красноярского края принято без учета пункта 5 статьи 52 Устава городского округа - город Минусинск, согласно которому объекты муниципальной собственности города могут передаваться в государственную федеральную и краевую собственность только на основании решения городского Совета депутатов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Минусинский городской Совет депутатов указывает следующее:
- суд вопреки позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О, не учел безусловную необходимость наличия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации;
- суд не вправе обязать какой-либо орган местного самоуправления принять или дополнить какой-нибудь нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Прокурор Красноярского края направил отзыв на апелляционные жалобы, в котором отклонил доводы апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованные лица - краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Минусинская межрайонная больница", Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края направили отзывы на апелляционные жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
От Министерства здравоохранения Красноярского края отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определениями от 08.10.2014, апелляционные жалобы приняты к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 11.11.2014.
В судебное заседание не явились и не направили своих представителей ответчик - Минусинский городской Совет депутатов и заинтересованное лицо - КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела путем направления копий определений от 08.10.2014 и размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе Минусинского городского Совета депутатов. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель прокурора Красноярского края против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возразил. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Представитель Министерства здравоохранения Красноярского края против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возразили. Просили решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска от 20.04.2011 N 51-орг закреплено по акту приёма-передачи (приложение N 1 к приказу) на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника", в том числе, нежилое помещение, общей площадью 81,89 кв.м, расположенное на 1-м этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, проезд Сафьяновых, 14, балансовой стоимостью 360 408 рублей 22 копейки, остаточной стоимостью 66 761 рубль 60 копеек, согласно Приложению N 5 к настоящему приказу (т.1, л.д. 23, 24).
На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска от 20.04.2011 N 51-орг с муниципальным учреждением здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" заключен договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" на праве оперативного управления от 20.04.2011 (т.1, л.д. 25-26).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Минусинска от 04.03.2013 N 456 нежилое помещение N 128, общей площадью 83,0 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, проезд Сафьяновых, 14, зарегистрировано в реестре муниципального имущества города Минусинска 30.03.1992 за N 00713 на основании абзаца 2 пункта 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (т.1, л.д. 33).
Право собственности на указанное помещение зарегистрировано за муниципальным образованием город Минусинск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.03.2013, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2014 (т.1, л.д. 34, 235). Согласно указанной выписке обременения (ограничения) права не зарегистрировано.
В материалах дела имеется свидетельство о регистрации права оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" на основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска N 51-орг от 20.04.2011, акта приема передачи от 20.04. 2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.06.2013 (т.1, л.д. 35).
Отделом по надзорной деятельности по г. Минусинску и Минусинскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" выдано предписание от 01.01.2011 N 293/1/1/8 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Письмом от 18.01.2013 N 19 МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" обратилось в отдел здравоохранения г. Минусинска с просьбой о выделении денежных средств для проведения ремонта помещений раздаточных пунктов молочной кухни по адресам: ул.Сафьяновых,14, ул. Тимирязева, 12.
Раздаточный пункт молочный кухни с ул. Сафьяновых д.14 был перенесен на ул. Ванеева д. 6 с 01.04.2013 до окончания ремонта помещения на основании приказа главного врача МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" от 25.03.2013 N 68.
Согласно акту от 29.05.2013 проверки использования муниципального имущества г. Минусинска, расположенного по адресу: г. Минусинск, ул.Сафьянова,14, на момент проверки помещение закрыто, доступ отсутствует, вывеска о наименовании учреждения и информации о режиме работы отсутствует.
Согласно объяснительной от 29.03.2013 N 149 главного врача МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" молочная кухня - раздаточный пункт, находящийся по адресу: г. Минусинск пр-д Сафьяновых, 14, не осуществляла свою деятельность по назначению с апреля 2013 года, в связи с тем, что согласно предписания пожарного надзора от 01.11.2011 N 293/1/1-8 в помещениях молочной кухни стены были отделаны горючими материалами (масляной краской), а также требовал дополнительного текущего ремонта. С апреля 2013 года в раздаточном пункте по адресу: пр-д Сафьяновых, 14 находился склад молочной продукции (сухие молочные смеси, каши). Выдача молочной продукции была распределена по адресам: ул. Ленина, 56 и ул. Ванеева, 6. На базе помещения раздаточного пункта молочной кухни по адресу: пр-д Сафьяновых, 14 планируется выделение из общей сети отделения профилактики, в структуру которого будут входить: кабинет приема врачей узких специалистов, а так же кабинет планирования контингента детей, подлежащих диспансеризации. Выделение данного отделения из общей сети поликлиники основывается на приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с которыми осмотры детей должны осуществляться в медицинских организациях, а не в образовательных учреждениях, что будет способствовать разобщению потоков больных и здоровых детей, повышению доступности оказания амбулаторно-поликлинической помощи с профилактической целью. Вывеска с указанием "Раздаточный пункт" и режимом работы была снята в связи с прекращением выдачи молочной продукции с данного пункта.
03.06.2013 письмом N 1050 комитет по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска обратился к главному врачу МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" с требованием о возврате в срок до 28.06.2013 нежилого помещения, общей площадью 81,9 кв.м, расположенного но адресу: г. Минусинск, пр. Сафьяновых, д.14, нежилого помещения, общей площадью 114,53 кв.м, расположенного по адресу:
г. Минусинск, ул. Тимирязева, д.12, закрепленных за муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" на праве оперативного управления, согласно договору от 20.04.2011 N 100, на основании того, что согласно проверок от 29.05.2013 указанное имущество по назначению не используется.
На основании постановления Администрации г. Минусинска от 19.06.2013 N АГ-1054-п проведена реорганизация муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" в форме присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская городская поликлиника"; муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника"; муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская стоматологическая поликлиника"; муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи".
На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг изъято по акту приема-передачи из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" муниципальное имущество - нежилое помещение N 128, общей площадью 83,0 кв.м, расположенное на 1-м этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, проезд Сафьяновых, д.14, балансовой стоимостью 360 408 рублей 22 копеек остаточной стоимостью 0,00 руб.
Решением Минусинского городского Совета депутатов от 21.08.2013 N 10-89р утвержден перечень муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности муниципального образования г. Минусинск в государственную собственность Красноярского края.
Письмом от 13.11.2013 N 0-11/6/17496 Министерство здравоохранения Красноярского края обратилось к главе г. Минусинска с заявлением о возврате в оперативное управление муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" следующих объектов недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 83 кв.м на 1 этаже здания, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, проезд Сафьяновых, д. 14, пом. 128; нежилое помещение общей площадью 112,1 кв.м на 1 этаже здания, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Тимирязева, д. 12, пом. 99; земельный участок площадью 2541 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Ботаническая, 2 "а".
На основании решения Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-117р в решение от 21.08.2013 N 10-89р внесены изменения в Перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования город Минусинск в государственную собственность Красноярского края.
Решением Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края" отказано в передаче в государственную собственность Красноярского края нежилого помещения площадью 83 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128. Вынесение настоящего решения обусловлено изъятием данного помещения из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" на основании Приказа КУМИ г. Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг "Об изъятии недвижимого имущества" и акта приема-передачи муниципального имущества от 26.06.2013 (приложение к приказу).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.02.2014 (т.1, л.д. 277-203) муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" реорганизовано в краевое государственное учреждение здравоохранения "Минусинская межрайонная больница".
Прокурор, ссылаясь на то, что приказ комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, решение Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края" нарушают права Красноярского края на распоряжение подлежащим передаче ему в силу закона имуществом, а также на осуществление государственных полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению края, что напрямую затрагивает публичные интересы, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг и решения Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р, об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска передать в собственность Красноярского края спорное имущество.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Ответчики, считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение указанным ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08 и от 02.02.2010 N 12566/09 определена правовая позиция, согласно которой требование о признании недействительными решений собственника, направленных на изъятие имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, подлежит рассмотрению судами как требование о недействительности сделки (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку требование прокурора Красноярского края о признании недействительным приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, основано на несоответствии оспариваемого приказа положениям пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное требование подлежит рассмотрению как иск о признании сделки недействительной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, основанием для вынесения приказа от 25.06.2013 N 72орг и изъятия спорного помещения из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" по акту приема-передачи от 26.06.2013 послужили результаты проведенной КУМИ г. Минусинска проверки использования муниципального имущества. Актом такой проверки от 29.05.2013 зафиксировано, что помещение закрыто, отсутствуют вывеска о наименовании учреждения и информация о режиме работы. В связи с этим по результатам проверки сделан вывод, что помещение не используется и является излишним.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в период с апреля 2013 года по май 2013 года деятельность раздаточного пункта молочной кухни в помещении не осуществлялась в связи с необходимостью проведения ремонта. В указанный период часть помещения использовалась для нужд учреждения как склад молочной продукции. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией главного врача КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" Кудрявцевой И.С. от 20.01.2014 N 144, локальным сметным расчетом, письмом начальника отдела здравоохранения администрации г. Минусинска Беляева В.Н. от 11.11.2013 N 01-20/9081, письмом министра здравоохранения Красноярского края Янина В.Н. от 13.11.2013 N 07-11/6/17496, объяснениями заведующей отделением по организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" Лешковой Л.И. и заведующей поликлиникой по организации амбулаторной помощи детскому населению КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница" Томиловой Л.А. от 24.01.2014. Необходимость проведения ремонта была обусловлена предписанием отдела надзорной деятельности по г. Минусинску и Минусинскому району УНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 01.11.2011 N 293/1/1-8.
Необходимость в использовании спорного помещения в настоящее время для целей здравоохранения подтверждается ходатайством главного врача МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" Томиловой Л.А. от 18.01.2013 N 19, ее объяснениями от 29.03.2013 N 149; письмами начальника отдела здравоохранения администрации г. Минусинска Беляева В.Н. от 16.09.2013 N 01-20/778, от 23.12.2013 N 01-21/1009; письмом и.о. главного врача МУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" Лешковой Л.И. от 06.06.2013 N 279.
С учетом отсутствия доказательств, подтверждающих, что спорный объект недвижимого имущества не использовался учреждением здравоохранения или использовался им не по назначению, а также оснований для отказа от имущества арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у собственника имущества в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска не имелось правовых оснований для его изъятия на основании приказа от 25.06.2013 N 72-орг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования о признании недействительным приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, подлежат удовлетворению как требования о признании недействительной ничтожной сделки.
Решение Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края" подлежит признанию недействительным по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 12 статьи 100 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Как следует из материалов дела, спорное помещение на момент принятия решения Минусинского городского Совета депутатов от 21.08.2013 N 10-89р, которым утвержден перечень муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности муниципального образования г. Минусинск в государственную собственность Красноярского края использовалось учреждением здравоохранения и используются до настоящего времени по назначению в целях оказания медицинской помощи населению. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, передача в государственную собственность Красноярского края учреждений здравоохранения как имущественных комплексов без передачи в полном объеме имущества, используемого учреждениями здравоохранения, свидетельствует о нарушении предусмотренного статьями 16, 100 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" права субъекта Российской Федерации на реализацию возложенных на него полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению, а также о нарушении публичных интересов Красноярского края в сфере здравоохранения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном рассмотрении судом первой инстанции заявления прокурора Красноярского края по существу, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт принят в интересах конкретного лица, которое имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенного права, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку требования прокурора Красноярского края заявлены в интересах публичного образования Красноярского края по реализации возложенных на него федеральным законом полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению.
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с доводами апелляционных жалоб о необходимости волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из муниципальной собственности в собственность Красноярского края при непоступлении от субъекта Российской Федерации обращения о передаче спорного имущества до истечения установленного статьей 100 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" срока -01.01.2013, заявленными со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О.
В постановлении от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определении от 07.12.2006 N 542-О по этому же вопросу Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Указав, что, закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации такж отметил, что спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не исключает возможности обязания судебным решением уполномоченного органа местного самоуправления к совершению действий, направленных на передачу муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации при разграничении полномочий в том случае, если судом будет установлена неправомерность бездействия органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, принимая решение в части обязания Минусинского городского Совета депутатов и комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска устранить допущенные нарушения, передать в государственную собственность Красноярского края нежилое помещение общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Устава города Минусинска объекты муниципальной собственности города могут передаваться в государственную федеральную и краевую собственность только на основании решения городского Совета депутатов в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством. Согласно статье 14 Устава города Минусинска Минусинский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления города. На основании пункта 2 статьи 23 Устава города Минусинска Совет депутатов состоит из 22 депутатов, избираемых на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами и настоящим Уставом. Таким образом, обязав Минусинский городской Совет депутатов передать в государственную собственность Красноярского края спорное нежилое помещение, суд первой инстанции в нарушение принципа разделения властей, фактически обязал каждого депутата представительного органа муниципального образования, призванного выражать при голосовании волю его избирателей, проголосовать определенным образом.
В свою очередь, возложение судом обязанности по передаче в государственную собственность Красноярского края спорного нежилого помещения на комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, не учитывает отсутствие у Комитета соответствующих полномочий и влечет невозможность исполнения решения суда в указанной части.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установлен порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации при передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Согласно данному порядку в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации орган местного самоуправления направляет предложение о передаче имущества уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества. Передача в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается. Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений. Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Из приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что законодателем предусмотрена передача из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений как имущественных комплексов.
Распоряжением правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 956-р утвержден Перечень муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых безвозмездно из муниципальной собственности муниципальных образований Красноярского края в государственную собственность Красноярского края. Пунктом 3 данного Перечня предусмотрена передача в собственность Красноярского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница".
Согласно пункту 2 статьи 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Поскольку изъятие спорного помещения у правопредшественника муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника", оформленное приказом комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг, совершено при отсутствии предусмотренных законом оснований правомерного изъятия имущества и посягает на публичные интересы Красноярского края, следовательно, на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является ничтожной сделкой. Данная сделка в силу положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку требование о признании недействительным приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, рассмотрено судом апелляционной инстанции как требование о признании недействительной ничтожной сделки, в отношении последствий такой сделки подлежат применению положения статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
С учетом изложенных норм и обстоятельств настоящего дела надлежащим способом восстановления прав Красноярского края, нарушенных приказом комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг, является применение последствий недействительности односторонней сделки по изъятию из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" спорного нежилого помещения в виде его возврата учреждению здравоохранения.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, признание судом недействительным приказа комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128 как ничтожной сделки и применение последствий недействительности указанной сделки является основанием для регистрации права оперативного управления на указанное имущество данного лица, а с учетом проведенной реорганизации - его правопреемника - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница". В свою очередь, при наличии у муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" права оперативного управления на спорное помещение, указанное помещение включается в состав имущественного комплекса данного учреждения здравоохранения, безвозмездно переданного в собственность Красноярского края на основании решения Минусинского городского Совета депутатов от 21.08.2013 N 10-89р "О безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края" и Приложения N 1 к указанному решению.
То обстоятельство, что спорное нежилое помещение не конкретизировано в Перечне недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования города Минусинск (Приложение N 2 к решению Минусинского городского Совета депутатов 21.08.2013 N 10-89р), не препятствует возникновению на него права собственности Красноярского края в составе имущественного комплекса учреждения здравоохранения.
С учетом изложенного признание судом недействительным решения Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края" устраняет противоречия между актами муниципального образования город Минусинск в части определения перечня имущества, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника", подлежащего безвозмездной передаче в собственность Красноярского края, и распоряжением правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 956-р о принятии в собственность Красноярского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Минусинская центральная районная больница" как имущественного комплекса.
При указанных обстоятельствах настоящего дела, принимая во внимание изъятие спорного имущества комитетом по управлению муниципальным имуществом города Минусинска из фактического владения муниципального учреждения здравоохранения "Минусинская городская детская поликлиника" по акту приема-передачи муниципального имущества от 26.06.2013 (т.1, л.д. 44), надлежащим способом восстановления нарушенных прав является возврат спорного имущества в фактическое владение учреждения здравоохранения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не разрешается судом апелляционной инстанции в связи с освобождением заявителя и ответчиков от обязанности по уплате государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" августа 2014 года по делу N А33-6043/2014 изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать недействительной одностороннюю сделку, выраженную в форме приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Минусинска от 25.06.2013 N 72-орг об изъятии из оперативного управления МБУЗ "Минусинская городская детская поликлиника" нежилого помещения общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, недействительной.
Применить последствия недействительности сделки. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска возвратить краевому государственному учреждению здравоохранения "Минусинская межрайонная больница" нежилое помещение общей площадью 83 кв.м, расположенное по адресу: Россия, г. Минусинск, пр. Сафьяновых, 14, пом. 128, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Признать недействительным решение Минусинского городского Совета депутатов от 10.12.2013 N 12-118р "Об отказе в безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Красноярского края".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6043/2014
Истец: Прокурор Красноярского края
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Минусинский городской Совет депутатов
Третье лицо: КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница", Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Министерство здравоохранения Красноярского края, Минусинский городской совет депутатов