г. Хабаровск |
|
11 ноября 2014 г. |
А73-8675/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Московчука Дмитрия Васильевича: Торина Т.В., представитель по доверенности N 27АА0726648 от 09.08.2014;
от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Саламанова Е.В., представитель по доверенности N 9046/0212 от 04.09.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 24.09.2014
по делу N А73-8675/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Пичининой И.Е.
по иску индивидуального предпринимателя Московчука Дмитрия Васильевича (ИНН 272010032301, ОГРНИП 304272018700011)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Московчук Дмитрий Васильевич (далее - ИП Московчук Д.В., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051110:45 общей площадью 4290,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Суворова, 80, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 594 563 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда от 11.07.2014 и от 12.08.2014 соответственно привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, муниципальное образование "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска.
Решением от 24.09.2014 года иск удовлетворен.
Администрация г. Хабаровска в апелляционной жалобе просит решение от 24.09.2014 отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что рыночная стоимость спорного участка определена с нарушением действующего законодательства, что ведет к нарушению прав муниципального образования, в связи со снижением суммы поступающий в бюджет города.
ИП Московчук Д.В. в письменных возражениях с доводами жалобы не согласился, полагал их основанными на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению. По мнению истца, представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, имеющейся рыночной информации и статическом анализе рыночной цены, что подтверждается положительным заключением Российского общества оценщиков. Просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации города Хабаровска доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца, выразил несогласие с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Иные участники судебного разбирательства, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы в порядке ст.ст. 121-123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не заявили.
С учетом отсутствия возражений у явившихся лиц, жалоба рассмотрена по правилам ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 27-АВ N 635341 от 08.02.2012, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051110:45, общей площадью 4290,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Суворова, 80.
Указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.01.2008 года.
Согласно кадастровым выпискам из земельного участка, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной 13 410 000, 66 рулей.
Истец, считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, обратился в ООО "Бизнес аудит оценка" для проведения независимой оценки рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету N 277/2014 от 05.06.2014 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 1 594 563 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, существенно выше рыночной стоимости, предприниматель обратился в с настоящими требованиями в суд. Истец считает, что сложившаяся ситуация создает для предпринимателя дополнительное бремя по уплате земельного налога.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", (далее - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Закон) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
Пунктами 11, 14, частью 2 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
По состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка составляет 1 594 563 руб. (отчет об оценке от 05.06.2014 N 277/2014).
Положительным экспертным заключением от 25.08.2014 N 2961/2014, выполненным Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подтверждено, что существенные замечания к отчету оценщика отсутствуют, отчет от 05.06.2014 N 277/2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, сделанные оценщиком выводы обоснованы.
Доказательств обратного, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Следовательно, требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом, руководствуясь правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком.
Доводы апеллянта о том, что рыночная стоимость спорного участка определена с нарушением действующего законодательства, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела и документально не подтвержденный.
Доводы заявителя, не содержат фактов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции, влияли на обоснованность и законность принятого по делу судебного акта, они лишь выражаю несогласие с принятым судебным актом.
Выводы суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах соответствуют представленным в дело доказательствам и нормам материального права, применяемым к спорным правоотношениям. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе администрация освобождена в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.09.2014 года по делу N А73-8675/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8675/2014
Истец: ИП Московчук Дмитрий Васильевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, Управление Росреетсра по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю