Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф02-357/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А19-7540/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 14.11.2014.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: К.Н. Даровских, Л.В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Коробейниковой
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмегаСтройТех" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 сентября 2014 года по делу N А19-7540/2014 по заявлению Администрации г. Иркутска о признании общества с ограниченной ответственностью "ОмегаСтройТех" (адрес 664036, г. Шелехов, 4 мкр, д.37- А; ИНН3808097119/ОГРН 1033801046146) несостоятельным (банкротом),
принятое судьей Н.Н. Ларионовой,
установил:
Администрация г. Иркутска 15.05.2014 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ОмегаСтройТех", указав на наличие у ООО "ОмегаСтройТех" задолженности в размере 3 811 807,93 рублей, в том числе 2 726 617,67 рублей - сумма задолженности по арендной плате, 1 085 190,26 рублей - сумма неустойки, подтверждённой решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.04.2011 по делу А19-335/2011, решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2012 по делу А19-2361/2012, решением Арбитражного суда Иркутской области 27.03.2013 А19-22835/2012.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.05.2014 заявление Администрации г. Иркутска принято к производству арбитражного суда, в отношении ООО "ОмегаСтройТех" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 сентября 2014 года ликвидируемый должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства сроком до 05 марта 2015 года. Конкурсным управляющим утверждена Лобода Оксана Олеговна, которой утверждено ежемесячное фиксированное вознаграждение в размере 30 000 руб. с источником его выплаты - имущество должника.
Должник, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, прекратить производство по делу.
Указывает на то, что внесенной заявителем по делу о банкротстве суммы (50 000 руб.) явно недостаточно для проведения процедуры банкротства, учитывая, что вознаграждение конкурсного управляющего за период конкурсного производства составляет 180 000 руб.
Ссылается на отсутствие в деле письменного согласия администрации на финансирования процедуры банкротства (конкурсного производства сроком на 5 месяцев 28 дней).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, протоколом собрания участников ООО "ОмегаСтройТех" N 12/13 от 03.06.2013 принято решение ликвидировать ООО "ОмегаСтройТех", назначить ликвидатором общества Розенраух Павла Соломоновича.
На основании представленных в материалы дела доказательств принятия должником решения о ликвидации, о назначении ликвидатора установлено, что общество находится в стадии добровольной ликвидации. Сведения о нахождении должника в стадии ликвидации в установленном законом порядке внесены в ЕГРЮЛ. Решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, как и решения регистрирующего органа о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о должнике, не оспорены, недействительными не признаны.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате денежных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 Закона о банкротстве.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 224 Закона о банкротстве в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Положения статей 224 - 226 Закона о банкротстве, являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, неисключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях - по заявлению кредитора и вместе с тем устанавливают особенности несостоятельности ликвидируемого должника в части применяемых процедур банкротства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при установлении арбитражным судом в заседании по проверке обоснованности требований кредитора к должнику факта образования должником ликвидационной комиссии и недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов к такому должнику применяется упрощенная процедура банкротства - банкротство ликвидируемого должника, в соответствии с требованиями которой принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом если в отношении должника применяется процедура ликвидации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, установление в ходе судебного заседания наличия у ликвидируемого должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, не является основанием для принятия судом решения об отказе в признании должника банкротом (статья 55 Закона о банкротстве).
Критерий недостаточности имущества, указанный в пункте 1 статьи 224 Закона о банкротстве, имеет правовое значение для ликвидатора должника, так как обуславливает его обязанность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Факт нахождения должника в стадии ликвидации не лишает заявителя-кредитора права инициировать процедуру банкротства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии у должника достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно установил наличие необходимых признаков банкротства, приняв во внимание принятие в отношении должника решения о ликвидации, открыл в отношении ООО "ОмегаСтройТех" конкурсное производство.
Поскольку кандидатура арбитражного управляющего Лобода Оксаны Олеговны соответствует требованиям статей 20, 20.2 Закона о банкротстве, суд первой инстанции обоснованно утвердил ее конкурсным управляющим должника.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что внесенной заявителем по делу о банкротстве суммы (50 000 руб.) явно недостаточно для проведения процедуры банкротства, а в деле письменного согласия администрации на финансирования процедуры нет, следовательно, по мнению апеллянта, дело о банкротстве подлежит прекращению, не принимаются апелляционным судом, поскольку указанные в жалобе обстоятельства не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В случае, если в ходе рассмотрения дела о банкротстве обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (Постановление N 91). При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке. В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Вместе с тем, как следует из конструкции нормы пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве, в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Таким образом, обязанность по финансированию процедуры банкротства императивно, в силу статьи 59 Закона о банкротстве, возложена на заявителя.
В связи с чем не требуется отдельного согласия заявителя в письменном виде, т.к. заявляя о введении банкротства в отношении должника, заявитель принимает на себя последствия такого действия.
Отсутствие письменного согласия заявителя, участвующего в деле о банкротстве, на финансирование расходов по делу, при подаче заявления о возбуждении процедуры банкротства, не является в данном конкретном случае основанием для прекращения производства по делу.
Учитывая положения пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве, заявитель и без дополнительного согласия несет бремя погашения расходов по делу (что усматривается из правовой позиции пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" относительно правопреемников заявителя в части судебных расходов).
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Относительно заявления конкурсного управляющего должника Лобода О.О. о необходимости возвращения апелляционной жалобы апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 23 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", руководитель должника, чьи полномочия прекращены в соответствии с Законом о банкротстве при введении, непосредственно после завершения наблюдения или финансового оздоровления, процедур внешнего управления (пункт 1 статьи 94) или конкурсного производства (пункт 2 статьи 126), вправе обжаловать соответствующие судебные акты.
То есть, должник в лице его органов управления обладает правом, предоставленным ему статьей 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование только тех судебных актов, которые были приняты судом в рамках процедуры банкротства до признания его банкротом, открытии в отношении него конкурсного производства, когда были прекращены полномочия руководителя должника, включая судебный акт о признании должника банкротом.
В рассматриваемом случае должником подана апелляционная жалоба на решение суда, которым он признан банкротом. В отзыве на ходатайство конкурсного управляющего о возвращении апелляционной жалобы, представленного в апелляционный суд, ликвидатор должника Розенраух П.С. возражает против его удовлетворения, так оно не основано на законе.
Таким образом, применительно к части 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ должник в лице его органов управления является лицом, которое вправе само обжаловать в порядке апелляционного производства, решение суда первой инстанции от 08.09.2014.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 сентября 2014 года по делу N А19-7540/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7540/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф02-357/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ООО "ОмегаСтройТех"
Кредитор: Администрация города Иркутска, ООО "Промтранс"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Иркутское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации (филиал N1), Лобода Оксана Олеговна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области, НП СОАУ "Меркурий", Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, Шелеховский районный отдел судебных приставов, Шелеховский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5555/14
21.03.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5555/14
30.11.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14
26.07.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14
28.04.2016 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14
29.01.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5555/14
21.08.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14
24.02.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-357/15
14.11.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5555/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14
22.07.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7540/14