г. Воронеж |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А64-3658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Архиповой Ирины Николаевны:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: от ФКУ Упрдор Москва-Волгоград:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Тамбовской области): от Администрации Рассказовского района Тамбовской области |
Кузнецов С.А., представитель по доверенности N 68 АА 0487973 от 08.04.2014;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2014 по делу N А64-3658/2014 (судья Парфенова Л.И.), по заявлению индивидуального предпринимателя Архиповой Ирины Николаевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании незаконными действий.
Третьи лица: ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Тамбовской области), Администрация Рассказовского района Тамбовской области,
,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Архипова Ирина Николаевна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Архипова И.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ФАУГИ, Управление) о признании действий ФАУГИ, оформленные письмом N К-90 от 21.04.2014 г. и выразившиеся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности Архиповой Ирине Николаевне земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:15:5301001:3, местоположение: Тамбовская область, Рассказовский район, с. Платоновка, 37 км. автодороги Тамбов-Пенза, разрешенное использование: под здание магазина незаконными и обязать ФАУГИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Архиповой И.Н. путем принятия в месячный срок решения о предоставлении заявителю на праве собственности вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 68:15:5301001:3, подготовки и направления заявителю в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п.2 ст.160 и п.2 ст.434 и п.1 ст. 435 ГК РФ (т.е. признакам оферты) с условием о выкупной цене, сформированной в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Управление указывает, что:
- согласно Постановлению Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (с изменениями, дополнениями на 30.12.2011) утвержден перечень федеральных дорог, в раздел "перечня прочих федеральных дорог" входит дорога 1Р208, 1Р209 "Тамбов-Пенза". Данная дорога относится ко 2 категории и придорожная полоса должна составлять не менее 75 м с обеих сторон полосы отвода;
- спорный земельный участок расположен в придорожной полосе автомобильной дороги и относится к землям транспорта, являющимся ограниченным в обороте.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя возражал на доводы апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Администрация Рассказовского района Тамбовской области и ФАУГИ ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Заявителю на праве собственности принадлежит здание магазина площадью 57,5кв.м., расположенное по адресу: Тамбовская область, Рассказовский район, с. Платоновка, 37 км автодороги "Тамбов-Пенза", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.03.2010 г. и выпиской из ЕГРП от 10.04.2014 г. (л.д. 14, 17).
Данное здание магазина расположено на земельном участке с кадастровым номером 68:15:5301001:3, общей площадью 1062кв.м., находящемся в собственности РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРП и кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 15-16, 18).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:15:5301001:3 площадью 1062кв.м. весь земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования - под здание магазина, кадастровая стоимость земельного участка -487755,2 руб., правообладатель - Российская Федерация, вид права - федеральная собственность (л.д. 15-16).
Заявитель 16.04.2014 обратился в ФАУГИ с заявлением о приобретении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 68:15:5301001:3 площадью 1062кв.м., на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю (л.д. 19-20).
ФАУГИ 21.04.2014 отказало заявителю в представлении указанного земельного участка, обосновывая свой отказ тем, что данный земельный участок относится к землям, предназначенным для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта; согласно пп.7 п.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и представленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте; п.2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность и предложило заявителю обратиться с заявлением о предоставлении этого земельного участка в аренду.
Заявитель полагая, что действия ФАУГИ по отказу в предоставлении земельного участка в собственность нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области удовлетворил требования предпринимателя, указав, что спорный земельный участок не расположен в полосе отвода автомобильной дороги "Тамбов-Пенза", не имеет с данной полосой отвода точек соприкосновения или наложения, их границы не пересекаются, в связи с чем, основания для отказа в представлении спорного земельного участка в собственность заявителя у ФАУГИ отсутствовали.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) признаются незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемого отказа ФАУГИ в предоставлении на праве собственности (приватизации) ИП Архиповой И.Н. земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:15:5301001:3 площадью 1062кв.м., адресные данные: Тамбовская область, Рассказовский район, с. Платоновка, 37 км автодороги "Тамбов-Пенза", разрешенное использование: для размещения магазина, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу абзаца 1 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическим лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5.8, 5.36 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен в землях категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с видом разрешенного использования - для размещения магазина (кадастровый паспорт земельного участка - л.д. 15-16), на спорном земельном участке расположено здание магазина, принадлежащее заявителю на праве собственности и зарегистрированное в установленном законом порядке (л.д. 14).
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что заявителем в целях предоставления земельного участка был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с статьей 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно пункту 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
- размещения автомобильных дорог;
- объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
- установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу части 3.1 статьи 90 ЗК РФ к землям транспорта относятся земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог. Придорожные полосы создаются для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечение безопасности граждан. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляется в соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что ограниченными в обороте являются не все земли транспорта, а только те, что предоставлены для нужд организаций транспорта.
Доказательств того, что заявитель является организацией транспорта, ФАУГИ в материалы дела не представило.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. (с изменениями от 28.11.2011 г.) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки автотранспортных средств).
В силу пункта 16 статьи 3 Закона N 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Статьей 26 Закона N 257-ФЗ установлено, что территория, прилегающая с обеих сторон к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков, является придорожной полосой. Размеры придорожных полос устанавливаются в зависимости от категории дороги на уровне федерального закона. Указанные размеры не подлежат увеличению или уменьшению. Для автомобильных дорог, за исключением автодорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Порядок установления и использования придорожных полос соответствующего значения могут устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Полоса отвода автомобильной дороги федерального значения 1Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (в районе местоположения земельного участка, используемого для размещения магазина) находится в границах земельного участка с кадастровым номером 68:15:4501001:5.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, распечатки с официального сайта публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 68:15:5301001:3 и расположенный под полосой отвода автомобильной дороги федерального значения 1Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" (кадастровый номер 68:15:4501001:5) не имеют наложений друг на друга, их границы не пересекаются и не имеют общих точек.
Таким образом, подтвержден факт расположения спорного земельного участка (с кадастровым номером 68:15:5301001:3) вне пределов полосы отвода автомобильной дороги "Тамбов-Пенза".
Доказательств обратного ФАУГИ в материалы дела не представило.
Третьи лица также не опровергают вышеуказанные обстоятельства.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 68:15:5301001:3, общей площадью 1062 кв.м, находящийся в собственности РФ, не является ограниченным в обороте.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа ФАУГИ нормам ЗК РФ и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2014 по делу N А64-3658/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3658/2014
Истец: Архипова Ирина Н
Ответчик: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Рассказовского района Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агенства", Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6121/14
05.02.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-64/15
07.11.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6121/14
19.08.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3658/14