г. Ессентуки |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А63-12374/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и Отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12374/2012
по исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Дейбук", ОГРН 1020500992434,
к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ОГРН 10426000684983, отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ОГРН 1052600671551, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пьянкову Сергею Валерьевичу, ОГРНИП 309264616100019,
о признании договора аренды земельных участков недействительной (ничтожной) сделкой в части и о применении последствия недействительности ничтожности сделки,
при участии в судебном заседании:
от СПК "Дейбук": Ибрагимова Р.А. - председатель;
от администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края: Муртузалиева Р.Ш. - представитель по доверенности;
от отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края: Муртузалиева Р.Ш. - представитель по доверенности;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Дейбук" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных и земельных отношений) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пьянкову Сергею Валерьевичу (далее - глава хозяйства) о признании недействительным (ничтожным) заключенного отделом и главой хозяйства договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 (далее - договор аренды), о понуждении главы хозяйства к возврату администрации 18 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения (отгонных пастбищ) общей площадью 9458,8986 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2013 решение от 23.01.2013 и постановление апелляционного суда от 30.07.2013 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении истец уточнил исковые требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 в части участков с кадастровыми номерами: 26:22:011401:12, 26:22:011402:87 и 26:22:011403:2 (далее - спорные земельные участки) и применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Исковые требования основаны на статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивированы тем, что в нарушение требований земельного законодательства, право на приобретение спорных земельных участков подлежало выставлению на торги.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 требования кооператива удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление главы хозяйства по форме и содержанию не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), поэтому предоставление участков, на которые претендовал кооператив (кадастровые номера 26:22:011401:12, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2 общей площадью 20 096 345 кв. м) должно происходить по общим правилам, предусмотренным в информационных сообщениях и положениях статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), то есть на торгах (конкурсах, аукционах).
В апелляционной жалобе отдел имущественных и земельных отношений просит решение суда от 18.03.2014 в части удовлетворения исковых требований отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что оспариваемый договор аренды соответствует требованиям действующего законодательства. При предоставлении спорных земельных участков в аренду главе хозяйства соблюдены требования статьи 12 Закона о крестьянском (фермерской) хозяйства. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения применению не подлежал в силу статьи 82 Земельного кодекса Российской Федерации.
С апелляционной жалобой на решение суда от 18.03.2014 в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось Министерство имущественных отношений Ставропольского края, полагая, что обжалуемым актом затрагиваются его права и интересы.
Определением от 07.10.2014 судебное разбирательство по делу откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 14.10.2014 на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на жалобы в суд не поступили.
В судебном заседании председатель отдела имущественных и земельных отношений апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Председатель кооператива просил оставить обжалуемый акт без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что решение суда следует отменить, апелляционную жалобу отдела имущественных и земельных отношений, удовлетворить.
Как видно из материалов дела, 06.06.2009 в газетах "Восход" и "Вести Нефтекумья" N 39 администрация на основании статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения опубликовала информацию о наличии свободных земельных участков (в том числе спорных), предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края (том 1 л.д. 202, 203).
02 июля 2009 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением, в котором на основании статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства 18 земельных участков с кадастровыми номерами: 26:22:010104:54 площадью 218345 кв. м, 26:22:010104:55 площадью 4638432 кв. м, 26:22:010108:44 площадью 704550 кв. м, 26:22:010108:45 площадью 289497 кв. м, 26:22:010808:2 площадью 8808025 кв. м, 26:22:010809:5 площадью 7797914 кв. м, 26:22:010810:3 площадью 10042175 кв. м, 26:22:010811:2 площадью 10551604 кв. м, 26:22:011002:43 площадью 7009650 кв. м, 26:22:011003:3 площадью 11501275 кв. м, 26:22:011304:9 площадью 726656 кв. м, 26:22:011304:10 площадью 3725028 кв. м, 26:22:011401:12 площадью 4867235 кв. м, 26:22:011402:87 площадью 8974958 кв. м, 26:22:011403:2 площадью 6254152 кв. м, 26:22:011701:8 площадью 2101222 кв. м, 26:22:011703:4 площадью 1757121 кв. м, 26:22:010603:3 площадью 4621147 кв. м (том 2, л. д. 2).
В своем заявлении глава хозяйства указал, что в наличии имеются следующие основные средства: трактор МТЗ-80 - 3 ед., прессподборщик ПРФ-180 - 1 ед., плуг ПЛН 3-35 - 1 ед., комбайн СК-5 "НИВА" с жаткой ВН 4,9, косилка рот КИР -1,5 м, а также 500 голов овец, КРС - 60 голов. К заявлению приложены копия паспорта, свидетельство о КФХ и выписка из ЕГРИП.
03 июля 2009 года кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков (отгонные пастбища) для сельскохозяйственного производства (пастьбы овец, КРС, заготовки сена, ведения отгонного животноводства), расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, общей площадью 1995,2 га, с кадастровыми номерами 26:22:011401:42 площадью 48672535 кв. м, 26:22:011402:87 площадью 8974958 кв. м, 26:22:014403:2 площадью 6254152 кв. м (том 1, л. д. 199).
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 906 на основании статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве главе хозяйства предоставлены в аренду с 10.07. 2009 сроком на 49 лет земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета общей площадью 9458,8986 га с кадастровыми номерами: 26:22:010104:54, 26:22:010104:55, 26:22:010108:44, 26:22:010108:45, 26:22:010808:2, 26:22:010809:5, 26:22:010810:3, 26:22:010811:2, 26:22:011002:43, 26:22:011003:3, 26:22:011304:9, 26:22:011304:10, 26:22:011401:12, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2, 26:22:011701:8, 26:22:011703:4, 26:22:010603:3 (том 2, л. д. 5).
10 июля 2009 года между отделом имущественных и земельных отношений (арендодатель) и главой хозяйства (арендатор) заключен договор аренды N 248 вышеуказанных земельных участков. В этот же день составлен акт приема-передачи земель. Государственные регистрации договора аренды произведены 21.08.2009 регистрационная запись 26-26-22/008/2009-476 (том 1, л. д. 190 - 195).
16 июля 2009 года администрация отказала кооперативу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:011401:42, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2, поскольку названные участки переданы крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии со статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (том 1, л. д. 198).
Кооператив, полагая, что договор аренды от 10.07.2009 N 248 в части передачи главе хозяйства земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:011401:12, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2 является недействительным (ничтожным) и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования кооператива, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление главы КФХ не соответствует статье 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, поскольку заявитель не обосновал необходимость предоставления земельного участка испрашиваемой площадью. В связи с чем, предоставление земельных участков, на которые также претендовал кооператив, должно происходить в порядке пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрено проведение торгов (конкурса, аукциона) при подаче двух и более заявлений.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно статье 10 Закона о землях сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен положениями статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с вышеназванной статьей граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предоставлено крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Принадлежность спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении их в аренду. Нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Кодекса и Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
С учетом установленных Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве особенностей, глава хозяйства мог быть признан участником, основанных на конкурентных навалах отношений по обороту земель сельскохозяйственного назначения, только в случае поступления аналогичных заявлений от иных крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом апелляционной инстанции установлено, что глава хозяйства имеет статус индивидуального предпринимателя и зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 10.06.2009 за основным государственным регистрационным номером 309264616100019. Основным видом деятельности крестьянского хозяйства является разведение крупного рогатого скота, овец и коз (животноводство) (том 4 л.д.4).
Как видно из кадастровых выписок, спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д. 160-175).
Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Таким образом, основанием приобретения земельного участка в собственность либо в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является совершение заинтересованным лицом всех действий, необходимых в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Суд первой инстанции посчитал, что главой хозяйства в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в заявлении не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Частью 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрен необходимый перечень сведений, которые указываются в соответствующем заявлении, в том числе в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) (пункт 5 части 1 статьи 12).
Законом не предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что главе КФХ необходимо представить с заявлением документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков является ошибочным.
Как следует из заявления от 02.07.2009 глава КФХ Пьянков С.В. указал все необходимые сведения, в том числе обоснование размеров предоставляемых земельных участков, следовательно выполнил требование, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (том 2 л.д. 2).
Глава хозяйства также представил в материалы дела бизнес-план по созданию, расширению производственной базы КФХ и увеличению объема реализуемой продукции в котором обоснована потребность в аренде земель сельскохозяйственного назначения площадью 9458, 8986 га (том 4 л.д. 3-12)
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 16486/09, исходя из статей 1, 4, 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
При этом заявитель не лишен права заключить трудовые договоры в качестве работодателя, а также иные гражданско-правовые договоры с неограниченным количеством лиц для обработки испрашиваемых земельных участков.
Поскольку кооператив не является крестьянским (фермерским) хозяйством, спорные земельные участки правомерно предоставлены органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу N А15-434/2009, от 24.08.2009 по делу N А32-12204/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 19.07.2010 по делу N А32-21991/2009, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009, от 14.01.2011 по делу N А22-251/2010).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования кооператива. В связи с чем, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 подлежит отмене, как принятое ввиду неправильного применения норм материального права. Требования кооператива о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 в части участков с кадастровыми номерами: 26:22:011401:12, 26:22:011402:87 и 26:22:011403:2 подлежат отклонению.
Производство по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края надлежит прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда первой инстанции по делу не нарушает права и обязанности заявителя.
Расходы по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 265, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12374/2012 отменить, апелляционную жалобу Отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать сельскохозяйственному производственному кооперативу "Дейбук" в удовлетворении исковых требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12374/2012
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Дейбук", СПК "Дейбук"
Ответчик: Администрация Нефтекумского муниципального района СК, Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района СК, Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Пьянков Сергей Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-790/13
18.03.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12374/12
02.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7423/13
30.07.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-790/13
23.01.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12374/12