г. Саратов |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А57-6906/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области - Полторецкая Е.С., доверенность от 25.11.2013 N 01-01-23/74,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Покидина С.Г., доверенность от 13.10.2014 N 02/2-7267,
от общества с ограниченной ответственностью "ГЕВИС" - Николаева Ю.Н., доверенность от 08.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-6906/2014 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 о признании жалобы обоснованной; о признании незаконным предписания УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014
а также по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕВИС" (г. Москва, ОГРН 1116449006190, ИНН 6449062765)
о признании недействительным предписания N 20-14/ов-т от 27.03.2014 в части
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов),
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (г. Саратов),
ИП Лузик Л.В. (г. Саратов),
ООО "Кадастровое бюро" (Саратовская область, г. Энгельс),
ООО "Профимпорт" (Саратовская область, г. Энгельс),
ООО ТД "Полесье" (Саратов),
ООО "Сарнефтепродукт" (г. Саратов)
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее Министерство, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, управление, антимонопольный орган) N 20-14/ов-т от 27.03.2014 о признании жалобы обоснованной, о признании незаконным предписания УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 г. Данное заявление принято к производству с присвоением делу номера А57-6906/2014.
Также в арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ГЕВИС" (далее ООО "ГЕВИС", заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания N 20-14/ов-т от 27.03.2014 в части продления проведения аукциона по лоту N 12 с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником аукциона, т.е. с 250 082,60 руб. Данное заявление принято к производству с присвоением делу номера А57-9007/2014.
Определением от 29.05.2014 дела N А57-6906/2014 и N А57-9007/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу единого номера А57-6906/2014.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ИП Лузик Л.В., ООО "Кадастровое бюро", ООО "Профимпорт", ООО ТД "Полесье", ООО "Сарнефтепродукт".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным предписание УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 г. в части продления проведения Аукциона по лоту N 12 с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником Аукциона, т.е. с 250082,6 руб.
В остальной части заявленных требований отказано.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 18 октября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия ИП Лузик Л.В., представителей ООО "Кадастровое бюро", ООО "Профимпорт", ООО ТД "Полесье", ООО "Сарнефтепродукт", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений о пересмотре оспариваемого решения в порядке апелляционного производства в полном объеме, суд апелляционной инстанции не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность принятого судебного акта в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) размещено извещение N 140214/1198361/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (федеральной) собственности, для ведения сельского хозяйства (сенокошения) по Лотам NN 1-3 сроком на 49 лет, для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) по Лоту N 4 сроком на 49 лет, для осуществления рекреационной деятельности по Лотам NN 5-13 сроком на 49 лет, по Пугачевскому, Усовскому, Энгельсскому лесничествам.
Предметом лота N 12 являлось право на заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 64:50:040202:42, расположенного в Энгельсском районе Саратовской области, а именно: Энгельсское лесничество, Энгельсское участковое лесничество, квартал 15, часть выдела 14, площадью 2 га, сроком на 49 лет, для осуществления рекреационной деятельности.
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (организатор аукциона) осуществляло прием заявок на участие в аукционе в период с 21 февраля 2014 г. по 13 марта 2014 года включительно.
ООО "ГЕВИС" 11.03.2014 г. подало заявку на участие в указанном аукционе по лоту N 12. Заявке был присвоен номер 3.
По результатам рассмотрения приема заявок, представленных документов и полученных министерством по межведомственному запросу сведений, подтверждающих факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц (выписки из ЕГРЮЛ) комиссия министерства приняла решение (Протокол N 1 приема заявок на участие в аукционе от 14.03.12014 г.) - отказать заявителю ООО "ГЕВИС", подавшему заявку N 3 от 11.03.2014 г. на участие в данном аукционе по лоту N 12, в допуске к участию в аукционе по лоту N 12 на основании п. 1 ч. 8 ст. 79 ЛК РФ в связи с представлением заявителем заявки, не соответствующей установленным требованиям, а именно - местонахождение юридического лица, указанное в заявке (119991, г. Москва, проспект Вернадского, дом. N41, строение N 1, офис N 52) не соответствует местонахождению юридического лица, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.03.2014 г. N 2151, полученной Министерством природных ресурсов и экологии области в рамках межведомственного запроса 413116, Саратовская область, город Энгельс, проспект Химиков).
Информация о результатах рассмотрения заявок на участие в аукционе была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) 14 марта 2014 г. Кроме того, всем заявителям были направлены соответствующие уведомления заказными письмами.
На основании ч. 17 ст. 79 ЛК РФ Министерство возвратило ООО "ГЕВИС", как заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный им задаток по лоту N 12 в течение 5 дней со дня подписания протокола приема заявок на участие в аукционе.
Не согласившись с решением Министерства, ООО "ГЕВИС" обжаловало его в УФАС по Саратовской области.
При рассмотрении жалобы общества антимонопольным органом на основании выписки из ЕГРЮЛ, представленной ООО "ГЕВИС" в управление, было установлено, что юридическим адресом общества является адрес: 119991, г. Москва, проспект Вернадского, дом. N 41, строение N 1, офис N 52, что соответствует сведениям, содержащимся в заявке, поданной обществом для участия в аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ГЕВИС" УФАС по Саратовской области 27 марта 2014 г. приняло решение N 20-14/ов-т о признании жалобы обоснованной.
Также УФАС по Саратовской области выдало Министерству предписание о совершении следующих действий:
1) в срок до 4 апреля 2014 г. отменить протокол N 1 приема заявок на участие в аукционе от 14 марта 2014 г. по лоту N 12, протокол N 2 о результатах аукциона от 18 марта 2014 г. по лоту N 12;
2) рассмотреть заявки участников аукциона по лоту N 12 в соответствии с требованиями ЛК РФ;
3) в срок до 8 апреля 2014 г. определить дату проведения аукциона по лоту N 12;
4) уведомить участников аукциона по лоту N 12 о дате и времени проведения аукциона;
5) продлить проведение аукциона по лоту N 12 с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником аукциона (N 7), т.е. с 250 082,6 рублей;
6) в срок до 18 апреля 2014 г. представить в УФАС по Саратовской области документально подтвержденную информацию об исполнении настоящего предписания.
Считая решение УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 и предписание N 20-14/ов-т от 27.03.2014 незаконными, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
ООО "ГЕВИС", считая незаконным пункт 5 предписания УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным в части пункта 5 предписания.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, и признавая недействительным предписание УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 г. в части продления проведения Аукциона по лоту N 12 с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником Аукциона, т.е. с 250082,6 руб., исходил из того, что отмена протокола N 2 от 18.03.2014 г. по лоту N 12 означает отмену результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по лоту N 12, в связи с чем, процедура проведения аукциона в части лота N 12 должна соответствовать требованиям законодательства, а именно п.1 ст.80 ЛК РФ, который предусматривает, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела в силу нижеследующего.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ).
Статьями 78 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации установлены общие положения и порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со статьями 81, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что аукционная документация должна содержать сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона, "шаге аукциона".
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы) на "шаг аукциона".
Согласно части 3 статьи 80 ЛК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона.
Подпунктами "и", "к" пункта 35 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания), определено, что по завершению аукциона аукционист объявляет о продаже аукционной единицы, называет продажную цену и номер карточки победителя. Итоговая цена, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в 2 экземплярах в день проведения аукциона. Протокол об итогах аукциона, подписанный организатором аукциона в лице председателя аукционной комиссии и победителем аукциона, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора аренды.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области аукциона 18.03.2014 между организатором аукциона и победителями аукциона подписан протокол N 2.
Пунктом 1 обжалуемого предписания антимонопольным органом Министерству предписано в срок до 04.04.2014 отменить протокол N 1 приема заявок на участие в аукционе от 14.03.2014 по лоту N 12, а также предписано отменить протокол N 2 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 18.03.2014 по лоту N 12.
Таким образом, УФАС по Саратовской области отношении лота N 12 отмены как протокол N 1 приема заявок, так и протокол N 2 о результатах аукциона от 18.03.2014.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отмена протокола N 2 от 18.03.2014 г. по лоту N 12 означает отмену результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по лоту N 12, в связи с чем, процедура проведения аукциона в части лота N 12 должна соответствовать требованиям законодательства, а именно п.1 ст.80 ЛК РФ, который предусматривает, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Поскольку, результаты аукциона по лоту N 12 были отменены на стадии последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона (с 250082,60 руб.), то продление аукциона, как указано в пункте 5 предписания антимонопольного органа, с указанной суммы предложения цены ведет к нарушению п.1 ст.80 Лесного кодекса РФ, а равно нарушению прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не принимает как документально неподтвержденный довод антимонопольного органа о том, что на заседании Комиссии Саратовского УФАС России законный представитель ООО "ГЕВИС" подтвердил свои намерения вступить в торги с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником Аукциона (N 7), т.е. с 250 082,6 рублей.
Кроме того, согласие потенциального участника аукциона на вступление в торги на какой-либо стадии не может являться основанием для проведения Министерством повторного аукциона (после фактической отмены антимонопольным органом результатов первоначального аукциона) без соблюдения процедуры проведения аукциона в части лота N 12 предусмотренной п.1 ст.80 ЛК РФ, который предусматривает, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
УФАС по Саратовской области в оспариваемом предписании, в апелляционной жалобе не приведены нормы закона или иного нормативного правового акта, позволяющие антимонопольному органу, отменяя итоги проведенного аукциона, одновременно обязывать провести его повторно не сначала, а с последнего (максимального) предложения, сделанного победителем аукциона.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, также принимает и считает обоснованным довод Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о невозможности проведения повторного аукциона с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, в связи с возвратом Министерством суммы задатков, внесенные участниками.
Часть 11 ст. 79 ЛК РФ предусматривает уплату задатка в качестве обязательного требования для допуска к участию в аукционе.
При рассмотрении спора судами установлено и антимонопольным органом не оспаривается, что Министерство осуществило возврат задатков заявителям, не допущенным к участию в аукционе по лоту N 12, на основании ч. 17 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации, в течение 5 дней со дня подписания протокола приема заявок на участие в аукционе.
Возврат задатков участникам аукциона по лоту N 12, которые не стали победителями аукциона по данному лоту, был произведен министерством во исполнение ч. 5 ст. 80 ЛК РФ в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона, кроме задатка, внесенного победителем торгов по лоту N 12 - ООО "Профимпорт", задаток которого был перечислен министерством в федеральный бюджет.
Проведение повторного аукциона по лоту N 12 с участием тех заявителей и участников торгов, которым был возвращен задаток, действующим законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрена возможность требовать от участников аукциона оплатить сумму задатка без проведения повторного аукциона по этому лоту, с осуществлением процедуры, предусмотренной ст. ст. 79 - 80 ЛК РФ с самого начала.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции, что предписание УФАС по Саратовской области N 20-14/ов-т от 27.03.2014 в части продления проведения аукциона по лоту N 12 с последнего (максимального) предложения о цене предмета аукциона, поданного участником аукциона, т.е. с 250 082,60 руб. нарушает действующее законодательство, а также права и законные интересы ООО "ГЕВИС", что в соответствии с положениями ст. 198 АПК РФ является основанием для признания оспариваемого пункта ненормативного правового акта антимонопольного органа недействительным.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-6906/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6906/2014
Истец: министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
Ответчик: ООО "Гевис", Управление Федеральной антимонапольной службы по Саратовской области, Управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
Третье лицо: ИП Лузик Л. В., МРИ ФНС N7 по саратовской области, ООО "Кадастровое бюро", ООО "Профимпорт", ООО "Сарнефтепродукт", ООО ТД "Полесье", ООО "ГЕВИС", ООО "Саратовнефтепродукт"