г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А21-2491/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.
при участии:
от истца (заявителя): Умнова Е.Н. по доверенности от 09.10.2014 N 115/дв
от ответчиков (должников): не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21485/2014) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.07.2014 по делу N А21-2491/2014 (судья Лузанова З.Б.), принятое
по иску (заявлению) Администрации ГО г. Калининграда
к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства по Калининградской области
о взыскании убытков
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о признании незаконным бездействия Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в отказе компенсации убытков, и о взыскании убытков в сумме 3 718 000 руб., указывая, что в соответствии с решениями Центрального районного суда г. Калининграда предоставила гражданам - инвалидам, страдающим хроническими заболеваниямиё внесенными в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, жилые помещения рыночной стоимостью 3 718 000 руб.; понесенные истцом убытки в связи с исполнением обязанностей по предоставлению жилья таким категориям граждан, связанных с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации отказало в возмещении указанных убытков.
Решением суда от 01.07.2014 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Администрации городского округа "Город Калининград" было взыскано 3 718 000 руб. убытков, в удовлетворении иска к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области было отказано.
Дополнительным решением от 22.07.2014 суд признал незаконным бездействие Министерства Финансов Российской Федерации в вопросе возмещения убытков Администрации городского округа "Город Калининград" в сумме 3 718 000 руб.
Не согласившись с решением от 01.07.2014, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, в требованиях к Министерству финансов Калининградской области отказать.
Представитель истца в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики, извещенные о времени и месте заседания надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Центральным районным судом г. Калининграда были вынесены следующие решения:
- от 15.04.2010 по делу N 2-1066/2011, которым Администрация была обязана предоставить Воронцовой Тамаре Васильевне благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма в виде отдельной квартиры, соответствующей санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 20 кв. метров;
- от 21.02.2012 по делу N 2-461/2012, которым Администрация была обязана во внеочередном порядке на основании договора социального найма на состав семьи один человек предоставить Мельникову Максиму Витальевичу благоустроенное жилое помещение в черте г. Калининграда общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Как следует из указанных решений Центрального районного суда г. Калининграда, Воронцова Т.В. и Мельников М.В. страдают заболеваниями, включенными в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением Администрации N 624 от 20.04.2012 Воронцовой Т.В. была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 32,4 кв. метра по адресу г. Калининград ул. Коперника, д. 10, кв. 16.
Постановлением Администрации N 1069 от 25.06.2012 Мельникову М.В. была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 40,6 кв. метров по адресу г. Калининград, ул. В. Фермора, д. 8, кв.2.
С указанными лицами заключены договоры социального найма N 516 от 24.07.2012 и N 466 от 11.07.2012 соответственно.
Рыночная стоимость указанных квартир согласно Отчетам N 1980-034-13 от 13.05.2013 и N 1980-033-13 от 13.05.2013 ООО Профессиональная компания Оценки Собственности "Русбизнесоценка" составляет 1 651 000 руб. и 2 067 000 руб. соответственно.
Письмом от 05.07.2013 N 2071/и Администрация обратилась в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой возместить понесенные Администрацией убытки в сумме 3 718 000 руб., указывая, что в данном случае Администрация выполнила обязанности, связанные с реализацией социальных гарантий, не возложенные на нее законодательством.
Министерство финансов Российской Федерации отказало в удовлетворении просьбы Администрации письмом N 20-05-13-05/06/35647 от 30.08.2013.
На основании изложенного, Администрация ГО г. Калининграда обратилась в суд с исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для отдельных категорий граждан, в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена возможность получения жилых помещений во внеочередном порядке. К данной категории относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку на момент обращений граждан в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Вместе с тем не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам введения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного введения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Переданные в социальный наем квартиры, рыночная стоимость которых составляет 3 718 000 рублей, являлись собственностью городского округа "Город Калининград", но в результате исполнения вышеназванных решений суда общей юрисдикции квартиры выбыли из его владения, в связи с чем, бюджету города Калининграда причинены расходы.
Предоставив жилое помещение Воронцовой Т.В. и Мельникову М.В., Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Согласно статье 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 1069 Кодекса предусмотрено, что вред подлежит возмещению за счет средств казны соответствующего публично - правового образования.
Таким образом, у Российской Федерации возникли расходные обязательства по компенсации Администрации затрат, возникших в результате возложения на нее Законом N 181-ФЗ государственных полномочий по предоставлению инвалидам жилой площади.
Соответственно, на Российской Федерации лежит обязанность компенсировать указанные расходы за счет средств федерального бюджета.
Отсутствие такой компенсации, предоставленной в рамках бюджетного финансирования, привело к убыткам городского округа "Город Калининград", выразившихся в необходимости в дальнейшем приобретения муниципального жилья для осуществления своих полномочий, в связи с выбытием имевшегося муниципального жилья из владения муниципального образования (с учетом выводов, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Министерством финансов Российской Федерации не оспаривается, что соответствующие средства из федерального бюджета не были перечислены.
Понесенные Администрацией убытки влекут обязанность их возмещения Российской Федерацией в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что указал и Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на тот факт, что Мельников М.В. имеет право на предоставление администрацией городского округа "Город Калининград" муниципального жилья во внеочередном порядке не является состоятельной, поскольку наличие у Мельникова М.В. тяжелой формы хронического заболевания не накладывает на администрацию обязанность по предоставлению Мельникову М.В. жилого помещения именно по данному основанию. Мельников М.В. был принят на учет малоимущих граждан, по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями в рамках ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Администрация городского округа "Город Калининград" не оспаривает то факт, что Мельников М.В. имеет право на внеочередное предоставление жилья, как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, однако в федеральном законодательстве не урегулировано предоставление жилых помещений инвалидам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, и на органы местного самоуправления выполнение данных обязательств не возложено.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья.
Таким образом, предоставление администрацией городского округа "Город Калининград" жилья гражданам, имеющим право на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, является реализацией государственных полномочий в сфере социальной поддержки инвалидов.
Согласно пункту 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В отношении требования истца о признании незаконным бездействия Министерства финансов Российской Федерации суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обязанность, возложенная на Министерство Финансов Российской Федерации, не исполнена, его бездействие в вопросе возмещения убытков Администрации подлежит признанию незаконным.
В иске к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области правомерно отказано, поскольку оно не является надлежащим ответчиком по заявленному иску.
Ссылка ответчика на часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые были оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт вынесен в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которых дана судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.07.2014 по делу N А21-2491/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2491/2014
Истец: Администрация ГО г. Калининграда
Ответчик: Министерство финансов Российской Федекрации в лице представителя - Управление федерального казначейства по Калининградской области