г. Москва |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А41-66001/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Мазенкова Сергея Артемовича на решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-66001/13 по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Мазенкова С.А. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мазенков Сергей Артемович (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ответчик) с требованиями:
- признать несоответствующими рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050445:490, 50:23:0050445:507, 50:23:0050445:489, 50:23:0050445:506, 50:23:0050445:380, 50:23:0050445:583, 50:23:0050445:588, 50:23:0050445:637, 50:23:0050445:641, 50:23:0050445:634, 50:23:0050445:636, 50:23:0050445:638, 50:23:0050445:643, 50:23:0050445:346, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, д. Колоколово;
- установить по состоянию на 01.01.2010 новую кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих Мазенкову Сергею Артемовичу, равной рыночной стоимости в следующем размере:
N п/п |
Кадастровый номер участка |
Площадь земельного участка |
Кадастровая стоимость участка |
Удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м |
1 |
50:23:0050445:490 |
13 943 |
7 025 041 |
503,84 |
2 |
50:23:0050445:507 |
71 |
35 773 |
503,84 |
3 |
50:23:0050445:489 |
131 |
66 003 |
503,84 |
4 |
50:23:0050445:506 |
355 |
178 863 |
503,84 |
5 |
50:23:0050445:380 |
836 |
421 210 |
503,84 |
6 |
50:23:0050445:583 |
331 |
166 771 |
503,84 |
7 |
50:23:0050445:588 |
15198 |
7 657 360 |
503,84 |
8 |
50:23:0050445:637 |
6 358 |
3 203415 |
503,84 |
9 |
50:23:0050445:641 |
2 705 |
1 362 887 |
503,84 |
10 |
50:23:0050445:634 |
3 671 |
1 849 597 |
503,84 |
11 |
50:23:0050445:636 |
1321 |
665 573 |
503,84 |
12 |
50:23:0050445:638 |
1330 |
670 107 |
503,84 |
13 |
50:23:0050445:643 |
1330 |
670107 |
503,84 |
14 |
50:23:0050445:346 |
3152 |
1 588 104 |
503,84 |
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести новую кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050445:490, 50:23:0050445:507, 50:23:0050445:489, 50:23:0050445:506, 50:23:0050445:380, 50:23:0050445:583, 50:23:0050445:588, 50:23:0050445:637, 50:23:0050445:641, 50:23:0050445:634, 50:23:0050445:636, 50:23:0050445:638, 50:23:0050445:643, 50:23:0050445:346 в Государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2014 года по делу N А41-66001/13 в удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Мазенкова С.А. отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Мазенкова С.А., в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Индивидуальному предпринимателю Мазенкову С.А. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0050445:490, 50:23:0050445:507, 50:23:0050445:489, 50:23:0050445:506, 50:23:0050445:380, 50:23:0050445:583, 50:23:0050445:588, 50:23:0050445:637, 50:23:0050445:641, 50:23:0050445:634, 50:23:0050445:636, 50:23:0050445:638, 50:23:0050445:643, 50:23:0050445:346.
Согласно кадастровым выпискам, земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, ориентир: д. Колоколово (т. 1 л.д. 19-31).
Считая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, превышает их рыночную стоимость, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Как установлено апелляционным судом, требования истца направлены на установление кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050445:490, 50:23:0050445:507, 50:23:0050445:489, 50:23:0050445:506, 50:23:0050445:380, 50:23:0050445:583, 50:23:0050445:588, 50:23:0050445:637, 50:23:0050445:641, 50:23:0050445:634, 50:23:0050445:636, 50:23:0050445:638, 50:23:0050445:643, 50:23:0050445:346 в соответствии с рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2010.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
Из материалов дела следует, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ отменено распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
При этом согласно материалам дела установлена новая кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, рассчитанная на основании указанного распоряжения, и внесенная в кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, при установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что сформулированные истцом требования как признание несоответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствуют положения статьи 66 ЗК РФ, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные же истцом требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной только на определенный, при этом предшествовавший, период времени не соответствуют вышеуказанным положениям о том, что основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является момент вступления в силу судебного акта об определении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Аналогичная правовая позиция о невозможности определения кадастровой стоимости в размере рыночной на прошедший период при наличии на момент рассмотрения дела новой кадастровой стоимости отражена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам N А11-1051/2013, N А27-16264/2012, N А57-1910/2012.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобы истец ссылается на то, что исковое заявление подано в Арбитражный суд Московской области 11.12.2013, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, в связи с чем, по мнению истца, суду первой инстанции необходимо было удовлетворить исковые требования с 01.01.2013.
Апелляционный суд находит указанный довод истца несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 27).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки (абзац 16).
Исходя из совокупности указанных норм права следует, что в целях установления кадастровой стоимости в размере рыночной юридические лица подают соответствующее заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости исключительно до утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель.
На основании изложенного, применяя нормы Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), необходимо принимать во внимание когда было подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно материалам дела Индивидуальный предприниматель Мазенков СА. обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г.- 11.12.2013.
Земельные участки, в отношении которых устанавливается кадастровая стоимость в размере равном рыночной стоимости, относятся к землям населенных пунктов.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждены результаты очередной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 г.
Таким образом, на момент подачи искового заявления истец утратил право установления кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01.09.2014 по делу N А41-66001/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66001/2013
Истец: ИП Мазенков С. А.
Ответчик: УФС по гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Раменского района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по МО, Министерство имущественных отношений МО, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство экологиии и природопользования Московской области, МИФНС N 1 по Московской области, Правительство Московской области, Управление Росреестра по МО, Управление Росреестра По Московской Области, ФГБУ "ФГБУ Росреестр", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"