город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2014 г. |
дело N А32-33824/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от ООО "ЮгХим" - представителя Привалова Д.А. по доверенности от 04.03.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгХим"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014 о приостановлении исполнительного производства по делу N А32-33824/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Темрюкское управление морского транспорта"
к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью Торговый Дом "ТОТ" о признании отчетов об оценке недействительными,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Темрюкмортранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО Торговый Дом "ТОД" о признании отчета об оценке N 43/14-А от 18.03.2014; отчета об оценке N 42/14-А от 18.03.2014, отчет об оценке N 40/14-А от 18.03.2014, произведенных ООО Торговый дом "ТОТ" недействительными.
ООО "Темрюкмортранс" обратился в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнительного производства N 75/14/61/23/СД от 13.01.2014 до рассмотрения спора по делу N А32-33824/2014.
В обоснование ходатайства заявитель ссылается на то, что в случае непринятия обеспечительных мер, может привести к реализации имущества по заниженной цене и возникновению у ООО " Темрюкмортранс" убытков в случае признания оценки незаконной.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014 ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнительного производства N 75/14/61/23/СД от 13.01.2014 удовлетворено.
ООО "ЮгХим обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить определение, принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что обжалование результатов оценки арестованного в рамках исполнительного производства имущества является основанием для приостановления исполнительного производства, однако в настоящем деле заявитель оспаривает отчет оценщика, принятый судебным приставом-исполнителем, но не постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
ООО "Темрюкмортранс" не обосновал и не представил доказательств необходимости приостановления исполнительного производства. Требования, о признании недействительными отчетов об оценке N 43/14-А от 18.03.2014, N 42/14-А от 18.03.2014, N 40/14-А от 18.03.2014 положены в основу заявления о принятии обеспечительных мер. Между тем, доказательств нарушения отчетами об оценки прав и интересов ООО "Темрюкмортранс" не представлено. Данные отчеты не используются судебным приставом-исполнителем в связи с истечением рекомендуемого срока действия отчетов.
Требования, положенные в основу заявления ООО "Темрюкмортранс" о приостановлении исполнительного производства заявлены с целью искусственного создания оснований для приостановления исполнительного производства, с намерением не допустить реализацию заложенного имущества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Согласно статье 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Основания, при которых приостановление исполнительного производства является обязательным, установлены в части 1 статьи 39 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Случаи, при которых исполнительное производство может быть приостановлено, содержатся в части 2 статьи 39 названного Закона.
Приостановление исполнительного производства без доказательств, подтверждающих необходимость приостановления исполнительного производства, может повлечь за собой нарушение баланса интересов заинтересованных сторон и, как следствие, невыполнение задач исполнительного производства.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 39 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство, в том числе может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, полностью или частично в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.
Из анализа приведенных норм права следует, что при наличии указанных в ней случаев суду предоставляется право на приостановление исполнительного производства.
При этом заявителем должны быть приведены и документально подтверждены обстоятельства, подтверждающие необходимость приостановления исполнительного производства в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Как разъяснено в абзаце 9 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", судам следует учитывать, что в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.
Таким образом, в том случае, если оценка имущества была произведена в рамках исполнительного производства, такая оценка подлежит обжалованию путем обжалования постановлений, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Частью 4 статьи 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В настоящем деле заявитель оспаривает отчет оценщика, принятый судебным приставом-исполнителем, но не постановление судебного пристава-исполнителя, что в соответствии с приведенными нормами законодательства об исполнительном производстве не является основанием для приостановления исполнительного производства. Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.04.2010 N ВАС-219/10 по делу N А49-368/2009 привлечение к оценке имущества специалиста - оценщика не меняет характера отношений, возникших в ходе исполнительного производства, и определенная оценщиком стоимость объекта не может быть оспорена посредством предъявления истцом самостоятельного иска к оценщику без оспаривания принятого к моменту предъявления этого иска постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в силу положения пункта 26 приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
Апелляционным судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела спорное имущество не реализовано. Срок применения оспариваемых результатов оценки истек 18.09.2014, и в соответствии с частью 8 статьи 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю необходимо провести повторную оценку имущества должника. Приостановление исполнительного производства определением от 19.09.2014, таким образом, целям обеспечения иска в данном случае не отвечает, обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2014 по делу N А32-33824/2014 о приостановлении исполнительного производства N 75/14/61/23/СД от 13.01.2014 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Темрюкмортранс" о приостановлении исполнительного производства отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33824/2014
Истец: ООО "Темрюкмортранс", ООО "Темрюкское управление морского транспорта", ООО "ЮгХим"
Ответчик: ООО Торговый дом "ТОТ"
Третье лицо: ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство", ООО "Авантаж", Судебный пристав-исполнитель МО по исполнению особых ИП УФССП по Краснодарскому краю Крутько А. К., ООО "Торговый дом "ТОТ", ООО "Югхим"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18707/15
15.10.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33824/14
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1585/15
05.02.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-356/15
19.01.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22599/14
17.11.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18747/14