17 ноября 2014 г. |
А79-2895/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.08.2014 по делу N А79-2895/2014,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Куснар" (ИНН 2107901820, ОГРН 1032137001456) о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.04.2014 N 005476, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуры Козловского района Чувашской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Петров А.А. по доверенности от 15.01.2014 N 302/03 сроком действия до 31.12.2014;
закрытого акционерного общества "Агрофирма "Куснар" - Денисова Е.А. по доверенности от 15.09.2014.
Прокуратура Козловского района Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Козловского района Чувашской Республики в отношении закрытого акционерного общества "Агрофирма "Куснар" (далее - Общество, ЗАО "Агрофирма "Куснар"), осуществляющего деятельность по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, с. Байгулово, 05.02.2014 проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В ходе проверки установлено, что Общество в течение длительного периода времени, вплоть до 05.02.2014, использует опасный производственный объект, а именно участок транспортный, зарегистрированный за N А44-03649-001, который не перерегистрирован в установленном законом порядке с присвоением соответствующего класса опасности.
Постановлением от 05.02.2014 прокурор Козловского района Чувашской Республики возбудил в отношении ЗАО "Агрофирма "Куснар" дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое передал для рассмотрения в Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган).
Уполномоченное должностное лицо Управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 04.04.2014 вынесло постановление N 005476 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением Управления и обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 08.08.2014 суд удовлетворил заявленные Обществом требования, сочтя недоказанным событие административного правонарушения.
Административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
Административный орган утверждает, что Общество использует в процессе осуществления деятельности транспортный участок, зарегистрированный в реестре опасных производственных объектов и не перерегистрированный в установленном законом порядке с присвоением соответствующего класса опасности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления и ЗАО "Агрофирма "Куснар" поддержали свои доводы.
Прокуратура Козловского района Чувашской Республики отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя прокуратуры Козловского района Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по делу проведено путем использования системы аудиозаписи и видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К требованиям промышленной безопасности согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В пункте 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ закреплены обязательные для организации требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года.
Следовательно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Таким образом, опасным производственным объектом считается объект, на котором организацией эксплуатируется, в частности, грузоподъемный механизм.
Как следует из карты учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, Обществу было выдано свидетельство о регистрации опасного производственного объекта - участка транспортного, регистрационный номер А48-03649-001, в связи с использованием стационарно установленного грузоподъемного механизма (автомобильного крана).
Между тем судом первой инстанции по материалам дела установлено, что принадлежащий Обществу автокран на базе автомобиля ЗиЛ-431-412, 1991 года выпуска, снят с учета в органах ГИБДД Новочебоксарского ГОВД 11.02.2004 в связи с утилизацией и с этого времени не эксплуатировался.
После снятия автомобиля ЗиЛ-431-412, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак Р906АР21, с учета в органах ГИБДД данное транспортное средство списано и снято с баланса организации на основании акта о списании транспортных средств от 12.03.2006 N 12.
Из информации от 30.07.2014 N 03-10-2014, направленной в суд прокуратурой Козловского района Чувашской Республики, также следует, что проверочными мероприятиями установить местонахождение опасного производственного объекта Общества (автокрана) не представилось возможным.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае Управлением не представлено доказательств наличия у ЗАО "Агрофирма "Куснар" эксплуатируемого опасного производственного объекта (участка транспортного средства, на котором организацией эксплуатируется грузоподъемный механизм), в связи с чем Обществу не может быть вменена обязанность по перерегистрации фактически отсутствующего у него опасного производственного объекта.
Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта - участка транспортного, регистрационный номер А48-03649-001 само по себе таким доказательством не является ввиду отсутствия у этого участка признака опасности объекта (наличия используемого стационарно установленного грузоподъемного механизма).
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО "Агрофирма "Куснар" требования.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.08.2014 по делу N А79-2895/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2895/2014
Истец: ЗАО "Агрофирма "Куснар", Представитель ЗАО "Агрофирма "Куснар" ООО "Юридическая контора "Правовед"
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Прокуратура Козловского района Чувашской Республики