г. Саратов |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А57-1431/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Дубровиной О. А., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" представитель Райкова Е. А. по доверенности от 24.06.2014 N 126, от управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области представитель Мохов А. В. по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2014 года по делу N А57-1431/2014 (судья Братченко В. В.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1096439000943; ИНН6439071023),
о взыскании неосновательного обогащения в размере 93771,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Управление, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 93771,84 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2014 года с управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу ОАО "Волжская ТГК" взыскано неосновательное обогащение в размере 93 771,84 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3750,87 руб.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда от 15 августа 2014 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как полагает Управление, каких - либо доказательств внесения изменений в спорные договоры аренды земли в части вида разрешенного использования истцом в материалы дела не представлено, а также не представлены доказательства в обоснование исковых требований, в связи с чем суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к участкам, предназначенным для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Истец представил суду апелляционной инстанции письменные пояснения по апелляционной жалобе, в соответствии с которыми находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, принятым при полном выяснении обстоятельств по делу с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статьи 266, статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 13.08.2009 постановлением администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области N 3871 ОАО "Волжская ТГК" были предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью 109 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов".
В соответствии с указанным постановлением 16.02.2011 между Управлением земельных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и ОАО "Волжская ТГК" заключен договор аренды земли N 37.
Арендная плата за пользование переданные земельные участки установлена в размере 101,37 руб. в квартал. Подробный расчет арендной платы определен в Приложении к договору, уведомлении на 2013 года, и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области N 412-П от 27.11.2007 "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" (опубликовано "Саратовская областная газета" N 69, 04.12.2007) и постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3.2 договора от 16.02.2011 N 37 арендная плата вносится арендатором поквартально до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым кварталом (не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января).
14.10.2009 постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 5268 ОАО "Волжская ТГК" были предоставлены в аренду земельные участки площадью 237 кв. м, разрешенным использованием для размещения трубопроводов. На основании данного постановления 16.02.2011 между Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации БМР Саратовской области и ОАО "Волжская ТГК" заключен договор аренды земельного участка N 39.
Пункт 10 вышеуказанного договора арендная плата за пользование переданным земельным участком установлена, исходя из ставки 2 % от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет арендной платы определен в Приложении к договору, и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области N 412-П от 27.11.2007 "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" (опубликовано "Саратовская областная газета" N 69, 04.12.2007).
Аналогично на основании данных нормативных актов была рассчитана арендная плата по договорам аренды земельных участков N N 523, 524 от 26.10.2007; N 525 от 20.10.2007; N 528 - 533 от 26.10.2007; 365 от 31.12.2010; с N 47 по N 51 от 24.02.2009; N 366 от 31.08.2010; N 523 от 03.12.2010; ИД240-2011-18 от 08.02.2011; N 469 от 01.11.2010; с N 571 по N 578 от 29.12.2010; N ИД393-2011-72 от 04.03.2011; N ИД405-2011-73 от 04.03.2011; N ИД391-2011-69 от 04.03.2011; N ИД389-2011-70 от 04.03.2011; N ИД390-2011-71 от 04.03.2011; N 68 от 04.03.2011; с N 37 по N 46 от 16.02.2011; N 83 от 14.03.2011; N 136 от 21.04.2011 и N 137 от 21.04.2011, предоставленные ОАО "Волжская ТГК" для размещения трубопроводов.
10.09.2013 ОАО "Волжская ТГК" направило ответчику письмо N 400/2493/СарФ, в котором просило произвести пересмотреть расчет арендной платы, применив ставку в размере 0,7% (взамен 2%) от кадастровой стоимости земельных участков по указанным выше договорам аренды в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 23.04.2013 года 217.
11.10.2013 ответчик направил в адрес истца письмо N 3523, в котором отказал в удовлетворении заявления о перерасчете ставки арендной платы в отношении спорных земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Положениями пункта 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" установлено, что в предмет доказывания истца по таким делам должны входить следующие обстоятельства: 1) факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; 2) факт пользования ответчиком этим имуществом; 3) размер доходов, полученных в результате использования имущества, то есть факт наличия имущественной выгоды на стороне ответчика; 4) период пользования суммой неосновательного обогащения.
Таким образом, лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащим истцу имуществом, период такого пользования, отсутствие установленных законом или сделкой оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность, на которые не разграничена, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации принято Постановлением от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ".
Согласно положениям Постановления N 582, отраженные в нем принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае договоры аренды земельных участков, переданных ОАО "Волжская ТГК", заключены после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Размер арендной платы за пользование спорными земельными участками установлен арендодателем на 3 квартал 2013 год исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области N 412-П от 27.11.2007 "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения".
По мнению истца, арендная плата за пользование спорными земельными участками должна определяться с учетом положений нормативных актов - Постановления Правительства Российской Федерации N 582 и приказа Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", установившего льготную ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Соглашаясь с данным выводом истца, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, в том числе, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как указано в пункте 2 Постановления N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" утверждена ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Указанный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2013 N 28730, опубликован 21.06.2013 в "Российской газете" - федеральный выпуск N 6109, в силу чего вступил в силу с 02.07.2013.
На арендованных земельных участках расположены принадлежащие ОАО "Волжская ТГК" объекты недвижимого имущества. ОАО "Волжская ТГК" использует объекты, расположенные на земельных участках, предоставленных по договорам аренды в сфере теплоснабжения. Данный факт не опровергнут ответчиком. Апелляционная жалоба также не содержит доказательств обратного.
Собственность на арендуемые ОАО "Волжская ТГК" земельные участки не разграничена.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция по спорному вопросу, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, которая подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.02.2010 года N 12404/09, ставки арендной платы за федеральные земельные участки являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-п указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно. Произвольное определение размера арендной платы также не согласуется с принципом сопоставимости размеров арендной платы и земельного налога.
С учетом изложенных норм судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что при расчете размера арендной платы по спорным договорам аренды земельных участков подлежит применению ставка арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), в размере 0,7% кадастровой стоимости земельных участков, установленной приказом Министерства экономического развития от 23.04.2013 N 217.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А12-32848/2013, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А12-1530/2014, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А12-27100/2013, решении Арбитражного суда Амурской области от 14.07.2014 по делу N А04-3157/2014, решении арбитражного суда Приморского края от 14.07.2014 по делу N А57-14118/2014, постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N 06АП-3386/2014, постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N 06АП-1633/2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату).
В пункте 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела, за 3 квартал 2013 года ОАО "Волжская ТГК" в счет арендный платежей перечислило по ответчику по спорным договорам аренды земельных участков денежную сумму в размере 143 219,67 руб.
Размер арендной платы для земельных участков, переданных ОАО "Волжская ТГК" по указанным договорам аренды за 3 квартал (начиная с 02.07.2013) должен составлять 49 447,83 руб., исходя из ставки 0,7% от кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 года N 217.
Таким образом, размер излишне уплаченной ОАО "Волжская ТГК" за 3 квартал 2013 года арендной платы по спорным договорам аренды земельных участков составил 93 771,84 руб. (143 219,67 руб. - 49 447,83 руб.).
Поскольку факт переплаты истцом арендных платежей на сумму 93 771,84 руб. доказан, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований ОАО "Волжская ТГК" в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и пересмотр основанных на них выводов суда первой инстанции, а потому не подлежат удовлетворению.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 августа 2014 года по делу N А57-1431/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1431/2014
Истец: ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Ответчик: управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Управление по распоряжению муниципальной союбственностью и земельными ресурсами администрации БМР Саратовской области
Третье лицо: Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области