г. Владивосток |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А24-1720/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-12646/2014
на решение от 18.08.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1720/2014 Арбитражного суда Камчатского края
заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРНИП 305410109000036, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101135562, ОГРН 1104101000266, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.01.2010)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 28.03.2014 N 01-11-01/435/14, об отказе в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17,
об обязании заключить договор,
при участии: лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - управление, административный орган), оформленного письмом от 28.03.2014 N 01-11-01/435/14, об отказе в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17, а также об обязании заключить договор.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что отказ в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на нахождение места планируемого размещения киоска в границах сформированного земельного участка, на котором размещён жилой дом, является необоснованным. Считает, что при установке киоска возможно соблюсти противопожарные нормы и правила. Полагает, что факт нахождения места размещения киоска в границах сформированного земельного участка не доказан Управлением, ввиду чего соответствующий довод имеет примерный, предположительный характер. Утверждает, что само по себе нахождение необходимого для размещения киоска земельного участка в границах сформированного земельного участка не является основанием для отказа в согласовании места размещения объекта.
От Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.02.2014 по делу N А24-4711/2013 подтверждено, что 05.08.2013 предприниматель обратился в Управление с заявлением (вх. N 13-02-02-00/8603/13) о рассмотрении возможности заключения договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17, с использованием павильона шириной - 5 метров, длиной - 11 метров и киоска шириной - 2,8 метров, длиной - 3,5 метров. Письмом от 13.08.2013 N 01-020201/5708/13 Управление, ссылаясь на отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на размещение нестационарного объекта в районе ул. Тушканова, 17, отказало предпринимателю в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.02.2014 по делу N А24-4711/2013 удовлетворено требование предпринимателя о признании незаконным решения Управления от 13.08.2013 N 01-020201/5708/13 об отказе в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественно питания, торговли и бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17, в г. Петропавловске-Камчатском. Арбитражным судом принято решение о возложении на управление обязанности повторно рассмотреть его заявления от 05.08.2013 в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрев повторно заявление предпринимателя, управление подготовило и направило в его адрес оспариваемое по настоящему делу решение, оформленное письмом от 28.03.2014 N 01-11-01/435/144, которым отказало в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17, ссылаясь на положения пункта 11.9 СП 42.13330.2011, а также на то, что испрашиваемое место земельного участка расположено в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:19 (землепользование для жилого дома).
Предприниматель, считая указанное решение управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 4.2.2 части 4 Решения Городской Думы Петропавловск- Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р "Об учреждении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении Положения о нем" заключение договоров с субъектами предпринимательства, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами городского округа входит в компетенцию Управления.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.02.2014 N 460 "О порядке заключения договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" утвержден Порядок заключения договора (далее - Порядок).
Названный Порядок разработан в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания".
Согласно действующему на момент принятия оспариваемого отказа Постановлению Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.02.2014 N 476 "Об Административном регламенте предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (далее - Постановление N 476), предоставление муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента.
Результатом предоставления муниципальной услуги является заключение договора либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора (пункт 2.3 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 3.8 названного Регламента в случае соответствия предоставленных документов требованиям настоящего Регламента управление в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора направляет в департамент лист согласования для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора.
Департамент в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов осуществляет согласование заключения договора и направляет в управление лист согласования с отметкой в листе согласования о возможности заключения договора либо с отметкой в листе согласования о невозможности заключения договора с приложением мотивированного заключения (пункт 3.9 Регламента N 476).
По правилам пункта 3.10.1 Административного регламента при наличии основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги подготавливается проект отказа в заключении договора.
Согласно подпункту 2.10.2 пункта 2.10 этого же Регламента в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае, если заключение договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, требования технических регламентов, санитарных норм и правил, сводов правил в области пожарной безопасности, градостроительства, планировки и застройки городского округа, Правил благоустройства территории городского округа и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий при размещении нестационарного объекта.
В соответствии с подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента в заявлении о заключении договора по форме согласно приложению N 1 указывается, в том числе подробное описание испрашиваемого места оказания услуги с указанием расстояния (в метрах) от места, испрашиваемого для установки нестационарного объекта до существующих зданий, сооружений, строений, прочих объектов.
Согласно примечаю к приложению 1 подробное описание испрашиваемого места оказания услуги с указанием расстояния (в метрах) от места, испрашиваемого для установки нестационарного объекта до существующих зданий, сооружений, строений, прочих объектов не указываются в заявлении в случае предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выполненных в масштабе 1:500, размером не менее 29 см х 21 см.
Подпунктами 2.10.3, 2.10.6 пункта 2.10 Административного регламента установлено, что в случае невозможности определить испрашиваемое место размещения нестационарного объекта, в также в случае если в заявлении отсутствуют сведения, указанные в подпункте 2.6.1 регламента управление отказывает в предоставлении названной муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что в заявлении (л.д. 30) о рассмотрении возможности заключения договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в районе ул. Тушканова, 17, предпринимателем не указано подробное описание испрашиваемого места оказания услуги с указанием расстояния (в метрах) от места, испрашиваемого для установки нестационарного объекта до существующих зданий, сооружений, строений, прочих объектов.
Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выполненные в масштабе 1:500, размером не менее 29 см х 21 см, предпринимателем представлены не были.
В материалах дела имеется справочная информация по объектам недвижимости, полученная из электронного сервиса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.117-118), согласно которой по ул. Тушканова расположен земельный участок площадью 4100 кв.м, вид разрешённого использования которого - "для эксплуатации жилых домов", находящийся в общей долевой собственности. Свою очередь, из кадастрового плана территории на топографической основе масштаба 1:500 (л.д. 54), усматривается наличие жилого дома на данном земельном участке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ с учетом установленных и не опровергнутых по делу обстоятельств, полностью соответствует вышеприведенным нормативным положениям и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Довод предпринимателя о том, что при подаче заявления о заключении договора он указал расстояние в метрах от места, испрашиваемого для установки нестационарного объекта до существующего здания, а именно "от 15-20 метров от здания по адресу: ул. Тушканова, 17", в связи с чем полагает, что им исполнено требование Административного регламента в части указания подробного описания испрашиваемого места оказания услуги, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Указание предпринимателем в заявлении на расстояние "от 15-20 метров от здания по адресу: ул. Тушканова, 17", без подробного описания испрашиваемого места оказания услуги (справа от дома, слева от него, с какой именно точки исчислять 15-20 метров и т.п.), не позволяет точно определить испрашиваемое место размещения нестационарного объекта по смыслу пункта 2.6 Административного регламента.
Фотографии (л.д.33-34), приложенные предпринимателем к заявлению, также не свидетельствуют о подробном описании испрашиваемого места оказания услуги, так как не позволяет однозначно определить испрашиваемое место размещения нестационарного объекта относительно здания, а также конфигурацию его границ и привязку к конкретной местности и конкретному ориентиру.
Принимая во внимание, что определение места размещения нестационарного торгового объекта в силу действующего на тот момент Регламента N 476 являлось прерогативой заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления Восканяна М.Ж. у ответчика отсутствовала обязанность по корректировке места размещения испрашиваемых объектов.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно заявлению от 05.08.2013 предпринимателем испрашивалось размещение торгового павильона площадью 55 кв м. В то же время, в соответствии с пунктом 2.10.4 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае если площадь нестационарного объекта, планируемого к размещению, более 35 квадратных метров. В связи с этим соответствующее обоснование, изложенное в отказе Управления от 28.03.2014, признается судебной коллегией правомерным.
Доводы предпринимателя об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении его заявления получили надлежащую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции, и с учётом вышеизложенных обстоятельств, установленных апелляционной коллегией, пересмотру не подлежат ввиду отсутствия правовых и фактических оснований.
Кроме того, апелляционной коллегией установлено, что принятие оспариваемого отказа не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14.08.2014 N 2022 "О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа", вступившем в законную силу 15.08.2014, Административный регламент и Порядок N 460 признаны утратившими силу.
Соответственно на дату рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа порядок предоставления муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания урегулирован только нормами Решения N 164-нд.
В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает, что оспариваемым отказом нарушены права и законные интересы предпринимателя, тем более что с учетом действующего правового акта на управление не может быть возложена обязанность по заключению с предпринимателем договора обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в противоречие с порядком, предусмотренным Решением N 164-нд.
Таким образом, предпринимателем не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку он не утратил право на размещение торгового павильона и киоска в другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном законом порядке.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 28.03.2014 N 01-11-01/435/14, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.08.2014 по делу N А24-1720/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1720/2014
Истец: ИП Восканян Мгер Жораевич
Ответчик: Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-484/15
22.04.2015 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1720/14
19.11.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-12646/14
18.08.2014 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1720/14