г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А56-6083/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Ильченко С.Р. по доверенности от 09.04.2014 N 1;
от заинтересованных лиц: Кайтовой Д.А. по доверенности от 24.10.2014 N 04/10/36673;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20129/2014) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2014 по делу N А56-6083/2014 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению ООО "ГРАНД"
к Балтийской таможне
о признании незаконными решения и бездействия в невозврате таможенных платежей
установил:
ООО "ГРАНД" (197022, Санкт-Петербург г, Профессора Попова ул, 37; ОГРН 1107847207005, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д.32 А, ОГРН 1037811015879; далее - таможенный орган) от 09.12.2013 N 15-05/40783 о корректировке таможенной стоимости товара, предъявленного к таможенному оформлению по декларациям на товары (ДТ) N N 10216100/220312/0028990, 10216120/020412/0015599, 10216100/130312/0025821, 10216100/280212/0019951, 10216100/130212/0013825, 10216110/060212/0004988 и обязании Балтийской таможни восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в сумме 4 562 050,14 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "ГРАНД" требования удовлетворены, оспариваемое решение Балтийской таможни от 09.12.2013 N 15-05/40783 о корректировке таможенной стоимости товара признано незаконным, суд обязал таможенный орган восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4 562 050,14 рублей на расчетный счет, а также взыскал государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, по тем основаниям, что представленные к спорным ДТ документы не позволяли однозначно подтвердить заявленную величину и структуру таможенной стоимости товара, задекларированного обществом, что означало невозможность использования метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с февраля по март 2013 года ООО "ГРАНД" представило в Балтийскую таможню ДТ N N 10216100/220312/0028990, 10216120/020412/0015599, 10216100/130312/0025821, 10216100/280212/0019951, 10216100/130212/0013825, 10216110/060212/0004988 для таможенного оформления товара "подшипники", ввезенного на основании контракта от 01.03.2011 N CRC/1104/93, заключенного с фирмой PT.INGKO SPORTTREAT (Индонезия). Таможенная стоимость товаров определена декларантом по цене сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе, контракт с приложениями, инвойсы, упаковочные листы, коносаменты, документы в подтверждение транспортных расходов, экспортные декларации; учредительные документы.
По результатам анализа представленных документов должностными лицами таможенного органа выявлены основания для проведения дополнительной проверки, предусмотренной статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) о чем вынесены соответствующие решения. Согласно названным решениям проверке подлежало указание более низких цен декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные, однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации от иностранных производителей.
Указанными решениями обществу предложено представить дополнительные документы и сведения, а для выпуска товаров заполнить форму - корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Во исполнение запроса общество представило все имеющиеся у него документы.
Посчитав, что общество не подтвердило заявленную стоимость, таможенный орган 09.12.2013 принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N N 10216100/220312/0028990, 10216120/020412/0015599, 10216100/130312/0025821, 10216100/280212/0019951, 10216100/130212/0013825, 10216110/060212/0004988, согласно которому таможенная стоимость определена по шестому методу (Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение)).
Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей, сумма доначисленных таможенных платежей составила 4 562 050,14 рублей. Указанные денежные средства взысканы таможенным органом за счет денежных средств, внесенных обществом в качестве авансовых платежей по таможенным распискам N N ТР-6158409, ТР-6157437, ТР-3206412, ТР-6158385, ТР-3206314, ТР-6157875.
Полагая незаконным решение о корректировке таможенной стоимости, общество в соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в таможню с заявлением (вх. N 58159 от 05.12.2013) о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 4 562 050,14 рублей. Названное заявление было возвращено таможней без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин (письмо N 15-05/40783 от 09.12.2013).
Не согласившись с принятым решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара и отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу, что представленные обществом документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, поэтому у таможенного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6-9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При этом, таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (п. 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Согласно пункту 2 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), корректировка таможенной стоимости товаров может осуществляться по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (п. 1 ст. 69 ТК ТС).
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 69 ТК ТС установлено, что для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Также декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Материалами дела подтверждается, что обществом при подаче деклараций представлены все необходимые и имеющиеся у общества документы и дополнительно запрошенные таможней в подтверждение обоснованности применения метода определения таможенной стоимости ввезенных товаров по стоимости сделки с ними. Заявленные сведения о товарах являются достоверными, количественно определенными и документально подтвержденными, как того требует пункт 4 статьи 65 ТК ТС.
Установленные статьей 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таким образом, таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не может служить единственным основанием для корректировки таможенной стоимости вывозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами. При этом, доказательств необходимости представления дополнительных документов, таможенным органом не представлено.
Таким образом, таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению заявленного обществом метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, не доказана обоснованность применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товара (статья 10 Соглашения от 25.01.2008); не представлены доказательства, что использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых обществом сделок (заключенного обществом контракта от 06.04.2006 N 3/04-06). Таможенным органом также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом, то есть не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям.
Доказательств наличия условий, влияние которых не могло быть учтено при определении таможенной стоимости ввезенных товаров, таможенный орган также не представил.
Арбитражный суд считает, что все представленные в таможенный орган документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, поскольку все использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки с товарами, предусмотренные Соглашением, Законом N 311-ФЗ, ТК ТС, отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение таможенного органа от 09.12.2013 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N N 10216100/220312/0028990, 10216120/020412/0015599, 10216100/130312/0025821, 10216100/280212/0019951, 10216100/130212/0013825, 10216110/060212/0004988 является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела подтверждается соблюдение обществом требований статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 05.12.2013 N58159).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таможенный орган, оставляя заявления общества без рассмотрения, указал в своем решении на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин налогов (л.д.47).
Часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержит указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных пошлин. В силу универсальности нормы таковым может быть признан как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате, и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров в соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Апелляционный суд отмечает, что приложенные обществом к заявлению на возврат документы, могли быть отнесены таможней к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и позволяли таможенному органу идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по спорным ДТ. Так представленная обществом вместе с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей совокупность документов (контракт с приложениями, коносаменты, инвойсы на каждую поставку, упаковочные листы, экспортные декларации, документы о транспортных расходах) позволяла таможенному органу рассмотреть указанное заявление по существу и принять соответствующее решение.
Факт дополнительной уплаты обществом таможенных платежей в размере 4 562 050,14 рублей подтверждается материалами дела и таможней не отрицается, спор по сумме платежей между сторонами отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Балтийской таможни от 09.12.2013 N 15-05/40783 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10216100/220312/0028990, 10216120/020412/0015599, 10216100/130312/0025821, 10216100/280212/0019951, 10216100/130212/0013825, 10216110/060212/0004988 и обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 4 562 050,14 рублей.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме оценил все обстоятельства, установленные по делу, принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, обоснованно взысканы судом с таможенного органа.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июня 2014 года по делу N А56-6083/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6083/2014
Истец: ООО "ГРАНД"
Ответчик: Балтийская таможня