г. Томск |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А45-15313/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Плешивцевой Ю.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр современной офтальмологии"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 сентября 2014 года по делу N А45-15313/2014 (судья Булахова Е. И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр современной офтальмологии" (ОГРН 1105476065750, ИНН 5405421750, 630102, г. Новосибирск, ул. Зыряновская, 55)
к Отделу (инспекции) государственного надзора по Новосибирской области Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г. Новосибирск (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 36)
о признании незаконным постановления от 18.07.2014 N 09-17,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр современной офтальмологии" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу (инспекции) государственного надзора по Новосибирской области Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заинтересованное лицо, (СМТУ Росстандарта, административный орган) о признании незаконным постановления от 18.07.2014 г. N 09-17 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29 сентября 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центр современной офтальмологии" в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы указано, что административным органом не установлен факт использования заявителем набора пробных очковых линз TL-24M, выявлено лишь его наличие у Общества.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
СМТУ Росстандарта в отзыве на апелляционной жалобе просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной плановой проверки в отношении Общества административным органом установлено, что ООО "Центр современной офтальмологии" применяется одна единица средств измерения (далее - СИ) (набор пробных очковых линз TL-24-М (зав.N б/н)), не прошедшая в установленном порядке поверку, что является нарушением части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
По результатам проверки СМТУ Росстандарта составлен акт от 08.07.2014 г. N 84/887, 11.07.2014 г. составлен протокол N 30 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и 18.07.2014 г. принято постановление N 09-17 о привлечении Общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, вины в его совершении и соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.
Объективную сторону образует нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в нескольких формах, в частности, в форме утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Согласно пункту 21 статьи 2 Закона N 102-ФЗ средство измерений - это техническое средство, предназначенное для измерений.
В силу пункта 27 статьи 2 Закона N 102-ФЗ утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - это документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.
Частью 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ закреплено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 294 от 17.06.2004 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
В ходе проверки СМТУ Росстандарта установлено, что Обществом применяется одно средство измерения (набор пробных очковых линз TL-24-М (зав.N б/н)), не прошедшее в установленном порядке поверку.
Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
В пункте 4 этой же статьи установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для про-смотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 г. N 125 (далее - Порядок N 125), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается "Свидетельство о поверке".
Согласно пункту 1.1 указанного Порядка поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
Пунктом 2.1 Порядка N 125 установлено, что средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной проверке.
Частью 8 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2012 г. N 89н утвержден порядок проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений, а также перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств (далее - приказ N 89н).
В приложении N 2 к приказу N 89н содержится перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В данный перечень входят наборы пробных очковых линз.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество при оказании медицинских услуг населению применяло наборы пробных очковых линз TL-24-М. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 08.07.2014 г. N 84/887, протоколом от 11.07.2014 г. N 30 об административном правонарушении.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом не установлен факт использования заявителем набора пробных очковых линз TL-24M, выявлено лишь его наличие у Общества, отклоняется судом как необоснованный.
В ходе проведения проверки 02 июля 2014 г. набор пробных очковых линз TL-24M (зав. N б/н) обнаружен специалистами СМТУ Росстандарта непосредственно на рабочем месте врача-офтальмолога. Согласно представленным Обществом сопроводительным документам к средству измерений (инструкция по эксплуатации), набор пробных очковых линз TL-24M предназначен для определения остроты зрения и подбора очков, то есть является необходимым для осуществления основной уставной деятельности Общества - проведения диагностики и коррекции зрения.
Кроме того, на момент проведения проверки данное средство измерений не имело замены (в случае выхода из строя и т.д.), являлось единственным для проведения диагностики. Следовательно, осуществление Обществом деятельности без применения вышеуказанного средства измерений было бы невозможным.
Применение средства измерений, не прошедшего в установленном порядке поверку подтверждено Протоколом проверки применения СИ в целях установления их соответствия обязательным требованиям от 02 июля 2014 г. N 887 (приложение N 9 к акту проверки).
На момент проведения проверки факт применения набора пробных очковых линз TL-24M (зав. N б/н) представителями Общества не отрицался, о чем свидетельствуют подписи в материалах проверки.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 08 июля 2014 г. N 84/887, протоколом об административном правонарушении от 11 июля 2014 г. N 30.
Таким образом, довод заявителя о том, что при проведении проверки не был установлен факт применения Обществом набора пробных очковых линз TL-24M противоречит материалам дела.
Указанное средство измерений, не прошедшее в установленном порядке поверку, применяется при осуществлении деятельности в области здравоохранения при проведении исследований показателей, связанных с диагностированием заболевания и последующим назначением лечения.
Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Угроза охраняемым общественным отношениям связана с пренебрежительным отношением правонарушителя к требованиям публичного права, в данном случае к соблюдению ООО "ЦСО" обязательных требований законодательства об обеспечении единства измерений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Осуществляя деятельность в области здравоохранения, Общество обязано использовать средства измерения, отвечающие требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат, что подтверждает вину заявителя в совершении правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 сентября 2014 года по делу N А45-15313/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15313/2014
Истец: ООО "Центр современной офтальмологии"
Ответчик: Отдел государственного надзора по Новосибирской области СМТУ Росстандарта