г. Томск |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А03-4383/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Терехиной И.И., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красовской О.П.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчиков: без участия (извещены),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Немецкого национального района Алтайского края (07АП-10361/2014) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2014 по делу N А03-4383/2014 (судья Овчинников Ю.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "КомХоз" (ОГРН 1092210000596, ИНН 2259006902)
к публично - правовому образованию - Немецкий национальный район Алтайского края в лице комитета администрации Немецкого национального района по образованию (ОГРН 1022200865048, ИНН 2259000611), муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Камышинская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1032200951793, ИНН 2259001679),
третьи лица: администрация Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1022200865323, ИНН 2259000636), комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1032200950968, ИНН 2259000530),
о взыскании 623 646 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КомХоз" (далее - общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в лице Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (далее - комитет) за счет казны муниципального образования в субсидиарном порядке 575 831 руб. 13 коп. задолженности; взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Камышинская средняя общеобразовательная школа" (далее - учреждение), а при недостаточности денежных средств с муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в лице Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию за счет казны муниципального образования 47 815 руб. 69 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2013 по 11.03.2014.
Требования мотивированы неисполнением учреждением решения Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2013 по делу N А03-19719/2012, обоснованы статьей 120 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее - администрация), комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Немецкого национального района Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование подателем указано, что согласно распоряжению Администрации Немецкого национального района Алтайского края от 17.12.2012 N 265-р расходы в размере 575 831 руб. 13 коп. были засчитаны как произведенные администрацией района по исполнительному листу за поставленный уголь в размере муниципального контракта N 2471/11-2 от 06.04.2011, с учетом соглашений о погашении задолженности за потребленную тепловую энергию перед обществом за отопительный сезон 2011 - 2012 годы учреждения в счет оплаты по исполнительному листу. В настоящее время общество имеет перед администрацией задолженность, возникшую 25.04.2011. Администрация погасила часть задолженности общества перед ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", что привело к двойному исполнению обязательства.
Общество в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2013 по делу N А03-19719/2012 с учреждения в пользу общества взыскано 546 204 руб. 92 коп. задолженности и 29 626 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Основанием для удовлетворения иска послужило ненадлежащее исполнение учреждением обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной на основании договора N 8 на отпуск тепловой энергии от 17.08.2009.
Во исполнение требований судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист, который направлен для исполнения в Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, однако, требование исполнительного документа не было исполнено в связи отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств (уведомление от 31.07.2013 N УНЛ-13-3560).
Предъявление исполнительного листа в Федеральную службу судебных приставов также не повлекло погашение задолженности.
Указывая, что договор на отпуск тепловой энергии N 8 заключен 17.08.2009, следовательно, в соответствии с ранее действующим законодательством собственник учреждения несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их доказанности, правомерности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены либо изменения решения суда, при этом исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Как предусмотрено статьями 120, 399 Гражданского кодекса РФ условиями возложения субсидиарной ответственности на собственников (учредителей) учреждения являются: недостаточность находящихся в распоряжении учреждения денежных средств, необходимых для удовлетворения требования кредитора; предъявление кредитором требования к основному должнику (учреждению) и получение отказа в его удовлетворении либо отсутствие ответа на предъявленное требование в течение разумного срока; невозможность удовлетворения требования кредитора путем зачета встречного требования основному должнику.
Факт неисполнения учреждением денежного обязательства как до обращения общества с иском в суд, так и после вступления судебного акта в законную силу, свидетельствует об отказе его самостоятельно погасить существующую задолженность, что является достаточным основанием для реализации права истца предъявить требование о взыскании задолженности к собственнику его имущества как субсидиарному должнику.
В соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции от 27.07.2006), действовавшей в период спорных правоотношений, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно абз. шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), вступившего в действие с 01.01.2011, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Как следует из содержания части 12 статьи 33 Закона N 83-ФЗ абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
Из материалов дела следует, что договор на отпуск тепловой энергии N 8 заключен 17.08.2009, следовательно, статья 120 Гражданского кодекса РФ в редакции Закона N 83-ФЗ не препятствует предъявлению требований к субсидиарному должнику - собственнику учреждения - в случае нехватки денежных средств у самого учреждения - должника по заключенным ранее договорам и их удовлетворению.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7463/12.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексов (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 23 при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно решению о бюджете Немецкого национального района на 2014 год (решение Районного Совета депутатов от 19.12.2013 N 140) Комитет по образованию в ведомственной структуре расходов (приложение N 5) определен главным распорядителем средств в отношении обеспечения деятельности подведомственных ему учреждений.
Таким образом, компетенция комитета по образованию позволяет его отнести к категории главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно он от имени муниципального образования представляет последнее в вопросе о субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения.
Поскольку учреждением допущена просрочка в оплате 546 204 руб. 92 коп. задолженности за тепловую энергию, что установлено вступившим в законную силу решениям арбитражного суда от 18.02.2013 по делу N А03-19719/2012, истец правомерно на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ начислил 47 815 руб. 69 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2013 по 11.03.2014.
Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Поэтому при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника) (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Факт неисполнения учреждением договорных обязательств по оплате поставленной тепловой энергии является достаточным основанием для реализации права энергоснабжающей организации предъявить требование о взыскании процентов, начисленных на присужденную задолженность одновременно к учреждению и собственнику его имущества как субсидиарному должнику.
Таким образом, заявленная сумма процентов также подлежит взысканию с муниципального образования в лице комитета по образованию в силу субсидиарного характера ответственности по обязательствам учреждения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Представленные администрацией в суд апелляционной инстанции распоряжение N 265-р от 17.12.2012 Администрации Немецкого национального района Алтайского края, платежные поручения N 7540309 от 12.11.2012, N 6001972 от 18.07.2012, соглашение о погашении задолженности, не свидетельствуют о погашении учреждением или администрацией спорной задолженности перед обществом.
Как следует из платежных поручений N 7540309 от 12.11.2012, N 6001972 от 18.07.2012, получателем денежных средств является ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", назначение платежа - возмещение расходов по поставе угля.
Соглашение о погашении задолженности не может регулировать спорные отношения, поскольку общество в нем участия не принимало (пункт 3 статьи 308 ГК РФ).
При принятии настоящего постановления Седьмой арбитражный апелляционный суд также учитывает, что в суде первой инстанции ответчик, а также третьи лица, заявленные истцом требования и положенные в их основу обстоятельства не оспорили, опровергающие доказательства не представили.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2014 по делу N А03-4383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
И.И. Терехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4383/2014
Истец: ООО "КомХоз"
Ответчик: Комитет администрации Немецкого национального района по образованию, МБОУ "Камышинская средняя общеобразовательная школа"
Третье лицо: Администрация Немецкого национального района АК, Комитет администрации Немецкого национального района по финансам, налоговой и кредитной политике, Пупков С В