г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А21-8243/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): Сычева В.Ф. по доверенности от 01.11.2014 N 36/2014; Калашникова И.В. по доверенности от 01.07.2014 N 23/2014
от ответчика (должника): Юшкович И.В. по доверенности от 12.08.2013 N 1527
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21424/2014) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2014 по делу NА21-8243/2012 (судья С.А. Зинченко), принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области
3-е лицо: 1)Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Калининградской области (Управление Росздравнадзора по Калининградской области),
2) ОАО "Страховая компания "Согаз-Мед",
3) ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина",
4) ЗАО "ОМСК",
5) ООО "ВСК-Милосердие",
6) Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области
об оспаривании требования от 24.08.2012 N 1879 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе тематической проверки с 24.07 по 10.08.2012
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" (236034, Калининград, улица Дзержинского, дом 147; ОГРН 1023901653203; далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (236022, Калининград, улица Космонавта Леонова, дом 49; ОГРН 1023900598150; далее - Фонд), от 24.08.2012 N 1879 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе тематической проверки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управление Росздравнадзора) по Калининградской области (236009, Калининград, Кирпичная улица, дом 7; далее - Управление Росздравнадзора по Калининградской области), открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (236010, Калининград, площадь Победы, дом 4; далее - ОАО "СК "СОГАЗ-Мед"), общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Калининград-Медицина" (236000, Калининград, площадь Победы, дом 10, офис 402; далее - ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина"), закрытое акционерное общество "Областная медицинская страховая компания" (236000, Калининград, улица Космонавта Леонова, дом 18; далее - ЗАО "ОМСК"), общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ВСК-Милосердие" (Калининград, проспект Мира, дом 144; далее - ООО "СК "ВСК-Милосердие"), Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области (236016, Калининград, Московский проспект, дом 95).
Решением суда первой инстанции от 06.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2013 указанные выше решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При этом судом кассационной инстанции сделан вывод, что выводы судов по врачу Дроздовой С.А. сделаны без установления фактических обстоятельств и надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств. Судами оставлены без внимания возражения заявителя по размеру сумм, затребованных к уплате оспариваемым требованием. Оспариваемое требование не содержит расчета суммы средств, затребованной у учреждения к уплате. В акте проверки от 10.08.2012 единицей измерения при определении данной суммы указан "случай лечения" без ссылок на нормативно-правовые акты, обосновывающие возможность применения такого критерия, не приведены ни методика расчета, ни сам расчет. В то же время в приложении N 1 к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по договорам обязательного медицинского страхования единицами измерения по видам медицинской помощи указаны "вызов" "посещение", "койко-день". Кроме того, суд кассационной инстанции также указал на то, что судами при рассмотрении дела не применена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2014 заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" (ОГРН 1023901653203; место нахождения: 236034, г. Калининград, ул. Дзержинского, 147) удовлетворено частично. Признано недействительным требование Фонда от 24.08.2012 N 1879 в части указания:
- в пп. а) п. 1 на необходимость перечислить до 06.09.2012 на счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования денежные средства, использованные не по целевому назначению (в 2011 году) в размере, превышающем 4 406 927,18 руб., в том числе по стационарной медицинской помощи в размере, превышающем 3 340 181,25 руб.,
- в пп. б) п. 1 на необходимость перечислить в срок до 06.09.2012 на счет страховых медицинских организаций денежные средства, использованные не по целевому назначению (в 2012 году) в размере, превышающем 3 231 436,54 руб., в том числе:
- ЗАО "ОМСК" - в размере, превышающем 1 823 689,88 руб.,
- ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина" - в размере, превышающем 447 549,33 руб.,
- ООО "СК "Согаз-Мед" - в размере, превышающем 952 578,05 руб.;
- в п. 2 в части указания на оплату штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.
С Фонда в пользу Учреждения взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит отменить решение суда от 30.06.2014 в части отказа в удовлетворении остальной части заявленных требований, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта Фонда от 24.08.2012 N 1879 в части указания:
- в пп. а) п. 1 на необходимость перечислить до 06.09.2012 на счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования денежные средства, использованные не по целевому назначению (в 2011 году) в размере, превышающем 4 406 927,18 руб., в том числе по стационарной медицинской помощи в размере, превышающем 3 340 181,25 руб.,
- в пп. б) п. 1 на необходимость перечислить в срок до 06.09.2012 на счет страховых медицинских организаций денежные средства, использованные не по целевому назначению (в 2012 году) в размере, превышающем 3 231 436,54 руб., в том числе:
- ЗАО "ОМСК" - в размере, превышающем 1 823 689,88 руб.,
- ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина" - в размере, превышающем 447 549,33 руб.,
- ООО "СК "Согаз-Мед" - в размере, превышающем 952 578,05 руб.
По мнению подателя жалобы, суд акцентировал внимание на обоснованность расчетов ТФОМС КО - суммы, предъявленной к возмещению в Требовании и рассмотрению актов сверки со страховыми компаниями, а также на документах об образовании врача Дроздовой С.А. и не рассматривал вопросы, связанные с лицензией Учреждения. Учреждение считает, что суд неверно сделал вывод, что при определении суммы нецелевого использования "случай лечения" не применялся в качестве единицы измерения. В обоснование своего мнения заявитель указал, что в акте проверки указан "случай лечения", а способ оплаты "за законченный случай лечения" к Учреждению не применим. Податель жалобы считает, что отсутствие лицензии на виды деятельности по данному делу, при наличии в штате необходимых специалистов не могло являться основанием для отказа в предоставлении населению необходимой медицинской помощи. Также Учреждение указывает, что нарушение лицензионного законодательства само по себе, без установления нарушений условий расходования бюджетных средств, установленных в статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не является основанием для признания расходования средств нецелевым. Заявитель в жалобе указывает на необоснованность вывода суда о том, что Дроздова С.А. не могла быть принята на должность врача-терапевта и получать заработную плату за выполнение обязанностей врача-терапевта. По мнению заявителя, проверка наличия действующих сертификатов у медицинских работников не входит в компетенцию ТФОМС. Кроме того, заявитель ссылается на нормы ТК РФ, который говорит о запрете требовать от лица, поступающего на работу, документов помимо тех, которые предусмотрены ТК РФ, иными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Учреждение не согласно с указанием в тексте решения на то, что проверка Учреждения проводилась путем изучения первичных документов (историй болезни пролеченных больных за период проверки), а также реестров счетов оказанных стационарных услуг, которые были предъявлены к оплате в СМО и в последующем оплачены. Считают факт оплаты всех реестров недоказанным. Податель жалобы также считает выводы суда первой инстанции о том, что оказание медицинской помощи в отсутствие действующей лицензии на оказание соответствующих видов помощи, в то время, как наличие такой лицензии является условием получения денежных средств из бюджета ТФОМС КО, свидетельствует о нецелевом использовании заявителем средств ОМС, необоснованными, не соответствующими действующему законодательству и неприменимыми к деятельности Учреждения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
Третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 30.06.2014 проверены только в обжалуемой Учреждением части.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением руководителя Управления Росздравнадзора по Калининградской области по вопросу нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) Фондом проведена тематическая проверка Учреждения за период с августа 2011 года по июнь 2012 года, по результатам которой составлен акт от 10.08.2012.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о том, что Учреждение в проверенном периоде неправомерно предъявило к оплате в страховые медицинские организации реестры по медицинским услугам, которые оказывались при отсутствии лицензии на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по стоматологии и услуг специализированной стационарной медицинской помощи по неврологии. Фонд также установил, что в штатное расписание Учреждения введены должность медицинской сестры диетической и должность медицинского статистика. Лицам, принятым на эти должности, осуществлялась оплата труда из средств территориальной программы обязательного медицинского страхования. Однако Учреждение не имеет лицензии по диетологии и медицинской статистике. Данные нарушения, по мнению Фонда, привели к тому, что общая сумма нецелевого использования Учреждением полученных денежных средств составила 7 719 550 руб. 52 коп.
Рассмотрев возражения Учреждения на акт тематической проверки, Фонд (с учетом наличия у заявителя лицензии на диетологию и медицинскую статистику, действовавшей до 10.08.2011) произвел перерасчет суммы неправомерно осуществленных выплат по оплате труда медицинскому статистику и медицинской диетической сестре.
По результатам проверки Фонд выдал Учреждению требование от 24.08.2012 N 1879 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе тематической проверки с 24 июня по 10 августа 2012 года. В соответствии с названным документом Учреждению предъявлено требование перечислить до 06.09.2012 денежные средства в сумме 4 426 820 руб. 46 коп., использованные не по целевому назначению, на счет Фонда, а 3 287 967 руб. 49 коп. - на счета страховых медицинских организаций - ЗАО "ОМСК", ООО "СК "ВСК-Милосердие", ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина" и ОАО "СК "СОГАЗ-Мед". Кроме того, указанным требованием Учреждению предложено уплатить 771 478 руб. 80 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Не согласившись с законностью требования Фонда от 24.08.2012 N 1879, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленное требование.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.01.2011 регулирует Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2011 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Учитывая изложенное и в соответствии с положениями статей 9, 20, 37, 38, 39 Закона N 326-ФЗ, пунктами 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, речь идет о медицинских организациях, получивших лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, и включенных в перечень органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого это отнесено законом. Установление указанных ограничений связано с особым режимом формирования и расходования денежных средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.
Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Названный закон утратил силу с 03.11.2011 в связи с принятием и вступлением в силу Закона N 99-ФЗ.
В пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, 16 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации N 291 утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пунктам 3 и 4 старого Положения о лицензировании медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
В силу пункта 3 нового Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) помощи и т.д. В отличие от действовавших ранее нормативных актов частью 4 статьи 9 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия действует бессрочно.
Конкретный перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской деятельности, в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи) и т.п., предусмотрен в утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 Порядке.
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к Порядку.
В соответствии с указанным перечнем работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии, медицинской статистике, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по стоматологии, при осуществлении специализированной медицинской помощи по неврологии выполняются на основании лицензии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие у Учреждения следующих лицензий:
- лицензия от 09.08.2006 N 39-01-000183 (со сроком действия до 10.08.2011) на осуществление, в том числе, стационарной помощи по диетологии, доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике, доврачебной помощи по стоматологии, амбулаторно-поликлинической помощи по неврологии, стационарной помощи по диетологии;
- лицензия от 09.08.2011 N ЛО-39-01-000560 на осуществление, в том числе, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи по неврологии, а также специализированной медицинской помощи по неврологии;
- лицензия от 28.03.2012 N ЛО-39-01-000688 на осуществление, в том числе амбулаторно-поликлинической медицинской помощи при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по неврологии, а также специализированной медицинской помощи по неврологии;
- лицензия от 26.09.2012 N ЛО-39-01-000781 на осуществление, в том числе, доврачебной медицинской помощи по диетологии и стоматологии, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в частности, первичной медико-санитарной помощи по неврологии, специализированной медицинской помощи по неврологии, стационарной медицинской помощи, в частности, первичной медико-санитарной помощи по неврологии и специализированной медицинской помощи по неврологии;
- лицензия от 27.11.2012 N ЛО-39-01-000805 на осуществление, в том числе, доврачебной медицинской помощи по диетологии, стоматологии и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в частности, первичной медико-санитарной помощи по неврологии и специализированной медицинской помощи по неврологии, а также стационарной медицинской помощи, в частности, первичной медико-санитарной помощи по неврологии.
Между тем, судом первой инстанции также обоснованно установлен факт отсутствия у Учреждения лицензии на осуществление специализированной стационарной медицинской помощи по неврологии, лицензия на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по стоматологии, доврачебной медицинской помощи по диетологии, лицензия на осуществление медицинской статистики.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12 указано, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются в соответствии с действующим законодательством непосредственно на эти учреждения.
Из части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с названным договором медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 10 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что при утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию считается расторгнутым с момента утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности.
Утрата права на осуществление медицинской деятельности связана в большинстве случаев с истечением срока действия лицензии, прекращением или приостановкой лицензии, поскольку медицинские учреждения имеют право осуществлять деятельность при условии наличия лицензии, в приложении к которой поименованы виды оказываемых медицинских услуг. Это условие согласуется с нормой пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326 за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с главой 8 постановления Правительства Калининградской области от 26.11.2010 N 889 "О программе государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год" МУЗ "Городская больница N 5" (в последующем - заявитель) включено в перечень учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Согласно пп. 15 п. 21 Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год в рамках программы обязательного медицинского страхования осуществляет медицинская помощь, медицинские и иные услуги, в том числе и в хосписах.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемый период Учреждением предъявлено к оплате в страховые медицинские организации медицинских услуг по данным видам деятельности на сумму 7 714 787,95 руб., в том числе:
- по врачу Дроздовой С.А., осуществляющей медицинскую деятельность при отсутствии у учреждения лицензии по неврологии и отсутствии у нее сертификата специалиста по терапии с августа 2011 года по июнь 2012 года (о чем указано в оспариваемом требовании) в сумме 2 705 720,03 руб.,
- по врачу Скрипачевой К.Г., осуществляющей медицинскую деятельность при отсутствии у учреждения лицензии по неврологии с ноября 2011 года по март 2012 года в сумме 2 773 271,01 руб.,
- амбулаторно-поликлинические стоматологические услуги в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 1 310 193,83 руб.,
- амбулаторно-поликлинические стоматологические услуги в рамках целевой программы модернизации здравоохранения в сумме 608 290,59 руб.,
- выплаты по оплате труда в отсутствие лицензии по диетологии и медицинской статистике в сумме 317 312,49 руб.
Частью 2 статьи 28 Закона N 326 предусмотрено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 39 указанного закона предусмотрено также, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 2). В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности страховой медицинской организации:
1) получение от медицинских организаций сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информации о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иных сведений в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обеспечение их конфиденциальности и сохранности, а также осуществление проверки их достоверности;
2) проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом;
3) организация оказания медицинской помощи застрахованному лицу в другой медицинской организации в случае утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности (ч. 3).
Одновременно указано, что при приостановлении или прекращении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации или утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию считается расторгнутым с момента приостановления действия лицензии или ее отзыва у страховой медицинской организации либо утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности (ч. 10 ст. 39 Закона N 326).
В соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенными учреждением со страховыми медицинскими организациями, страховая медицинская организация:
- обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (п. 2.1 договора);
- вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации (учреждения) на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (п. 3.2 договора);
медицинская организация обязуется:
- представлять страховой медицинской организации сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, изменении видов, объемов и сроков оказываемой медицинской помощи в течение трех рабочих дней с даты изменения, о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи (п. 4.4 договора);
- использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 4.10 договора);
- представить страховой медицинской организации сведения, подтверждающие право организации на осуществление медицинской деятельности, заверенные в установленном порядке, перечень видов медицинской помощи, предоставляемых в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, сведения об условиях предоставления медицинской помощи застрахованным лицам (п. 4.15 договора).
В соответствии с п. 7 договора организация несет ответственность в соответствии со ст. 39 и 41 Закона N 326 согласно Перечню обязательств организации и последствий их неисполнения, влекущих возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (приложение N 3 к договору).
При этом в п. 13 договоров предусмотрено, что договоры считаются расторгнутым, в том числе, при утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности с момента возникновения данного обстоятельства.
В приложении N 3 к договору (Перечень оснований для отказа или уменьшения оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, и соответствующих штрафов, применяемых при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи) предусмотрено, что включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в лицензии медицинской организации (п. 5.5.1), предоставление реестров счетов в случае прекращения в установленном порядке действия лицензии медицинской организации (п. 5.5.2), включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи (п. 5.6) влечет удержание 100% стоимости за каждый случай оказания медицинской помощи.
Указанные выше основания для отказа или уменьшения оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, и соответствующих штрафов, применяемых при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи соответствует приложению N 13 к Порядку организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, а также приложению N 8 к приказу ФФОМС от 01.12.2010 N 230.
В соответствии с п. 17.1 положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом ФОМС от 16.04.2012 N 73 проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает, в том числе, проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, при которой, среди прочего, проверяется наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и у услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основе счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пп. в) пп. 3) п. 9 порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утв. приказом ФОМС от 01.12.2010 N 230) при медико-экономическом контроле проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в целях проверки соответствия оказанной медицинской помощи действующей лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, следует признать, что условием оплаты оказанных медицинских услуг является наличие соответствующей лицензии и сертификатов у специалистов, оказывающих медицинскую помощь.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Учреждением не представлено доказательств, подтверждающих, что в период проверки Учреждение функционировало в ожидании продления срока действия лицензии на осуществление деятельности по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по стоматологии, доврачебной медицинской помощи по диетологии, медицинской статистике и специализированной стационарной медицинской помощи по неврологии.
Также суд правомерно учитывал при вынесении решения то обстоятельство, что врач Дроздова С.А. осуществляла медицинскую деятельность как при отсутствии у учреждения лицензии по неврологии, так и при отсутствии у нее сертификата специалиста по терапии с августа 2011 по июнь 2012, в связи с чем является правильным вывод суда о том, что Учреждением необоснованно предъявлены к оплате в страховые медицинские организации оказанные Дроздовой С.А. медицинские услуги.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", устанавливающий требования к квалификации соответствующих работников, среди которых указаны сертификаты специалистов по соответствующим специальностям Пунктом 6 Общих положений названного документа предусмотрено, что лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.
Учреждением не представлены в материалы дела документы, свидетельствующие о наличии указанных выше рекомендаций аттестационной комиссии медицинской организации по врачу Дроздовой С.А. Из материалов дела следует, что 18.11.2008 Дроздовой С.А. присвоена специальность "неврология". Приказом от 03.05.2011 Дроздова С.А. принята на должность врача терапевта. При этом доказательства того, что Дроздова С.А. имеет образование, позволявшее ей работать в должности врача-терапевта, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, отсутствие у Дроздовой С.А. сертификата по терапии не связано с несвоевременным повышением квалификации. Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Дроздова С.А. не могла быть принята учреждением на должность врача-терапевта и получать заработную плату за выполнение обязанностей врача-терапевта.
Таким образом, как обоснованно установил суд первой инстанции, оказание медицинской помощи в отсутствие действующей лицензии на оказание соответствующих видов помощи, в то время, как наличие такой лицензии является условием получения денежных средств из бюджета ТФОМС Калининградской области, а также оказание медицинской помощи специалистами в отсутствие у них необходимых сертификатов, в то время как отсутствие сертификатов является основанием для отказа или уменьшения оплаты медицинской помощи согласно приложению N 3 к договорам и приложению N 13 к Порядку организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, а также приложению N 8 к указанному выше приказу ФФОМС от 01.12.2010 N 230, свидетельствует о нецелевом использовании заявителем средств обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции определением от 04.12.2013 предложил ТФОМС представить расчет спорной суммы средств, затребованных у заявителя к уплате оспариваемым требованием; со ссылками на нормативно правовые акты обосновать возможность применения критерия "случай лечения"; методику расчета и расчет истребованных денежных средств.
В представленных пояснениях Фондом указано, что в силу Закона N 326 медицинские организации получают средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом.
В соответствии со статьей 30 Закона тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 36 настоящего Федерального закона.
Ежегодно Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области подписывается Соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области (т. 5, л.д. 119-126). Приложением 1 к данному Соглашению принимается Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, который распространяется на все медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калининградской области (т. 5, л.д. 117-118).
Главой 7 Порядка предусмотрено, что "Расчеты за оказанную медицинскую помощь, медицинских услуг и иных услуг, осуществляются без направления Фондодержателя в пределах выделенных объемов медицинской помощи и финансовых средств из сформированных резервов страховых медицинских организаций: за стационарную медицинскую помощь - по утвержденному Тарифу на стационарную медицинскую помощь, не более установленного норматива пребывания в учреждении здравоохранения, кроме случаев нахождения на койках сестринского ухода и хосписах. В этих случаях оплату производиться по фактическому пребыванию.
Тариф стоимости одного койка-дня на стационарную медицинскую помощь (койки сестринского ухода в больницах и отделениях, хосписе) ежегодно утверждается в приложении 9 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области (т. 5, л.д. 115-116).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно установил, что в рассматриваемом случае при определении суммы нецелевого использования "случай лечения" не применялся в качестве единицы измерения.
Проверка учреждения проводилась путем изучения первичных документов (историй болезни пролеченных больных за период проверки), а также реестров счетов оказанных стационарных услуг, которые были предъявлены к оплате в страховые медицинские организации и в последующем оплачены.
Данные реестры содержат сведения о пролеченных больных, номере полиса ОМС, номере истории болезни, коде нозологии, фактическом количестве дней пребывания и стоимости лечения по каждому больному (факту или случаю).
Таким образом, в акте проверки указано количество случаев лечения, как количество больных, пролеченных тем или иным врачом, а не как способ оплаты медицинской помощи.
Способ оплаты медицинской помощи определен Порядком и согласно реестрам, предъявленным медицинской организацией к оплате, способ оплаты по данному виду помощи указан как койко-день. Стоимость оказанной услуги по каждому случаю (больному) сложилась исходя из стоимости утвержденного тарифа умноженного на фактическое количество дней пребывания.
При проверке ТФОМС использовало данные о количестве больных в каждом месяце и стоимости за пролеченных больных, представленные в реестрах, составленных учреждением (т. 5, л.д. 30-107, т. 6, л.д. 69-160, т. 7, т. 8, л.д. 1-22), а данные о враче - из истории болезни.
Расшифровка неправомерно предъявленных к оплате стационарных медицинских услуг (нецелевое использование средств), оказанных Дроздовой С.А. и Скрипачевой К.Г. представлен в материалы дела в качестве приложения N 1 к акту проверки (т. 1, л.д. 58).
Расчет суммы нецелевого использования средств указан в акте проверки от 10.08.2012 на стр. 4, 5 в разрезе по каждому виду медицинской услуги, в том числе отдельно по территориальной программе ОМС и отдельно по программе модернизации здравоохранения, в разрезе по периодам и суммам (т. 1, л.д. 8-13). Кроме того, приложениями 1 к акту проверки являлись расчеты ко всем суммам, указанным в акте (т. 1, л.д. 54-59).
Требование об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании от 24.08.2012 года N 1879 также содержит сведения о суммах нецелевого использования средств (т. 1, л.д. 18-20).
Кроме того, в Акте проверки на стр. 3 указано количество случаев, пролеченных Дроздовой С.А. и Скрипачевой К.Г. (т. 1, л.д. 8-13).
Подробный расчет истребованных сумм представлен ТФОМС в письме от 01.04.2014, исх. N 679 (вх. N одн-6779, т. 6, л.д. 39-41). В этом же письме ТФОМС признал, что по результатам экспертного контроля СМО (т. 6, л.д. 64-68) установлено необоснованное включение в оспариваемое требование средств на сумму 76 359,94 руб., поскольку на данную сумму страховые медицинские организации применили к учреждению экономические санкции (неоплата реестров, уменьшение суммы уже оплаченных реестров), в подтверждение чего представлена сводная таблица актов экспертизы качества медицинской помощи за период в 01.08.2011 по 31.12.2011 и за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (т. 6, л.д. 60-63).
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены письменные пояснения (исх. N 983 от 12.05.2014, т. 8, л.д. 41-43), в которых указывало на допущение арифметической ошибки в части признании необоснованным включения в требования денежных средств в размере 76 359,94, указывая правильную сумму - 76 424,23 руб., а также поясняя распределение в оспариваемом требовании денежных средств в размере 76 424, 23 руб., согласно которым ТФОМС признает необоснованным включение в оспариваемое требование следующих сумм:
- в пп. а) п. 1-19 893,28 руб. (итого за 2011 по всем видам, а также по стационарной медицинской помощи за 2011 год),
- в пп. б) п. 1-56 530,95 руб., в том числе:
- ЗАО "ОМСК" - 1 646,06 руб.,
- ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина" - 22 080,30 руб.,
- ООО "СК "Согаз-Мед" - 32 804,59 руб.
Расчеты подтверждены представленными в материалы дела документами (т. 6, л.д. 64-160, т. 7, т. 8, л.д. 1-22), проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны правильными.
Оспариваемым требованием на Учреждение наложен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использование средств (771 478,80 руб.).
Между тем, принимая во внимание необоснованное включение ТФОМС в требование в качестве денежных средств, использованных не по целевому назначению 76 424,23 руб., суд первой инстанции сделал правильный вывод ол том, что сумму штрафа следует исчислять от суммы 7 638 363,72 руб. - 763 836,37 руб.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принимая во внимание характер деятельности Учреждения и порядок его финансирования, суд первой инстанции, руководствуясь указанием суда кассационной инстанции о необходимости применения постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 1-П, признал справедливым и соразмерным тяжести содеянного, размеру и характеру причиненного ущерба, штраф в размере 50 000 руб. В связи с изложенным, заявление Учреждения удовлетворил частично.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не рассматривал вопросы, связанные с лицензией Учреждения, подлежат отклонению, поскольку противоречат доказательствам, имеющимся в материалах дела и содержанию решения суда.
Доводы подателя жалобы о том, что суд неверно сделал вывод, что при определении суммы нецелевого использования "случай лечения" не применялся в качестве единицы измерения, а также о том, что отсутствие лицензии на виды деятельности по данному делу, при наличии в штате необходимых специалистов не могло являться основанием для отказа в предоставлении населению необходимой медицинской помощи, также отклоняется апелляционным судом, поскольку суд первой инстанции в полном объеме исследовал эти вопросы и дал надлежащую правовую оценку доказательствам, что подробно изложил в решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также подлежат отклонению, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела и основанные на неправильном толковании норм права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2014 по делу N А21-8243/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8243/2012
Истец: ГБУЗ Калининградской области "Городская больница N2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, Территориальный фонд ОМС К/о
Третье лицо: ЗАО "Областная медицинская страховая Компания", ЗАО "ОМСК", ОАО "Страховая компания "Согаз-Мед", ООО "ВСК-Милосердие", ООО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах-Калининград-Медицина", ООО "ВСК-Милосердие", ООО "Росгосстах-Калининград-Медицина", Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Калининградской области (Управление Росздравнадзора по Калининградской области), Управление Росздравнадзора по К/О
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21424/14
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8243/12
18.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6568/13
24.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9474/13
06.03.2013 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8243/12