г. Чита |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А10-1803/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" Барковой М.В. (доверенность от 26.08.2014), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия Жалсанова Б.Д. (доверенность от 24.04.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2014 года по делу N А10-1803/2014 (суд первой инстанции - Кушнарёва Н.П.),
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 2020300968710, ИНН 0323029832, далее - фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Республика Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023, далее - общество) о взыскании использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в размере 618 773,33 рублей, штраф в размере 61 877,33 рублей, пени в размере 7278,61 рублей, государственную пошлину в размере 16686,93 рублей.
ООО "Фрезениус Нефрокеа" обратилось со встречным заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия о признании незаконными акта документальной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 09 сентября 2013 года N 1/2013-32, заключения по возражениям на акт проверки от 12 февраля 2014 года, предписания об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования от 12 февраля 2014 года N 7.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2014 года по делу N А10-1803/2014 заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия удовлетворено частично. С общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" взысканы в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, использованные не по целевому назначению денежные средства в размере 615 516 рублей 17 копеек, штраф на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере 61 551 рублей 62 копеек. В удовлетворении оставшейся части требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия отказано.
В удовлетворении встречного заявления общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" о признании незаконными акта документальной проверки от 09.09.2013 N 1-2013/32, заключения по возражениям на акт проверки от 12.02.2014, предписания об устранении нарушений от 12.02.2014 N 7 отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе и в возражениях на отзыв.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд с доводами, изложенными в жалобе общества, не согласился.
Протокольным определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года судебное разбирательство было отложено на 09 час. 30 мин. 17 ноября 2014 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.09.2014, 14.10.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2014 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Сидоренко В.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 мая 2005 года общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.101).
Общество имеет филиал в г. Улан-Удэ (т.1, л.д.117, 134).
Одним из основных видов деятельности ООО "Фрезениус Нефрокеа" является медицинская деятельность, в т.ч. проведение гемодиализа (т.1, л.д. 112).
29 августа 2011 года ООО "Фрезениус Нефрокеа" направило в Фонд уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Бурятия (т.5, л.д.11-12).
06 июня 2013 года директором Фонда издан приказ N 144 о проведении документальной проверки в отношении ООО "Фрезениус Нефрокеа" на предмет правомерности использования средств обязательного медицинского страхования за 2012 год (т.1, л.д.9).
09 сентября 2013 года должностными лицами ТФОМС по результатам проверки составлен акт N 1/2013-32, согласно которому установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 728 554,85 рублей. ООО "Фрезениус Нефрокеа" предложено восстановить указанные средства в соответствии с действующим законодательством (т.1, л.д. 15-20).
15 и 22 ноября 2013 года Общество заявило возражения на акт проверки (т.1, л.д.73-84).
03 декабря 2013 года заместителем начальника отдела ТФОМС принято заключение по возражениям на акт проверки, утвержденное директором Фонда (т.1, л.д.85-88).
Названным заключением частично удовлетворены возражения Общества, сумма нецелевым образом израсходованных средств обязательного медицинского страхования снижена до 615 516,17 рублей.
03 декабря 2013 года Фондом Обществу выдано предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, которым в срок до 17 ноября 2013 года предложено восстановить сумму неправомерно использованных денежных средств в размере 615 516,17 рублей, уплатить штраф 61 551,62 рублей и в срок до 17 декабря 2013 года направить информацию о принятых мерах (т.1, л.д.100).
12 февраля 2014 года Фондом вынесено заключение на акт проверки, согласно которому сумма нецелевым образом израсходованных средств обязательного медицинского страхования снижена до 615 516,17 рублей (т.1, л.д.39-41).
12 февраля 2014 года Обществу выдано предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, которым в срок до 05 марта 2014 года предписано восстановить сумму неправомерно использованных денежных средств в размере 615 516,17 рублей, уплатить штраф 61 551,62 рублей (т.1, л.д.29).
В связи с неисполнением обществом названных требований, Фонд обратился в суд с заявлением. В свою очередь Общество, полагая, что акт проверки, заключение от 12 февраля 2014 года и предписание от 12 февраля 2014 года являются незаконными, обратилось в суд со встречным заявлением.
С учетом положений части 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спор о взыскании денежных средств возник из деятельности филиала общества, расположенного в Республике Бурятия, настоящее дело подсудно Арбитражному суду Республики Бурятия.
Суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 9, 15, 20, 34, части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктов 2, 17.2, 30, Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктов 8.12, 9.4. и 9.15 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 февраля 2012 года N 65, сделал правильный вывод о том, что Фонд, являясь уполномоченным осуществлять контроль за целевым использованием ООО "Фрезениус Нефрокеа" средств обязательного медицинского страхования, обладает правом на обращение в суд с требованиями о восстановлении использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку основанием для обращения Фонда в суд с настоящим заявлением послужило неисполнение Обществом требований о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, об уплате штрафа и пени, постольку в связи с неисполнением медицинской организацией названных требований в добровольном порядке, у Фонда возникает право на обращение в суд с соответствующими требованиями. Иное толкование вышеприведенных правовых норм необоснованно бы ограничило права Фонда при осуществлении контроля за целевым использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования.
При этом суд первой инстанции с учетом приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" правильно исходил из того, что право ТФОМС на обращение в суд с указанными требованиями вытекает из существа предоставленных ему контрольных полномочий. Нецелевым образом израсходованные средства обязательного медицинского страхования, соответствующие штраф и пени подлежат возврату и уплате именно в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
С учетом положений статьи 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 октября 2013 г. N 1648-О, суд первой инстанции, отклоняя доводы общества о том, что возврат использованных не по целевому назначению средств должен осуществляться через систему договоров обязательного медицинского страхования, правильно исходил из того, что правоотношения, связанные с целевым использованием средств обязательного медицинского страхования носят публично-правовой характер, а имеющиеся в деле договоры между ООО "Фрезениус Нефрокеа" и страховыми медицинскими организациями не содержат положений, предусматривающих полномочия страховых медицинских организаций взыскивать использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования.
При этом судом также принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Статьей 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Частью 1 статьи 39 указанного Федерального закона предусмотрено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 20 названного Федерального закона медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2011- 2012 годах) тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
Статьей 35 названного Федерального закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 данного Федерального закона территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 51 указанного Федерального закона с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года тариф на оплату медицинской помощи:
1) в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) в части территориальных программ обязательного медицинского страхования может включать в себя часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Апелляционный суд, считая доводы апеллянта неправомерными, принимает во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, разделом 5 которой установлено, что на 2012 год тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации).
Таким образом, в 2012 году в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по сравнению с установленным статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" включено меньшее число расходов.
18 января 2012 года Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Фонд, представители страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников заключили Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год (т.3, л.д.114-117).
В структуру тарифов для оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год включены следующие виды расходов:
- заработная плата (код КОСГУ 211);
- начисления и выплаты по оплате труда (код КОСГУ 213);
- прочие работы, услуги в части: расходов по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования); расходов по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока);, расходы на оплату договоров с врачами сторонних медицинских организаций, оказывающих консультативную помощь в рамках территориальной программы ОМС (код КОСГУ 226);
- увеличение стоимости основных средств в части расходов на приобретение медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяце (код КОСГУ 310);
- увеличение стоимости материальных запасов в части расходов на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария (со сроком службы до 12 месяцев), реактивов, химикатов, стекла и химпосуды и прочих материальных запасов, кроме средств анестезии импортного производств и импортных пломбировочных материалов, используемых при оказании стоматологических услуг; продуктов питания; мягкого инвентаря (код КОСГУ 340).
С учетом приведенных норм права подлежит отклонению как неправомерный довод заявителя жалобы о том, что Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год на общество не распространяется.
Доводы апеллянта о том, что в отношении общества положения КОСГУ применению не подлежат отклоняются судом как неправомерные с учетом следующего.
В спорный период действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, применимые при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012 году.
Как было указано ранее, в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73, территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 указанного положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что позиция заявителя жалобы относительно неприменимости в данном случае при проведении проверки в отношении общества КОСГУ ставит в неравное положение иные медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. В данном случае, например, в отношении государственного медицинского учреждения спорные расходы следует признать нецелевыми, тогда как в отношении аналогичных расходов общества такие основания будут отсутствовать.
Указанное не опровергается и позицией общества о том, что бюджетные медицинские учреждения, помимо рассматриваемого, финансируются и иным образом, например, в рамках программы модернизации здравоохранения, чего общество лишено. При этом апелляционный суд отмечает, что в данном случае заявитель жалобы приводит неотносимые к предмету настоящего спора доводы, основанные на неверном толковании приведенных ранее норм материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фондом при проведении проверки, с учетом изменений внесенных заключением по результатам рассмотрения возражений на акт проверки, нецелевыми признаны расходы Общества на приобретение:
- тонометра, стоимостью 4 320 рублей - платежное поручение от 14 ноября 2012 года N 4685 (т.4, л.д.100);
- датчика температурного, стоимостью 952 рубля - платежное поручение от 14 февраля 2012 года N 439) (т.2, л.д.129);
- канцелярских товаров, шкафов, стоимостью 250 032,2 рублей - платежные поручения от 27 января, 02, 06, 24 февраля, 27 марта, 12 апреля, 24 мая, 03 июля, 20 августа, 14 сентября, 12 октября, 14 и 16 ноября 2012 года N 211, 251, 287, 535, 1036, 1189, 1811, 2313, 3025, 3475, 4127, 4643, 4642, 4726 (т.4, л.д.37-101);
- сантехнических изделий, стоимостью 43 880,7 рублей - платежные поручения от 24 января, 12 марта, 16 мая, 15 июня, 13 августа, 12 октября, 21 ноября 2012 года N 170, 738, 1641, 2023, 2841, 4130, 4823 (т.4, л.д.35,44,56,61,73,92,102);
- авиабилетов, стоимостью 27 880 рублей - платежное поручение от 12 октября 2012 года N 4129 (т.4, л.д.92);
- программного обеспечения, стоимостью 2 524,95 рублей - платежные поручения от 19 сентября и 08 октября 2012 года N 3674 и 4023 (т.4, л.д.91,84);
- офисной техники, стоимостью 246 205,66 рублей - платежные поручения от 30 июля, 08 и 23 октября 2012 года N 2634, 3996, 4327 (т.4, л.д.69,91,95);
- шин, дисков автомобильных, стоимостью 39720,66 рублей - платежные поручения от 15 октября и 16 ноября 2012 года N 4210, 4743 (т.4, л.д. 93,101), всего на сумму 615 516, 17 рублей.
Материалами дела подтверждается, что названные траты произведены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о нецелевом использовании указанных средств по следующим основаниям.
Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Разделом 5 Указаний дана Классификация операций сектора государственного управления.
На подстатью 211 "Заработная плата" отнесены расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, а на подстатью 213 "Начисления и выплаты по оплате труда" -расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом этого, указанные выше расходы Общества не могут быть отнесены на подстатьи КОСГУ 211 и 213.
Подстатья 226 КОСГУ определяет перечень прочих работ и услуг, оплачиваемых соответствующей организацией.
Вместе с тем, тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год из числа прочих работ и услуг включило только расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования); организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока); договоров с врачами сторонних медицинских организаций, оказывающих консультативную помощь в рамках территориальной программы ОМС.
Понесенные Обществом расходы на приобретение тонометра, датчика температурного, канцелярских товаров, шкафов, сантехнических изделий, авиабилетов, программного обеспечения, офисной техники, шин, дисков автомобильных с учетом тарифного соглашения не могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 226.
На статью 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Вместе с тем, в структуру тарифа для оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год включено только увеличение стоимости основных средств в части расходов на приобретение медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев.
Вышеназванные расходы Общества не могут быть отнесены на статью 310 КОСГУ.
Вместе с тем, тонометры не относятся к медицинским инструментам, поскольку в соответствии с кодом 14 3311223 Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, приборы для измерения давления отнесены к приборам и аппаратуре медицинской диагностической, а не к инструментам медицинским. Также не относятся к медицинским инструментам и датчики температурные.
Статья 340 КОСГУ "Увеличение стоимости материальных запасов" определяет перечень расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам.
При этом в структуру тарифа для оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2012 год включено только увеличение стоимости материальных запасов в части расходов на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария (со сроком службы до 12 месяцев), реактивов, химикатов, стекла и химпосуды и прочих материальных запасов, кроме средств анестезии импортного производств и импортных пломбировочных материалов, используемых при оказании стоматологических услуг; продуктов питания; мягкого инвентаря.
Понесенные Обществом расходы на приобретение тонометра, датчика температурного, канцелярских товаров, шкафов, сантехнических изделий, авиабилетов, программного обеспечения, офисной техники, шин, дисков автомобильных с учетом тарифного соглашения не могут быть отнесены на статью КОСГУ 340.
Таким образом, названные расходы являются нецелевыми.
Апелляционный суд полагает, что независимо от того обстоятельства, что названные расходы хотя и были направлены на обеспечение деятельности общества, связанной с гемодиализом, заявителем жалобы по приведенным основаниям нарушается принцип целевого назначения средств обязательного медицинского страхования.
Выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска Фонда сторонами не обжалуются, суд апелляционной инстанции оснований для признания их необоснованным не усматривает.
При таких установленных обстоятельствах встречные требования общества о признании недействительными (незаконными) акта документальной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 09 сентября 2013 года N 1/2013-32, заключения по возражениям на акт проверки от 12 февраля 2014 года, предписания об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования от 12 февраля 2014 года N 7, рассмотренные в порядке главы 24 АПК РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку обжалуемые ненормативные правовые акты приняты в пределах полномочий ТФОМС, не противоречат действующему законодательству, в т.ч. Положению о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Нарушений процедуры проверки не установлено.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что отсутствие в акте указания на сумму штрафа само по себе не является достаточным основанием для признания его незаконным, данным актом констатирован факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (в т.ч. указан их размер), что является достаточным основанием для взыскания штрафа. Счетные ошибки в обжалуемых ненормативных актах не свидетельствуют об их незаконности.
Таким образом, оспариваемые ненормативные акты не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
Налогоплательщиком по платежному поручению N 7353 от 29.08.2014 года уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 7353 от 29.09.2014 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2014 года по делу N А10-1803/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1803/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия
Ответчик: ООО ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА