г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А56-22604/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Данилова А.В.- доверенность от 10.01.2014;
от заинтересованного лица: не явились- извещены (уведомление N 19127) ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21967/2014) ООО "Грюнбург" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2014 по делу N А56-22604/2014 (судья Соколова Н.Г.)
по заявлению ООО "Грюнбург"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области (правопреемник Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Грюнбург" (195027, г.Санкт-Петербург, ул.Панфилова, д.12, лит.А, ОГРН 10898470384223, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (197342, г.Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4, далее-Комитет) от 18.03.2014 N 00074-14/ДП о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, захоронении и ином обращении с отходами потребления и представления от 18.03.2014 N 00074-14/ДП об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2014 в удовлетворении требования о признании оспариваемого постановления незаконным отказано, однако суд с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014, снизил размер штрафных санкций до 50 000 рублей.
Дополнительным решением от 27.08.2014 оспариваемое представление от 18.03.2014 N 00074-14/ДП признано недействительным в связи с недоказанностью осуществления обществом деятельности с нарушением части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, в части указания на доказанность нарушения пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда в указанной части и удовлетворить заявленные требования общества в полном объеме. Дополнительное решение от 27.08.2014 обществом не обжалуется.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на недоказанность состава правонарушения относительно необорудования площадки для временного хранения отходов производства и потребления.
Комитет, надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 16.01.2014 Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в присутствии генерального директора общества, проведена выездная проверка соблюдения ООО "Грюнбург" законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Кировск, шоссе Магистральное, 5 км., левая сторона.
В ходе проверки установлено, что ООО "Грюнбург" осуществляет комплекс работ по временному хранению, сортировке, переработке отходов жизнедеятельности населения муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области и подготовки объекта к рекультивации в соответствии с договором от 11.09.2013 N 162, заключенным с Администрацией муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области.
При осмотре обследуемого земельного участка, проверяющими установлен факт осуществления обществом деятельности по приему твердо-бытовых отходов на спорном участке; территория, используемая для целей складирования отходов производства и потребления, частично огорожена; слева от въезда на свалку расположена административно-хозяйственная зона, где установлено видеонаблюдение за въездными воротами на территорию; справа от въезда размещена зона сортировки и пакетирования отходов по морфологическому составу представляющих собой: бытовые отходы (отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения муниципального района); на территории складированы спрессованные пакетированные отходы; уплотнение слоя разгруженных отходов производства и потребления производит бульдозер с гос. регистрационным N 6512 РУ; справа от въезда на свалку выявлено наличие отходов производства и потребления, по морфологическому составу представляющих собой: упаковочную тару, элементы товаров народного потребления, мебели, одежды и обуви, утратившие свои потребительские качества и свойства, б/у полиэтиленовая, пластиковая, стеклянная тара из-под продуктов питания и напитков, картонные коробки, бой строительных отходов и прочее (размещены в период 16 января 2014 года); остальные отходы - визуально наблюдаются, уплотнены и покрыты снежным покровом. Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра от 16.01.2014 с фотоматериалами ( т.1 л.д.102-106).
Более того, на момент проверки на спорной территории земельного участка продолжал осуществляться прием и разгрузка отходов производства и потребления из грузовых автотранспортных средств, что подтверждается журналом приёма отходов общества и транспортными накладными.
По факту выявленных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления 21.01.2014 Ленинградским природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Грюнбург" дела об административном правонарушении N 154ж-2013, в котором указано, что на земельном участке, который не оборудован и не предназначен для размещения отходов I-IV классов опасности, размещены твердые бытовые отходы, а также осуществляется прием отходов и их разгрузка.
Материалы проверки направлены прокуратурой в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
18.03.2014 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по материалам административного дела вынес постановление N 00074-14/Дп, в соответствии с которым ООО "Грюнбург" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей и представление N 00074-14/ДП об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с данными постановлением и представлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением о признании их незаконными по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемого постановления незаконным, и снижая размер штрафа, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, общество, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В данном случае, исходя из вышеприведенных норм права и представленных материалов административного дела, а также условий заключенных ООО "Грюнбург" с Администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области договоров N 162 от 11.09.2013 и N 1/б от 22.01.2014, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности Комитетом наличия в действиях общества нарушений части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, согласно которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Арбитражным судом принято во внимание, что при рассмотрении дел N А56-80327/2013 и А56-4353/2014 исследовались аналогичные обстоятельства, и было установлено, что общество с 11.09.2013 использует спорный земельный участок по договору с районной Администрацией. Наличие на спорном земельном участке отходов производства и потребления и прием обществом новых отходов сами по себе не свидетельствуют об осуществлении деятельности по размещению отходов, поскольку факты хранения свыше шести месяцев, захоронения, использования либо обезвреживания обществом отходов в ходе осмотра не выявлены. Следовательно, выполняемые на спорном земельном участке работы могут свидетельствовать лишь об осуществлении обществом сбора и накопления отходов производства и потребления, а не о размещении данных отходов в смысле, придаваемом этому понятию в Законе N 89-ФЗ.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 N 709/11).
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктами 1, 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ).
В силу части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться, в том числе, следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Как следует из материалов дела, по условиям договоров от 11.09.2013 N 162 и N1\б от 22.01.2014 (пункт 1.2) общество (исполнитель) обязано, в числе прочего, осуществить инвестирование, организовать и оборудовать на объекте площадки сбора и временного хранения отходов для осуществления на объекте приема, временного хранения и сортировки отходов с целью последующего обращения с ними в соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ.
Относительно отсутствия площадок для размещения отходов, общество возражений не представило, указав, только на то, что в оспариваемом постановлении нет описания события данного правонарушения.
Между тем, в оспариваемом постановлении имеется ссылка на пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, а также указано, что в ходе проверки земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский р-н, г.Кировск, шоссе Магистральное, 5 км, левая сторона, места (площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды для временного хранения отходов производства и потребления обществом не оборудованы ( т.1л.д.18).
С учетом критериев виновности юридического лица, общество не предоставило доказательств невозможности соблюдения требований санитарного законодательства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. В рассматриваемом случае, с учетом площади земельного участка, занимаемого свалкой и объемом размещаемых на ней отходов, даже временное хранение отходов производства и потребления на необорудованной площадке наносит вред окружающей среде и здоровью граждан.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности Комитетом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вины общества в его совершении.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено, составление акта осмотра (порядка составления, вынесения и оформления) не регламентировано законодательством Российской Федерации, то есть акт осмотра не является процессуальным документом, однако в силу статьи 26.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указанный документ признается доказательством, поскольку сведения, изложенные и удостоверенные в нем должностными лицами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, установив основание для снижения размера штрафных санкций, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014, принял решение об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения суда указано на его чрезмерность. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2014 года по делу N А56-22604/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Грюнбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22604/2014
Истец: ООО "Грюнбург"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области