г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А21-3476/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: Меджидов Р.Г. (доверенность от 20.10.2014)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился,извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22933/2014) Администрации Гусевского муниципального района на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2014 по делу N А21-3476/2014 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению ООО "Кассиопея"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Калининградской области
3-е лицо: Администрация Гусевского муниципального района
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:13 равной его рыночной стоимости в размере 5 055 300 руб., об установлении кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:12 равной его рыночной стоимости в размере 3 192 100 руб., об обязании внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, равную их рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта, |
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАССИОПЕЯ" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра",) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:13 равной его рыночной стоимости в размере 5 055 300 руб., земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:12 равной его рыночной стоимости в размере 3 192 100 руб., обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков, равную их рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Гусевского городского округа (далее - Администрация).
Решением от 23.07.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, полагая, что вынесенным решением нарушены права Правительства Калининградской области как органа, участвующего в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Калининградской области, в том числе спорных земельных участков.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 39:04:010128:13 и 39:04:010128:12, расположенные по адресу г. Гусев Калининградской области, ул. Школьная, 2а, с разрешенным использованием - под склады, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.09.2007 N 39-АА N488377, от 08.10.2012 N 39-АБ N078227.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:13 в размере 13 904 130 рублей, земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:12 в размере 9 210 948 руб. 72 коп. по состоянию на 01.01.2012, которые внесены в государственный кадастр недвижимости.
Обществом проведена оценка стоимости земельных участков с привлечением ООО Региональный центр "Эксперт-Оценка", согласно отчету которого по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:13 составляет 5 055 300 рублей, стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:04:010128:12 - 3 192 100 рублей.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее необоснованное увеличение подлежащих уплате Обществом сумм земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет независимого оценщика ООО "Региональный центр "ЭКСПЕРТ-ОЦЕНКА" об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 06.04.2014 N 1056/2014-5, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третье лицо не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном истцом отчете, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, что соответствует приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные.
По смыслу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, если истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по такому делу может являться орган или лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящее время ряд его функций, в том числе, по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", переданы Кадастровой палате.
Указанное лицо привлечено к участию в деле.
Предметом настоящего спора является требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при этом достоверность результатов кадастровой оценки земельных участков предметом спора не является (данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11). Поскольку Постановление Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641, устанавливающее кадастровую стоимость спорых земельных участков, в данном деле не оспаривается, права и обязанности Правительства Калининградской области судебным актом по настоящему делу не затрагиваются.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2014 по делу N А21-3476/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3476/2014
Истец: ООО "Кассиопея"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о
Третье лицо: Администрация Гусевского муниципального района, Администрация Гусевского муниципального района "ГГО"