г. Тула |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А54-1575/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Рубеж-Рязань" (г. Рязань, ОГРН 1026201258863, ИНН 6228040555) - Компанченко А.В. (доверенность от 24.10.2014 N 22 и заинтересованного лица - управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259314) - Тюваева В.С. (доверенность от 31.12.2013), Клиншова А.А. (доверенность от 09.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.08.2014 по делу N А54-1575/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Рубеж-Рязань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области в лице регистрационного отделения МРЭО ГИБДД (далее - управление), выразившихся в отказе от 11.01.2014 N 18/105 по совершению регистрационных действий по замене кузова транспортного средства марки УАЗ-220695-04 (регистрационный номер Х 995 Р0 62), а также понуждении управления внести изменения в регистрационные документы указанного транспортного средства, связанные с заменой его кузова.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы управление ссылается на отсутствие на спорный автомобиль паспорта транспортного средства (далее - ПТС) с указанием измененного кузова, невозможность идентификации данного автомобиля в связи с указанием в представленном ПТС маркировки кузова и VIN, имеющихся на ранее зарегистрированном транспортном средстве, а также непредставление документов, подтверждающих соответствие конструкции представленного транспортного средства (с измененным кузовом) требованиям безопасности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит транспортное средство марки УАЗ-220695-04 (регистрационный номер Х995Р062).
01.10.2013 указанный автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого кузов автомобиля получил повреждения (справка о ДТП от 01.10.2013 N 227919).
Согласно экспертному заключению от 09.10.2013 N 10/13/01 стоимость восстановительного ремонта автомобиля УАЗ 220695-04 составила 180 768 рублей, с учетом износа - 163 045 рублей 69 копеек, в связи с чем обществом было принято решение о замене кузова автомобиля на новый.
12.11.2013 между обществом (покупателем) и ООО "ТрансСервис" (продавцом) заключен договор N 56, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателю новый кузов - каркас в соответствии с прилагаемой к настоящему договору спецификацией, для замены поврежденного кузова на принадлежащем покупателю автомобиле марки УАЗ-220695-04 (VIN автомобиля -ХТТ220695D0482360), а покупатель обязуется принять кузов и уплатить за него определенную настоящим договором денежную сумму.
Цена кузова по условиям договора составила 163 000 рублей (пункт 4.1).
В соответствии с пунктом 1.2 договора номер и цвет кузова указываются сторонами в акте приема-передачи кузова (приложение к договору после его составления).
18.11.2013 между обществом (заказчиком) и предпринимателем Масловым Е.А. (исполнителем) заключен договор N 57 на техническое обслуживание и ремонт, принадлежащих заказчику автомобилей.
10.01.2014 общество обратилось в управление с заявлением о получении государственной услуги по внесению в регистрационные документы транспортного средства соответствующих изменений регистрационных данных, связанных с произведенной заменой кузова автомобиля марки УАЗ-220695-04 (VIN автомобиля - ХТТ220695D0482360).
11.01.2014 начальник регистрационного отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Рязанской области, рассмотрев заявление общества о внесении изменений в регистрационные документы автомобиля, отказал в совершении указанных регистрационных действий в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией- изготовителем.
Вынося отказ в регистрации автомобиля заявителя, должностное лицо управления со ссылкой на пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, указал, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную маркировку, и в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, удаление идентификационного номера транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства приведет к невозможности его идентификации.
Полагая, что данный отказ управления не основан на законе, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 2 и 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения своим имуществом.
Основания и порядок осуществления подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России регистрационных действий с транспортными средствами регламентируются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", утвердившим Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, утвердившим Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Регламент).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию. Его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств").
В соответствии с пунктом 13 раздела II (Требования к безопасности объектов технического регулирования) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер.
В соответствии с пунктом 7.37.1 приложения N 7 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к Регламенту маркировка, нанесенная на транспортное средство, должна соответствовать указанной в документах на это транспортное средство.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в соответствии с которым обязательной сертификации подлежат агрегаты, узлы и детали автомобилей (пункт 4540), а также легковые автомобили (пункт 4514).
В соответствии с пунктами 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О полиции", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 3 приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (в ред. от 07.08.2013) "О порядке регистрации транспортных средств" не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, на которых обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно подпункту "ж" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Аналогичную формулировку содержит пункт 24 приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", в котором содержится исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги. Так, государственная услуга не предоставляется при обнаружении признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что запрет на совершение регистрационных действий с транспортными средствами с полным или частичным изменением или уничтожением маркировки обусловлен необходимостью недопущения легализации похищенных, угнанных транспортных средств, и, соответственно, основанием для отказа в совершении регистрационных действий является обнаружение признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, при которых идентификация транспортного средства невозможна, т.е. в случае установления умышленных противоправных действий заинтересованных лиц (скрытия, подделки, изменения номеров узлов и агрегатов или государственных регистрационных знаков).
Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пунктом 11 вышеуказанных Положений установлен запрет эксплуатации автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090), при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Пунктом 7.18. Перечня неисправностей регламентирован запрет эксплуатации транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
Процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним определяются также Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (далее - Порядок).
В соответствии с требованиями п. 14.1 Порядка, для получения свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности собственник транспортного средства среди прочих документов должен представить в подразделение ГИБДД транспортное средство и заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240, под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3 Порядка базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 N 720, базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Пунктом 66 Технического регламента установлено, что оценка соответствия единичных транспортных средств, проводимая только в отношении полнокомплектных транспортных средств, перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Целью оценки соответствия является удостоверение в том, что единичное транспортное средство соответствует требованиям, предусмотренным приложением N 5 к Техническому регламенту.
Под единичным транспортным средством понимается транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям технического регламента (пункт 5 Технического регламента).
В соответствии с пунктом 74 Технического регламента по результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория составляет заключение, содержащее мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки соответствия единичного транспортного средства, оформляет и выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 Правил, пункта 24 Регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если: представлены документы и (или) сведения, содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
В соответствии с пунктом 51 Правил при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, предусмотренных п. 3 Правил, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938) регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации автомототранспортных средств) регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 документом, предназначенным для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении в Российской Федерации, является, в числе прочих, паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 9 названного Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 названного Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Как установлено арбитражным судом, 10.01.2014 общество обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы по замене кузова транспортного средства УАЗ-220695-04 (государственный регистрационный знак Х 995 РО 62), представив указанный автомобиль для осмотра.
В ходе осмотра представленного автомобиля сотрудниками управления установлено отсутствие номера кузова "220600D0200882", а также номера VIN автомобиля "ХТТ220695D0482360" указанного в паспорте транспортного средства. На кузове автомобиля обнаружено маркировочное обозначение "220600D0214964".
Управление полагает, что в рассматриваемом случае имела место замена номерного кузова транспортного средства УАЗ-220695-04, что повлекло ликвидацию его как базового транспортного средства, которое имело номерной кузов - 220600D0200882, а также VIN - ХТТ220695D0482360, указанные в паспорте транспортного средства. При этом свидетельство о соответствии конструкции представленного транспортного средства требованиям безопасности и каких-либо документов, подтверждающих сертификацию и его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, при решении вопроса о регистрации транспортного средства представлено не было, в связи с чем, в совершении регистрационных действий было отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 24 Регламента в связи с несоответствием транспортного средства, сведениям, указанным в представленных документах и регистрационным данным.
Управление указывает, что каждое транспортное средство в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" должно иметь паспорт транспортного средства. Его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, автомобиль УАЗ-220695-04 (регистрационный номер Х 995 Р0 62), принадлежащий обществу, имеет паспорт транспортного средства.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П, что выявление нарушений при оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением.
В рассматриваемом случае никаких нарушений в оформлении паспорта транспортного средства автомобиля управлением не установлено
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД России, утвержденного приказом МВД от 07.12.2000 N 1240 (далее - Наставление), замена номерного кузова спорного транспортного средства повлекла ликвидацию его как базового транспортного средства, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в пункте 2 Наставления указано, что под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается управлением, на спорном автомобиле не было установлено либо исключено никаких не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов. В рассматриваемом случае обществом лишь заменен кузов указанного транспортного средства на аналогичный.
Подлежит отклонению и довод жалобы, касающийся невозможности идентификации спорного транспортного средства.
Согласно пунктам 5 и 66 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, базовое транспортное средство это транспортное средство, которое в целом или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства. Замена номерного кузова на кузов аналогичной марки и модели не является реконструкцией транспортного средства, поскольку данное действие носит восстановительный характер, не влечет изменение конструкции транспортного средства. Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Довод ответчика, касающийся проведения аккредитованной испытательной лабораторией оценки и выдаче ею свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, также являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и был обоснованно им отклонен.
Согласно пункту 66 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, оценка соответствия единичных транспортных средств проводится только в отношении полнокомплектных транспортных средств, перед их выпуском осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Под единичным транспортным средством понимается транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого и индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества (пункт 5 Технического регламента).
Спорный автомобиль не подпадает под определение единичного транспортного средства и проведения его оценки аккредитованной испытательной лабораторией не требуется. В отношении данного автомобиля необходимо прохождение государственного технического осмотра.
Арбитражным судом установлено, что приобретенный обществом для замены новый кузов и произведенные предпринимателем Масловым Е.А. работы по замене кузова соответствуют требованиям безопасности, поскольку марка нового кузова N 220600D0214964 аналогична марке старого (поврежденного) кузова N 220600D0200882, новый кузов произведен непосредственно изготовителем автомобиля (ОАО "УАЗ"), что подтверждается копией паспорта кузова и законно приобретен заявителем по договору от 12.11.2013 N 56, при этом качество работ по замене кузова подтверждено соответствующим сертификатом соответствия N ДСАТ RU.OC054.ТО 0585.
Действующее законодательство не запрещает замену кузова в автомобиле и не запрещает последующее изменение регистрационных сведений, связанных с такой заменой.
Доказательств того, что у спорного автомобиля появились какие-либо иные технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, либо автомобиль утратил признаки базового транспортного средства, управлением не представлено. Отсутствуют в деле и доказательства, свидетельствующие о том, что обществом проведены умышленные противоправные действия по сокрытию, изменению, уничтожению маркировки, при которых идентификация транспортного средства невозможна.
Пункт 24 Регламента, пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (в ред. от 07.08.2013), не содержат такого основания для отказа в регистрации транспортного средства, как замена номерного агрегата - кузова транспортного средства на аналогичный, выпущенный заводом-изготовителем автомобиля.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа управления не соответствующим требованиям действующего законодательства и наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В рассматриваемом деле управление в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доводов, основанных на нормах действующего законодательства, в обоснование законности оспариваемого отказа не привело и соответствующих доказательств ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представило.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.08.2014 по делу N А54-1575/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1575/2014
Истец: ООО "Частное охранное предприятие "Рубеж-Рязань"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ