г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А26-1625/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Кипрухин И.В. доверенность от 08.08.2014 г., Алешина С.С. доверенность от 16.12.2013 г.
от ответчика: Тельтевская Ю.А. доверенность от 10.01.2014 г.
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19524/2014) ООО "Питкяранта-лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2014 г. по делу N А26-1625/2014(судья Денисова И.Б.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Питкяранта-лес"
3-и лица: 1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ, 2) ОАО "Российский проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов "Росгипролес"
об изменении договора в части,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" (далее - ООО "Питкяранта-лес", Общество) об изменении в части договора лесного участка от 18.12.2007 г. (зарегистрирован 25.01.2008 г. N 10-10-07/016/2007-058) путем исключения из договора части лесного участка площадью 3116,5 га, расположенного квартала N N 88(часть),126,127,139,140,146,147,153,154,161,162 Импилахтинского лесничества (по лесоустройству) Импилахтинского участкового лесничества и N N 105-109,126-130,139-144,165,176-178 Ляскельского лесничества (по лесоустройству) Ляскельского участкового лесничества Питкярантского лесничества (ранее территория Питкярантского лесхоза) для создания национального природного парка "Ладожские шхеры".
Решением суда от 16.06.2014 г. исковые требования удовлетворены.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение от 16.06.2014 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя истца, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Питкяранта-лес" (арендатор) 18.12.2007 г. заключен договор аренды лесного участка (л.д. 12-26) в редакции дополнительных соглашений от 08.12.2009 г. и от 02.09.2011 г. (л.д. 27-35), согласно которому арендатор передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок площадью 8224,56 га в кварталах 7-9,17-20, 31-34,51-52,61-62,105-111, 126-132, 139-145, 165-166, 176-178 Ляскельского участкового лесничества, в кварталах 1-3,80-81,90,112, 123-124, 126,139,146,153,161,88 (за исключением частей выделов 5,17,20,22,24,26,27), 89 (за исключением частей выделов 1,2), 104 (за исключением частей выделов 2,5,6, 7,11), 113 (за исключением частей выделов 4,8,9,10,11), 127 (за исключением частей выделов 7,14,15), 140 (за исключением частей выделов 6), 147 (за исключением частей выделов 4,13,14,16), 154 (за исключением частей выделов 2,6,12), 162 (за исключением частей выделов 5,24) Импилахтинского участкового лесничества, в кварталах 8-11 Питкярантского участкового лесничества Питкярантского лесничества (ранее Питкярантского лесхоза). Срок договора установлен с 22 марта 2006 по 31 декабря 2029 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 25.01.2008 г. Лесной участок передан Обществу для использования в целях заготовки древесины (пункт 1.4).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 г. N 703-р "Об изменении перечня государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001-2010 годах" на территории Республики Карелия запланирована организация национального парка "Ладожский шхеры".
Создание национального парка "Ладожские шхеры" на территории Республики Карелия предусмотрено также планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 2322-р.
В 2009-2011 годах на основании государственного контракта с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации открытым акционерным обществом "Российский проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных мероприятий и природоохранных объектов "Росгипролес" было разработано эколого-экономическое обоснование создания национального парка "Ладожские шхеры", которое прошло в июне 2011 года общественные слушания, организованные органами местного самоуправления Северо-Западного Приладожья. Материалы общественных обсуждений были направлены в адрес ОАО "Росгипролес" для формирования пакетов документов по планируемой особо охраняемой природной территории для дальнейшего представления на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России. Отчет включает в себя, в том числе, обоснование границ и площади национального парка, а также проектируемые границы и функциональные зоны.
Согласно эколого-экономическому обоснованию в границы национального парка "Ладожские шхеры" входит часть лесного участка, предоставленного ООО "Питкяранта-лес" по договору аренды от 18.12.2007, а именно кварталы N N 88 (часть), 126,127,139,140,146,147,153,154,161,162 Импилахтинского лесничества (по лесоустройству) Импилахтинского участкового лесничества и N N 105-109, 126-130,139-144,165,176-178 Ляскельского лесничества (по лесоустройству) Ляскельского участкового лесничества Питкярантского лесничества (ранее территория Питкярантского лесхоза).
На основании изложенного, а также в целях сохранения уникального природного комплекса данной территории, Министерство письмом от 10.09.2013 г. N 2.3-21/6756 (л.д. 48-50) направило в адрес ответчика для подписания дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 18.12.2007 г., предусматривающее исключение из предмета договора части лесного участка, входящего в границы планируемой особо охраняемой природной территории.
Дополнительное соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка со стороны Общества не подписано, направлен отказ от подписания соглашения на предложенных Министерством условиях (л.д. 51).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора одной из сторон либо в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа; изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности условий, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для изменения в судебном порядке договора аренды лесного участка, заключенного между сторонами.
Возражая против удовлетворения исковых требований Министерства, Общество ссылается на несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Апелляционный суд не соглашается с данным доводом апелляционной жалобы.
Как указывалось выше, договор аренды лесного участка был заключен по результатам торгов от 13.02.2006 г. на срок до 31.12.2029 г., позднее был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
При заключении договора аренды лесного участка стороны исходили из того, что использование лесного участка в целях заготовки древесины соответствует интересам сторон договора, одной из которых являлся уполномоченный публичным собственником - Российской Федерацией - государственный орган управления лесным хозяйством, соответствует публичным интересам и не препятствует правам иных лиц на пользование лесами, а также не препятствует реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Ни на момент проведения торгов в 2005 году, ни на момент заключения договора аренды от 13.02.2006 г., ни на дату переоформления договора аренды в 2007 году на территории Республики Карелия не планировалась организация национального парка "Ладожские шхеры". Изменения в части включения в Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендованных для организации на территории Российской Федерации в 2001-2010 гг. национального парка "Ладожские шхеры" были внесены только в мае 2009 года.
22.12.2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Согласно разделу 1 плана мероприятий Концепции на территории Северо-Западного Приладожья Республики Карелия запланировано создание национального парка "Ладожские шхеры".
Таким образом, при заключении договора аренды Министерство и ООО "Питкяранта-лес" руководствовались действующим лесным законодательством Российской Федерации и не могли предвидеть или предусмотреть организацию на территории Республики Карелия национального парка "Ладожские шхеры", а также учесть при предоставлении лесного участка границы и правовой режим планируемой к созданию особо охраняемой природной территории.
Исполнение договора аренды от 18.12.2007 г. без изменения его условий может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности. На основании проведенной комплексной оценки в Отчете сделаны выводы об особой ценности проектируемой территории Северо-Западного Приладожья. В отчете особо подчеркнуто об уникальности шхерного ландшафта, редчайших геологических обнажений, высоком биологическом разнообразии, в том числе представленность большого количества видов растений и животных, внесенных в Красные книги МСОП, России, Карелии, Восточной Фенноскандинавии, ценные историко-культурные объекты.
Сохранение договора аренды в первоначальной редакции нарушает соотношение интересов сторон и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, в интересах которых выступает истец как государственный орган.
В статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации изложены основные принципы лесного законодательства, содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. При этом статья 5 Лесного кодекса РФ определяет понятие о лесе, как в первую очередь, об экологической системе, а затем как о природном ресурсе. Необходимо отметить, что в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11059/13 от 11.02.2014 года определено, что "отношения, возникающие при передаче в аренду лесных участков, отличает совокупность следующих условий: договор заключается специальным субъектом (органами государственной власти или органами местного самоуправления); объектом аренды выступает лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; цель заключения - обеспечение рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах..".
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в момент проведения торгов на право заключения договора аренды Министерству было известно о возможности создания национального парка на арендуемой впоследствии территории, является необоснованной, поскольку не подтверждается материалами дела, из которых не усматривается, что на момент заключения договора стороны могли знать о создании национального парка "Ладожские шхеры".
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на момент рассмотрения дела национальный парк "Ладожские шхеры" не был образован, его границы не были определены, в связи с чем отсутствовали основания полагать, что арендуемая Обществом территория войдет в границы национального парка.
Апелляционный суд не принимает указанный довод в связи со следующим.
В 2009-2011 г.г. на основании государственного контракта с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Российский проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных мероприятий и природоохранных объектов "Росгипролес" был подготовлен отчет о научно-исследовательской работе по базовому проекту 09-У4-01 "Эколого-экономическое обоснование для образования национального парка "Ладожские шхеры".
Отчет включает в себя, в том числе, обоснование границ и площади национального парка, а также проектируемые границы и функциональные зоны. В отношении договора аренды, заключенного с ответчиком, схема проектируемых границ и функциональных зон представлена в материалы дела. Согласно экспертным материалам в границы национального парка "Ладожские шхеры" войдет часть лесного участка, площадью 3116,5 га, предоставленного в аренду ООО "Питкяранта-лес" по договору аренды от 18.12.2007 г. N б/н.
Министерство не оспаривает тот факт, что федеральным органом государственной власти еще не принято решение о создании национального парка "Ладожские шхеры" на уровне нормативного правового акта и как следствие отнесение данных земель к категории особо охраняемых природных территорий федерального значения. Следовательно, доказательства того, что часть спорного земельного участка в установленном законом порядке входит в состав земель особо охраняемых природных территорий суду не представлено. Вместе с тем границы национального парка, в том числе и в отношении спорного участка, обоснованы и зафиксированы в экспертном заключении, подготовленным ОАО "Росгипролес" (эколого-экономическое обоснование). Акт о создании национального парка, утверждение положения о его функционировании возможно только после проведения экологической экспертизы материалов обоснования создания национального парка (эколого-экономическое обоснование). Экологическая экспертиза, в свою очередь, проводится на соответствие материалов обоснования федеральному законодательству, в том числе, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ. В настоящий момент материалы обоснования создания национального парка не соответствуют Федеральному закону от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку в соответствии с частью 2 статьи 15 закона на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе заготовка древесины. Данный факт повлечет за собой заведомо отрицательное заключение экспертизы.
Согласно вышеуказанному федеральному закону национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (часть 1 статьи 12).
Ссылка ответчика на то, что заинтересованный орган федеральной власти вправе принять решение об изъятии земель для создания национального парка, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанная процедура не применима к арендатору земельного участка.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 июня 2014 года по делу N А26-1625/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1625/2014
Истец: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Питкяранта-лес"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ОАО "Росгипролес", ООО "Питкяранта-лес", ООО "Питкяранта -лес", ООО "Пмткяранта -лес"