город Омск |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А75-3296/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10597/2014) муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июля 2014 года по делу N А75-3296/2014 (судья Касумова С.Г.), принятое по иску муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района (ОГРН 1058603850238 от 26.01.2015, ИНН 8617020643, место нахождения: 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский р-н, пгт. Белый Яр, ул. Маяковского, д. 1, корп. а) к муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (ОГРН 1098617000866 от 27.07.2009, ИНН 8617028226, место нахождения: 628447,Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский р-н, п. Нижнесортымский, пер. Таежный, д. 4), о понуждении заключить муниципальный контракт,
при участии третьих лиц: Администрация Сургутского района (ОГРОН 10286600615207 от 28.12.2002, ИНН 8617011350, место нахождения; 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, ул. Энгельса, д. 10), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Нижнесортымская детская школа искусств" (ОГРН 1028601679523 от 01.11.2002, место нахождения: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымский, ул. Нефтяников, 7А), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" (ОГРН 1038603252236 от 09.07.2003, ИНН 8617018757, место нахождения: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымскмй, ул. Северная, 35), Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Сежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (ОГРН 1038603252060 от 30.06.2003, ИНН 8617018725, место нахождения: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымскмй, ул. Нефтяников, 15), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1028601682141 от 28.12.2002, ИНН 861700, 6180, место нахождения: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымскмй, ул. Северная, 34),
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский - Пархоменко В.В. (паспорт, по доверенности), представитель Мишукова В.Х. (паспорт, по доверенности),
от муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Нижнесортымская детская школа искусств" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного дошкольного Образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Сежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
установил:
муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района (далее - МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее - МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский, ответчик) о понуждении заключить муниципальный контракт на теплоснабжение объектов социальной сферы в редакции истца.
В обоснование исковых требований истец ссылается на нормы статьей 422, 445, 528 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 25.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Администрация Сургутского района; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Нижнесортымская детская школа искусств"; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние"; Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Сежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа" (далее - третьи лица).
Решением от 29.07.2014 по делу N А75-3296/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковые требования МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР удовлетворил в полном объеме, обязав МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский заключить с МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР муниципальный контракт на теплоснабжение и изложив контракт в следующей редакции:
1. Предмет контракта
1.1. Теплоснабжающая организация обязуется поставить Муниципальному заказчику тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленным ему договорным объемом тепловой энергии с величиной тепловой нагрузки 1,2603 Гкал/час, а Муниципальный заказчик обязан принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ею введении тепловых се гей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
1.2. Количество тепловой энергии, подаваемой Муниципальному заказчику для целей отопления и вентиляции, рассчитывается Теплоснабжающей организацией в зависимости от среднемесячных температур наружного воздуха, принятых в соответствии со СПИН 01.01.82 тля г. Сургута и устанавливается ориентировочно в соответствии с приложением N 1.
1.3. Теплоснабжающая организация и Муниципальный заказчик при поставке тепловой энергии, ее получении и потреблении, при взаимных расчетах обязуются руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808, "Методическими рекомендациями по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями". "Организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ", утвержденными приказом Госстроя России от 21.04.2000 г. N 92, "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 года N 115, "Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденными Приказом Минстроя России oт 18.08.1992 года N197, а также другими действующими законодательными и нормативно-правовыми актами РФ, имеющими отношение к настоящему муниципальному контракту.
1.4. Уполномоченными должностными лицами Муниципального заказчика, ответственными за исполнение контракта являются липа, указанные в приложении N 4 к настоящему контракту.
II. Цена контракта и порядок расчетов
2.1. Муниципальный заказчик оплачивает тепловую энергию и теплоноситель Теплоснабжающей организации по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
2.2. В период с 01.01.2014 по 30.06.2014, тариф на тепловую энергию составляет 1604,15 руб. без учета НДС за 1 Гкал. В период с 01.07.2014 по 31 12.2014, тариф на тепловую энергию составляет 1674,72 руб. без учета НДС за 1 Гкал.
2.3. Тарифы утверждены приказом Региональной службы по тарифам XMAQ-Югры от 06.12.2013 N 115-НП "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям".
Цена контракта составляет: - 5 274 934,78 руб. (Пять миллионов двести семьдесят четыре тысячи девятьсот тридцать четыре рубля 78 копеек), в том числе НДС.
Источник финансирования - бюджет МО Сургутского района.
2.3. При изменении тарифов на тепловую энергию перерасчет за поставленную тепловую энергию производится с момента утверждения нового тарифа с оформлением дополнительного соглашения.
2.4. Оплата за тепловую энергию и теплоноситель производится Муниципальным заказчиком путем перечисления денежных средств на расчётный счет Теплоснабжающей организации в течении 10 дней с момента получения счетов-фактур и актов оказанных услуг, оформленных Теплоснабжающей организацией в соответствии с требованиями нормативных документов.
2.5. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные Муниципальным заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34,95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.6. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон путем оформления дополнительного соглашения к настоящему контракту без изменения предусмотренных контрактом объема услуг, качества оказываемых услуг и иных условий исполнения контракта в соответствии с подпунктом "а" пункта I части I статьи 95 N 44-ФЗ.
2.7. Теплоснабжающая организация предоставляет Муниципальному заказчику документы по факт) оказанных услуг в срок до 03 числа месяца, следующего за отчетным.
2.8. Муниципальный заказчик обязан рассмотреть и подписать акты об оказании услуг и по одному экземпляру вернуть Теплоснабжающей организации в течение 10-ти дней с момента их получения, или направить письменный аргументированный отказ от их подписания.
В случае непредставления актов оказанных услуг или аргументированного отказа от их подписания в течение указанного срока, считается, что поставка тепловой энергии и теплоносителя осуществлена Теплоснабжающей организацией в полном объеме.
2.9. Оплата за тепловую энергию за декабрь текущего года - производится в декабре текущего года на основании счетов, выставленных Теплоснабжающей организацией до 20 декабря текущего года.
III. Права и обязанности сторон
3.1. Теплоснабжающая организация обязана:
3.1.1. Поставлять тепловую энергию, соответствующую параметрам качества по сетям до точки поставки, определенной Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Теплоснабжающей организации и балансовой принадлежности объектов социальной сферы, находящихся в эксплуатационной ответственности Муниципального заказчика (приложение N 2) в объеме, установленном настоящим контрактом.
3.1.2. Начинать и заканчивать отопительный сезон при условии, что среднесуточная температура наружного воздуха будет соответственно _ 8°С в течении 5-ти дней по данным Сургутского гидрометеобюро, в соответствии с распоряжением органа местного самоуправления, с уведомлением Муниципального заказчика диспетчером Теплоснабжающей организации о начале и окончании отопительного сезона.
3.1.3. Поддерживать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к контракту температурным графиком (приложение N 3), не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем на _ 3°С.
Температура подающего теплоносителя для тепловой сети Муниципального заказчика задается Теплоснабжающей организацией на основании данных котельной МУП УТВиВ "Сибиряк" с.п.Нижнесортымскй, отпускающей Муниципальному заказчику тепловую энергию.
3.1.4. Приглашать представителя Муниципального заказчика на приемку работ после проведения промывки внутриквартальных сетей теплоснабжения для совместного составления акта промывки внутриквартальных сетей, перед началом отопительного сезона.
3.1.5. Своевременно извещать Муниципального заказчика о предполагаемых действиях, вызывающих перерывы или ограничения теплоснабжения, их причинах и сроках восстановления теплоснабжения.
3.1.6. Теплоснабжающей организацией не позднее, чем за месяц до окончания текущего отопительного периода, должны быть разработаны и предоставлены в адрес Муниципального заказчика графики по профилактике и ремонту магистральных и квартальных тепловых сетей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.
3.1.7. Направлять своего представителя для участия в оформлении актов с представителями Муниципального заказчика, о фактах и (или) причинах нарушения договорных обязательств по качеству тепловой энергии и режиму ее отпуска.
3.2. Теплоснабжающая организация имеет право:
3.2.1. Осуществлять контроль над режимом теплопотребления с составлением двухстороннего акта в присутствии представителя Муниципального заказчика. Выдавать предписание Муниципальному заказчику по устранению замечаний, выявленных при проверках эксплуатации им тепловых сетей, систем теплопотребления и узлов учета тепловой энергии.
При отсутствии на узле учета Муниципального заказчика прибора, регистрирующего температуру сетевой воды в обратном трубопроводе, контролировать ее по показывающим приборам или переносными приборами и при выявлении повышения договорной величины производить расчеты с Муниципальным заказчиком за тепловую энергию за расчетный период, в котором выявлено превышение, с учетом температур, предусмотренных в настоящем муниципальном контракте.
3.3. Муниципальный заказчик обязан:
3.3.1. Включать и отключать теплопотребляющие установки и устанавливать расход теплоносителя с разрешения и под контролем персонала Теплоснабжающей организации.
В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению отопительного периода, ПОЛУЧИТЬ разрешение и заполнить подготовленные к эксплуатации системы отопления химически очищенной деаэрированной водой до начала отопительного периода, согласно графика заполнения систем.
3.3.2. Соблюдать заданный режим теплопотребления:
-при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней с системам теплопотребления;
-среднесуточную температуру обратной сетевой воды не более 5% против се значений по температурному графику регулирования отпуска тепла.
3.3.3. Представлять Теплоснабжающей организации отчёт по показаниям узлов учёта не позднее 25 числа отчетного месяца. При отсутствии узлов учёта, расчёт производится в соответствии с п. 4.11. настоящего контракта.
З.З.4. Для внесения изменений в контракт письменно сообщать в 10-ти дневный срок об изменениях в перечне объектов Муниципального заказчика (ремонт, переезд и т.д), а также при изменении банковских реквизитов, наименования предприятия, юридического адреса, прочих изменениях, прочих сведений, указанных в настоящем контракте.
3.3.5. Своевременно производить планово предупредительный ремонт и испытание трубопроводов, теплопотребляющего оборудования, запорной и регулирующей аппаратуры, находящейся на ею балансе, согласовывать с Теплоснабжающей организацией объем, сроки и графики ремонтов.
3.3.6. В аварийных случаях немедленно отключать от сети поврежденный участок, предварительно согласовав сроки отключения с Теплоснабжающей организацией, а также обеспечить его срочный ремонт своими силами и средствами, принимать меры по предотвращению размораживания систем теплопотребления.
3.3.7. Выполнять в установленные сроки предписания Теплоснабжающей организации об устранении недостатков в эксплуатации и обслуживании тепловых сетей, тепловых установок и узлов учета тепловой энергии.
3.3.8. Беспрепятственно допускать в рабочее время суток уполномоченных представителей Теплоснабжающей организации и по предоставлению ими служебных удостоверений в присутствии представителя Муниципального заказчика, для осуществления контроля за режимом теплопотребления, техническим состоянием и эксплуатацией теплопотребляющих установок и средств коммерческого учета, а в случаях несоблюдения режима теплопотребления или подачи недостоверных показаний приборов учета в любое время.
3.3.9. Не присоединять к своим сетям сторонних потребителей и не заключать с ними договоры на отпуск тепловой энергии.
3.3.10. Производить замену сопла в элеваторе, ограничительной шайбы только в присутствии и по согласованию с Теплоснабжающей организацией. Регулировка и наладка тепловых сет ей Муниципального заказчика, путем установки ограничительных шайб, должна производиться специализированными организациями с предоставлением данных Теплоснабжающей организации.
3.3.11. Производить промывку систем тепловодоснабжения перед началом каждого отопительного сезона с обязательным составлением акта о промывке системы тепловодоснабжения.
3.3.12. Пуск тепла в каждом новом отопительном сезоне производится Теплоснабжающей организацией после совместного составления акта готовности объектов Муниципального заказчика к отопительному сезону.
3.3.13. Обеспечить учет тепловой энергии и теплоносителей в соответствии с разделом 4 настоящего контракта, оперативно сообщать Теплоснабжающей организации обо всех нарушениях и неисправностях в работе расчетных (коммерческих) приборов учета тепловой энергии и теплоносителей.
Не допускать присоединения новых или реконструированных теплопотребляющих установок и тепловых сетей без узлов учета тепловой энергии и теплоносителей.
При установке узлов учета тепловой энергии Муниципальный заказчик обязан направить Теплоснабжающей организации уведомление об их установке, подготовить соответствующие документы на узел учета и сообщить день встречи с представителями Теплоснабжающей организации для принятия узла учета в эксплуатацию. Факт принятия узла учета в эксплуатацию подтверждается актом приемки.
3.3.14. Не реже одного раза в квартал обеспечить беспрепятственный доступ представителей Теплоснабжающей организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в течении трех дней с момента получения предварительного уведомления Теплоснабжающей организации, а в случае несоблюдения режима потребления тепловой энергии или подачи недостоверных показаний приборов учета - в любое время.
3.4. Муниципальный заказчик имеет право:
3.4.1. Получать информацию от Теплоснабжающей организации об изменении тарифов, о среднемесячных температурах наружного воздуха, температурных коэффициентах.
3.4.2. Получить технические условия на присоединение к системе теплоснабжения или увеличение тепловой нагрузки теплопотребляющих установок при наличии технической возможности.
3.4.3. Выбирать организации для производства работ по присоединению к системам теплоснабжения, по устройству узла учета, а также для осуществления технического надзора за строительством, имеющие соответствующие лицензии на эти виды работ.
IV. Учет тепловой энергии и теплоносителя
4.1. Коммерческий учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета, установленным на границе раздела тепловых сетей Теплоснабжающей организации и Муниципального заказчика в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденными Минэнерго от 12.09.1995 г. N Вк-4936.
4.2. В коммерческих целях учета тепловой энергии сторонами используются, принадлежащие Муниципальном) заказчику, приборы учета со следующими характеристиками: наименование, заводской номер, иные технические данные, измеряемые ими параметры тепловой энергии (теплоносителя) и места их расположения.
4.3. В целях сохранности приборов учета и обеспечения надежной эксплуатации, Муниципальный заказчик обязан обеспечить защиту от несанкционированного вмешательства в их работу.
4.4. В случае временного выхода из строя прибора учета Муниципальный заказчик уведомляет Теплоснабжающую организацию об этом и восстанавливает его работоспособность.
4.5. При установке приборов учета не на границе раздела, расчет за тепловую энергию производится с учетом потерь на участке сети от границы раздела до места установки расчетных приборов. Расчет потерь производится Теплоснабжающей организацией с учетом диаметра трубопровода и его протяженности от границы раздела до места установки прибора и предоставляется Муниципальному заказчику.
4.6. Допускаемая граница погрешности измерения расхода и количества теплоносителя расходомерами подающего и циркуляционного трубопроводов не должна превышать совокупную погрешность средств измерения, включенных в состав узла учета, согласно их техническим характеристикам (не более 4%).
4.7. Посуточные распечатки с приборов учета обрабатываются муниципальным заказчиком и предоставляются Теплоснабжающей организации вместе со справкой о фактическом потреблении тепловой энергии за подписью его полномочных представителей не позднее 25 числа теку шею месяца, любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение их адресатом.
4.8. При выходе приборов учета из строя или возникновения сомнения в правильности их показаний Муниципальный заказчик обязан в письменной форме поставить в известность Теплоснабжающую организацию.
4.9. В случае выхода из строя приборов учета, на период более трех суток в течение месяца, ведение учета тепловой энергии и массы теплоносителя осуществляется на основании показании этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3-е суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период перерасчета.
4.10. При временном отсутствии приборов учета, выходе их из строя, неверной их работе, или не предоставлении данных, количество тепловой энергии, отпущенное Муниципальному заказчику, определяется расчетным путем и рассчитывается по фактическому температурному перепаду за расчетный месяц, исходя из среднемесячной температуры наружного воздуха по тайным котельных Теплоснабжающей организации, обслуживающих Муниципального заказчика. Период расчёта среднемесячной температуры с 25 числа предыдущего месяца по 25 число отчетного месяца. Данные о фактической среднемесячной температуре наружного воздуха и температурному перепаду с расчетом фактического количества отпущенной тепловой энергии за расчётный период предоставляются Теплоснабжающей организацией Муниципальному заказчику в письменном виде.
4.11. При возникновении разногласий по техническим и метрологическим вопросам организации ведения учета тепловой энергии и теплоносителя их урегулирование передается в Госэнергонадзор РФ, Госстандарт РФ или осуществляется в судебном порядке.
4.12. Перед каждым отопительным сезоном Муниципальный заказчик и Теплоснабжающая организация осуществляет проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации с составлением акта допуска. В противном случае узел учета не принимается к коммерческому учёту.
V. Ответственность сторон.
5.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по настоящему контракту, стороны возмещают убытки" причиненные по их вине, в полном объеме в соответствии со ст. 547 ГК РФ.
5.2. В случае не исполнения или ненадлежащего исполнения Муниципальным заказчиком обязательств по оплате настоящего контракта Теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности.
5.3. Ограничение режима потребления тепловой энергии Муниципального заказчика осуществляется в соответствии с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808.
5.4. Теплоснабжающая организация не несет ответственности перед Муниципальным заказчиком за отпуск тепловой энергии с отклонениями параметров теплоносителя против договорных условий за период, в течение которого Муниципальный заказчик не соблюл установленные муниципальным контрактом режимы теплопотребления. Основанием для подтверждения факта нарушения муниципальным заказчиком режимов теплопотребления, является двусторонне подписанный акт.
5.5. Ответственность сторон, не предусмотренная в настоящем контракте, определяется в соответствии с ГК РФ, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения Сторон но настоящему контракту.
5.6. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения контракта в результате событий чрезвычайного характера, наступление которых стороны не могли предвидеть при заключении договора (форс-мажор). Подтверждение наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы является справки, свидетельства, выданные компетентным органом.
VI. Особые условия
6.1. Для проведения плановых ремонтов котельной и тепловых сетей на объекты Муниципального заказчика будет прекращена подача теплоносителя по окончанию отопительного о сезона (ориентировочно I июня) до начала нового отопительного сезона (ориентировочно 15 сентября) согласно соответствующим распоряжениям органа местного самоуправления.
6.2. Теплоснабжающая организация имеет право:
6.2.1. Отключить и опломбировать самовольно присоединенную к ее тепловым сетям теплопотребляющую установку и предъявить к ее владельцу претензии и санкции, установленные законодательством.
6.2.2. Ограничения и прекращения подачи тепловой энергии в иных случаях производится в порядке, предусмотренном разделом VI "Правил организации теплоснабжения в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. N 808.
VII. Заключительные положения.
7.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания, распространяя свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года и действует по 31 декабря 2014 года, а в части платежей до полного их погашения.
7.2. Стороны при исполнении условий настоящего контракта руководствуются Гражданским кодексом РФ, 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нормативными актами, законодательными актами Правительства РФ и Указами Президента РФ.
7.3. Все споры, возникающие при заключении, исполнении и расторжении настоящего контракта разрешаются в Арбитражном суде, в соответствии с действующим законодательством РФ.
7.4. В течение срока действия контракта стороны имеют право вносить изменения и дополнения по пунктам данного контакта. Любые изменения и дополнения к настоящему контракту действительны в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.
7.5. Настоящий контракт может быть расторгнут по инициативе одной из сторон:
-по взаимному согласию сторон;
-по основаниям ст. 546 ГК РФ;
-по решению суда.
Сторона, расторгающая контракт, обязана сообщить другой стороне о расторжении контракта за 30 дней.
7.6. Данный контракт составлен в двух экземплярах, один из которых находится у Теплоснабжающей организации, другой у Муниципального заказчика.
7.7. Направление подлинных документов (изменений и дополнений условий настоящего контракта, актов снятия показаний приборов учета, актов сверки платежей, счетов-фактур и др.) по настоящему контракту должно производиться в адрес другой Стороны заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении, либо путем направления с нарочным, а так же иными способами, позволяющими подтвердить получение документов адресатом.
Получение указанных документов по факсимильной связи считается достаточным основанием для осуществления прав и исполнения обязанностей Сторонами с условиями настоящею контракта, при условии направления стороне в последующем оригиналов документов одним из указанных выше способов.
VIII. Приложения к контракту
Приложение N 1. Расчет цены потребления тепловой энергии на 2014 год.
Приложение N 2. Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Теплоснабжающей организации и балансовой принадлежности объектов социальной сферы, находящихся в эксплуатационной ответственности муниципального заказчика.
Приложение N 3. Температурный график.
Приложение N 4. Перечень полномочных представителей Муниципального заказчика.
Все приложение к настоящему контракту являются его неотъемлемой частью.
IX. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
С МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский в пользу МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
В случае неисполнения решения суда с МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский в пользу МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 процента годовых, начисляемые на взыскиваемую настоящим решением суда денежную сумму в размере 4 000 рублей, начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский указывает, что при принятии решения суд не дал оценку тому, что договор теплоснабжения отнесен к публичным договорам, заключение которого обязательно для лица, осуществляющего деятельность по энергоснабжению. Обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств того, что ответчик уклоняется от заключения договора.
По мнению подателя апелляционной жалобы, системный анализ имеющихся в материалах дела документов (договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за учреждениями объектов социальной сферы: МАОУ ДОД "СДЮСШОР", МБОУ ДОД "Нижнесортымская ДШИ", МБДОУ детский сад "Снежинка", МБДОУ детский сад "Северное сияние", МБОУ "Нижнесортымская СОШ"; свидетельства о государственной регистрации права; договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления) позволяет прийти к выводу о том, что МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР не является потребителем тепловой энергии, владельцем теплопотребляющих устройств и, соответственно, не может заключать контракт на теплоснабжение. Настаивает на том, что право требовать заключения договора теплоснабжения принадлежит потребителю, то есть законному владельцу помещения (объектов теплоснабжения). Позиция подателя жалобы основана судебной практике, а именно: решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-4958/2014, N А75-4960/2014, N А75-4952/2014, N А75-4959/2014, N А75-4331/2014, N А75-4330/2014, N А75-4329/2014, N А75-4328/2014.
Также податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих выделение денежных средств на финансирование расходов третьих лиц - образовательных учреждений на теплоснабжение и документов об учете расходов за потребленную тепловую энергию третьих лиц.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд принял решение изложить контракт в редакции, предложенной истцом, без учета того, что истцом предложены условия не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Ссылается на нарушение истцом положений статей 6, 7, 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Податель жалобы отмечает, что в решении суда не отражены приложения N 1, 2, 3, которые являются неотъемлемой частью контракта и на которые в контракте содержаться ссылки.
Обращает внимание на отсутствие полномочий у истца и третьих лиц.
По утверждению подателя жалобы, ссылки суда первой инстанции в обжалуемом решении на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 по делу N А75-4360/2013, позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 несостоятельны.
Определением от 10.10.2014 апелляционная жалоба МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 11.11.2014.
От МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР до начала судебного заседания в материалы дела в электронном виде через систему "Мой арбитр" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда первой инстанции - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 11.11.2014 представители МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Протокольным определением суда от 12.11.2014 судебное заседание было отложено на 25.11.2014, после отложения судебное заседание продолжено без участия представителей истца и третьих лиц (часть 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представитель МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский поддержал ранее изложенную позицию. При этом, указав на то, что в настоящее время с истцом и третьими лицами решается вопрос о заключении трехсторонних договоров по поставке энергоресурсов, где заказчиками являются бюджетные организации (третьи лица в споре), а истец является плательщиком.
Ответчиком в судебное заседание представлены пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.
Судом обозревались вступившие в силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-4958/2014, N А75-4960/2014, N А75-4952/2014, N А75-4959/2014, N А75-4331/2014, N А75-4330/2014, N А75-4329/2014, N А75-4328/2014 с платежными документами, подтверждающими оплату задолженности со счетов ответчиков-потребителей во исполнение решений.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на нее, выслушав представителей МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании абзаца 4 пункта 2.2. устава муниципального казённого учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района предусмотрено осуществление истцом функции муниципального заказчика. В связи с чем на основании абзаца 4 пункта 3.4.3. к компетенции директора истца относится заключение муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд данного казённого учреждения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и муниципальными правовыми актами Сургутского района.
Как следует из материалов дела, письмом от 04.10.2013 N 95 ответчик уведомил истца о том, что заключенные ранее договоры на оказание коммунальных услуг (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) на 2014 год пролонгированы не будут, в связи с чем с 01.01.2014 считаются расторгнутыми (т. 1 л.д. 57-59). Указанным письмом ответчик запросил у истца пакет документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2014 год.
Письмом от 30.10.2013 N 2792 истец направил ответчику запрашиваемую информацию (т. 1 л.д. 67-72).
В ходе дальнейшей переписки между сторонами не было достигнуто соглашение о заключении договора на поставку энергоресурсов.
Отказ в заключении договора ответчик мотивировал тем, что истец не является непосредственным потребителем коммунальных ресурсов, о также законным владельцем объектов, на которые производится поставка коммунальных ресурсов.
Поскольку ответчик отказался от заключения муниципального контракта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском об обязании ответчика заключить муниципальный контракт на теплоснабжение на 2014 года в редакции, разработанной истцом (т. 1 л.д. 40-55).
29.07.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что ответчик не представил мотивированной и нормативно обоснованной позиции по делу, не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности или недостаточности мощности, не позволяющих ответчику исполнить контракт в объемах испрашиваемых истцом суду, не представил доказательств, свидетельствующих о противоречии (несоответствии) редакции контракта, предложенной истцом, нормам действующего законодательства.
Между тем, судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтено следующее.
По общему правилу юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 1 статьи 421, пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ).
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные параграфом 6 главы 30 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Закон о теплоснабжении определяет теплоснабжающую организацию как организацию осуществляющую продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В Законе о теплоснабжении также дано определение единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения (пункт 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Из пунктов 2, 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что лицом, обязанным заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в системе теплоснабжения, является единая теплоснабжающая организация в этой системе теплоснабжения. Для нее договор теплоснабжения публичен.
Как усматривается из материалов дела, предприятие "Сибиряк" является единственным поставщиком коммунальных услуг в с.п. Нижнесортымский Сургутского района.
Поэтому оно, как лицо, являющееся субъектом монополии (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), является единой теплоснабжающей организацией, для которой договор теплоснабжения публичен.
Поэтому МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский обязано заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии.
Однако Закон о теплоснабжении определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
При этом тепловая сесть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункта 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
То есть фактически потребителем тепловой энергии является лицо, принадлежащая которому теплопотребляющая установка, присоединена к тепловым сетям, по которым теплоснабжающая организация передает энергию от принадлежащего ей источника тепловой энергии.
Как усматривается из материалов дела, Служба единого заказчика создана для исполнения муниципальных функций, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Сургутского района (пункт 1.2 устава - т. 1, л.д. 30).
Согласно условиям контракта МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР от своего имени заключает контракт в целях обеспечения теплоэнергией ряда потребителей: МАОУ ДОД "СДЮСШОР", МБОУ ДОД "Нижнесортымская ДШИ", МБДОУ детский сад "Снежинка", МБДОУ детский сад "Северное сияние", МБОУ "Нижнесортымская СОШ".
То есть МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР не является потребителем, владельцем теплопотребляющих устройств.
Данное обстоятельство подтверждается также представленными в дело договорами о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБОУ "Нижнесортымская СОШ", МОУДОД "Нижнесортымская ДШИ" (т. 2, л.д. 34-39, 82-87, 92-96).
Кроме того, Пунктом 44 Правил N 808 предусмотрено, что в случае если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
То есть фактически потребителем тепловой энергии является собственник или лицо, владеющее на ином праве помещением, в котором находится тепловой ввод.
МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР доказательств того, что оно является собственником помещений, в которых находятся тепловые вводы, и на которые должна поступать тепловая энергия по спорному контракту, не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поэтому, в рассматриваемой ситуации, основания считать МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР потребителем тепловой энергии у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В этой связи истец не вправе требовать заключения договора теплоснабжения.
Право требовать заключения договора теплоснабжения принадлежит потребителю, то есть законному владельцу помещений (объектов теплоснабжения) на оговоренном в законе праве.
При этом требование истца не может конкурировать в этом праве с требованием действительного потребителя, так как договор теплоснабжения предполагает наличие встречных обязательств потребителя, связанных с обеспечением потребителем технических требований к теплопотребляющему устройству. Иное лицо обеспечить обязательств потребителя в пользу теплоснабжающей организации не может.
В то же время договор теплоснабжения в обязательном порядке может быть заключен только в пользу одного лица (потребителя).
При этом оплата тепловой энергии, учитывая уставную деятельность МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР, может быть возложена на Службу единого заказчика на основании добровольного трехстороннего соглашения между потребителем, Службой единого заказчика и теплоснабжающей организацией. Данный вывод суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 8871/12 по делу N А40-64108/2011-53-555.
При этом коллегия отмечает, что обстоятельства фактического потребления энергоресурсов в 2014 году бюджетными учреждениями, а не истцом, установлены вступившими в силу решениями Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-4958/2014, N А75-4960/2014, N А75-4952/2014, N А75-4959/2014, N А75-4331/2014, N А75-4330/2014, N А75-4329/2014, N А75-4328/2014, которыми взыскана соответствующая задолженность по оплате тепловой энергии. Данные судебные акты не обжалованы и исполняются непосредственно потребителями.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном применение норм материального права, что в соответствии с подпунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Учитывая приведенные обстоятельства обжалуемое решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.07.2014 по делу N А75-3296/2014 подлежит отмене, а апелляционная жалоба МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский - удовлетворению.
Иные доводы сторон с учетом изложенных обстоятельств не подлежат оценке судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР судебные расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 4 000 руб. относятся на истца.
Также, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы МУП "УТВиВ "Сибиряк" МО с.п. Нижнесортымский судебные расходы по уплате государственной пошлины за её рассмотрение в размере 2 000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на МКУ "СЕЗ ЭОСС" СР.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июля 2014 года по делу N А75-3296/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района в пользу муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3296/2014
Истец: МКУ "Служба единого заказчика по эксплуатации объектов социальной сферы" Сургутского района
Ответчик: МУП "Управление тепловодоснабжения и водоотведения " Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский
Третье лицо: Администрация Сургутского района, Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Сежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Снежинка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние", Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Нижнесортымская детская школа искусств", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа"