г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А56-72924/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Старовойтовой О.Р., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Черняков И.М., доверенность от 30.11.2014, Нистратова М.В., доверенность от 30.01.2014,
от ответчика: 1. Денисов В.В., доверенность от 10.01.2014, 2. Денисов В.В., доверенность от 13.01.2014,
от 3-го лица: Лунева Е.А., доверенность от 27.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18849/2014) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 по делу N А56-72924/2013 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга"
заинтересованные лица: 1) Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, 2) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконными действий и об обязании,
установил:
Открытое акционерное общество "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809170366; адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д.3; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (ОГРН: 10547001911391; адрес: Ленинградская обл., Выборгский район, г. Выборг, ул. Советская, д.12; далее - Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (ОГРН: 1034700894689; адрес: Ленинградская обл., Выборгский район, г. Выборг, ул. Ушакова, д.1; далее - Комитет) о признании незаконными действий Администрации по выдаче схемы расположения двух земельных участков общей площадью 4 500 кв.м; об обязании Администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 45 855 кв.м.
Определением от 13.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (Комитет по природным ресурсам).
Решением от 24.06.2014 суд признал незаконными действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, оформленные постановлением от 02.09.2013 N 4815, по выдаче схемы расположения двух земельных участков площадью 4 500 кв. м; обязал администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области утвердить и выдать открытому акционерному обществу "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" схему расположения земельного участка на местности площадью 45 855 кв. м.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Администрация и Комитет обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податели указывают, что Обществом не обоснована необходимость использования земельного участка площадью 45 855 кв.м. Также податели жалобы указывают, что на земельном участке находятся объекты, не принадлежащие Обществу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель третьего лица согласился с доводами апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат 14 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, пос. Цвелодубово, база отдыха и туризма "Нахимовская", литеры А19, А25, Г2, А1, А2, А16, А18, А22, А23, Б2, А24, А26, А15, А17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 55-70).
Также заявителю принадлежат 22 объекта недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 47 700 кв.м с кадастровым номером 47:01:1536001:733, который приобретен заявителем в собственность при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Решением суда от 31.01.2013 по делу N А56-55826/2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013, признаны незаконными действия Комитета по отказу в согласовании Обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации зданий базы отдыха и туризма "Нахимовская" по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, пос. Цвелодубово, выраженному в письме от 03.07.2012; суд обязал Комитет утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации указанной выше базы отдыха.
На основании заявления Общества от 01.07.2013 N 2515 об утверждении схемы расположения земельного участка и решения от 31.01.2013 по делу N А56-55826/2012 Администрации утвердила схему расположения двух земельных участков на кадастровом плане площадью 4300 кв. м и 200 кв. м, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО Рощинское городское поселение, п. Цвелодубово, база туризма и отдыха "Нахимовская".
Полагая, что данное постановление Администрации является незаконным и нарушает права заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в заседании лиц, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с положениями статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Пунктом 7 этой же статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Оспариваемым постановлением заявителю утверждена схема расположения двух земельных участков площадью 4300 кв. м и 200 кв. м для эксплуатации зданий - литеры А19, А25, Г2, А1, А2, А16, А18, А22, А23, Б2, А24, А26, А15, А17 (перечень зданий указан в постановлении). При этом согласно утвержденной схеме земельных участков здания - литеры А1, А2, А22, А23, А24, Г2 находятся за границей участков.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение приведенной нормы права Администрацией не представлено доказательств правомерности оспариваемых действий.
В отзыве на заявление Администрация указывает, что для эксплуатации базы отдыха заявителю необходим земельный участок площадью 12 600 кв. м, однако в оспариваемом постановлении площадь участка составляет 4500 кв. м.
При этом ранее Обществу Администрацией согласован обзорный план земельного участка предоставляемого в качестве дополнительного отвода площадью 56 446 кв. м.
В рамках дела А56-55826/2012 исследовался вопрос о необходимой Обществу площади для использования спорного участка.
Вступившим в законную силу решением от 31.01.2013 по делу N А56-55826/2012 установлено, что земельный участок площадью 45 855 кв. м является необходимым для нормального функционирования базы отдыха и туризма "Нахимовская" в составе указанных выше 14 объектов недвижимости.
Согласно представленному Обществом в материалы дела заключению специалиста от 28.05.2014 N 48-СТ/14 общая площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации базы туризма и отдыха (в том числе с учетом объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером 47:01:1536001:733), исходя из норм земельного и градостроительного законодательства, составляет не менее 94 712 кв. м.
Кроме того, в рамках дела А56-55826/2012 Администрацией и Комитетом также заявлялся довод о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов, не принадлежащих Обществу. Однако данный довод был отклонен как не доказанный.
В материалы настоящего дела Администрацией и Комитетом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ также не представлено надлежащих доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, не принадлежащих Обществу.
Следовательно, действия Администрации по утверждению схемы расположения земельных участков площадью 4500 кв. м, оформленные постановлением от 02.09.2013, не соответствуют положениям статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают права Общества на выкуп земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, в связи с чем, заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2014 по делу N А56-72924/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
О.Р. Старовойтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72924/2013
Истец: ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области", Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район"Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области