Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2015 г. N Ф06-21268/13 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А49-5236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Липкинд Е.Я.,
Судей Радушевой О.Н., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой И.А.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель Соловьева Е.Д. по доверенности от 02.09.2014 г.,
от НП "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса-ОПОРА" - представитель Стройков Д.А. по доверенности от 01.09.2014 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2014 года в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу НП "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса-ОПОРА", г. Пенза, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 сентября 2014 г. по делу N А49-5236/2014 (судья Сумская Т.В.) по иску Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва к НП "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса-ОПОРА", г. Пенза, с участием в деле третьего лица - Федеральная служба по экологическому и атомному надзору, г. Москва, об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра саморегулируемых организаций,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва (далее по тексту - Росреестр, истец) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об исключении сведений о Некоммерческом партнёрстве "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса - ОПОРА" (далее НП "ПООСП МСБ-ОПОРА", ответчик) из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований в суде первой инстанции была привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ( Ростехнадзор).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.09.2014 исковое заявление удовлетворено.
Суд исключил сведения о некоммерческом партнёрстве "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса - ОПОРА" из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (регистрационный N 0068 от 20.05.2010).
В апелляционной жалобе ответчик - НП "ПООСП МСБ-ОПОРА" просит решение суда от 15.09.2014 отменить и в удовлетворении заявления истца отказать, считая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не правильно применены нормы материального права, в частности п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также не учтена сложившаяся практика правового регулирования государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.
В судебном заседании представитель НП "ПООСП МСБ-ОПОРА" доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Представитель Росреестра просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда от 15.09.2014 считает законным и обоснованным, что подробно изложено в отзыве на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не находит оснований к отмене решения суда от 15.09.2014 года.
Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей (протокол N 1 от 28.05.2009, протокол N 5 от 15.04.2010) утвержден устав Некоммерческого партнерства "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса - ОПОРА".
Согласно Уставу некоммерческое партнерство основано на членстве лиц, выполняющих виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, не отнесенные законодательством к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Партнерство приобретает данный статус с даты внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает его с момента исключения сведений из указанного реестра.
В разделе 2 Устава указано, что целью и предметом деятельности партнерства является повышение качества осуществления вышеуказанных видов работ, содействие по созданию условий для развития саморегулирования в сфере строительства, предупреждение причинения вреда вследствие недостатков этих работ, содействие в профессиональной подготовке и иное, указанное в разделе устава.
НП "ПООСП МСБ-ОПОРА" обратилось в Росреестр с заявлением N 57/10 от 12.05.2010 г. о внесении сведений о партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций.
20.05.2010 г. Росреестром принято решение о внесении сведений о НП "ПООСП-МСБ-ОПОРА" в Реестр за N 0068 и предметом саморегулирования для него была принята предпринимательская деятельность его членов в области производства отделочных работ, производители которых не обязаны быть членами СРО согласно Градостроительному кодексу РФ. Письмом от 21.05.2010 нг. N7-3978-ГЕ некоммерческое партнерство уведомлено о принятом решении (т. 1 л.д. 36).
В дальнейшем, после проведения компетентными органами проверок деятельности ряда некоммерческих партнерств, основанных на членстве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере строительства, с учетом правоприменительной практике, Росреестр пришел к выводу о том, что внесение сведений в Реестр в отношении ответчика произведено в противоречии с действующим законодательством.
Письмом от 31.01.2014 N 07-00446/14 истец предложил ответчику - НП "ОПОРА" подать заявление об исключении сведений о нем из Реестра и разъяснено его право обратиться в Ростехнадзор для получения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оставление данного письма без исполнения и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением об исключении сведений о Некоммерческом партнёрстве "Пензенское областное объединение строительных предприятий малого и среднего бизнеса - ОПОРА" (далее НП "ПООСП МСБ-ОПОРА", ответчик) из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Суд апелляционной инстанции по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 71, 268 АПК РФ считает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для удовлетворения искового заявления, сделаны при полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
В соответствии с нормой ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.
В силу п. 17 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Виды саморегулируемых организаций в сфере строительства установлены ст. 55.3 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которой допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов: саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно Уставу НП "ПООСП МСБ-ОПОРА" (п.1.1. Устава) является некоммерческой организацией, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подготовке проектной документации, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, созданной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом.
Выполнение работ по проектированию, инженерным изысканиям либо строительству, выполнение которых не оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, не требует от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ни наличия соответствующего Свидетельства, ни членства в какой-либо саморегулируемой организации.
Однако, это не свидетельствует о том, что в случае создания саморегулируемых организаций, занимающихся деятельностью в области строительства, образование которых в силу закона не является обязательным, эти организации не подлежат государственному контролю (надзору) за их деятельностью.
Согласно ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными целями саморегулируемых организаций являются:
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
- повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций установлен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202).
Как установлено п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Кроме того, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401) Ростехнадзор является органом федерального государственного строительного надзора.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что ведение реестра саморегулируемых организаций, а, следовательно, и внесение сведений в него, в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства отнесено к ведению Ростехнадзора только в случае выполнения названными организациями работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и для выполнения которых необходимо свидетельство о допуске к таким работам. В остальных случаях ведение реестра осуществляется Росреестром.
Суд апелляционной инстанции считает правовую позицию партнерства - заявителя апелляционной жалобы ошибочной и не соответствующей совокупному толкованию приведенных правовых норм, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов не усматривается возможность ведения реестров саморегулируемых организаций в сфере строительства различными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от критерия - выполнения названными организациями работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В то же время функции по государственному строительному надзору вне зависимости от влияния либо не влияния работ на безопасность объектов возложены не Ростехнадзор. Следовательно, в силу норм Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202 государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в указанной сфере также осуществляется Ростехнадзором.
Доводы апелляционной жалобы основаны на толковании заявителем норм, регулирующих не вопрос компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а порядок и условия приобретения статуса саморегулируемой организации, предоставления сведений и документов для включения организации в соответствующий реестр, что не может быть принято в качестве правовых оснований для отмены судебного акта.
В нарушении требований ст. 65-68 АПК РФ иных доводов и доказательств по делу заявитель апелляционной жалобы не представил.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", является:
1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов.
Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" оснований, не допускается (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").
В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований Федерального закона о СРО, требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В связи с чем, требования истца были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, решение суда от 15.09. 2014 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 сентября 2014 г. по делу N А49-5236/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Я. Липкинд |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.