город Москва |
|
21 ноября 2014 г. |
дело N А40-102135/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АвтоТур"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014
по делу N А40-102135/2014, принятое судьей Дейна Н.В.
по иску ООО "АвтоТур" (117546, Москва, Харьковский проезд, дом 2)
к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" (127299, Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 31, ИНН 7710660149, ОГРН 1077746251428)
об оспаривании постановления;
при участии:
от истца - Арзанов С.Л. генеральный директор;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 в удовлетворении заявления ООО "АвтоТур" о признании незаконным и отмене постановления ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 30.09.2013 ВВВ N 029396 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 10.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель учреждения в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель общества в судебное заседание в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 31.07.2013 в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению г. Москвы на остановочном пункте АШАН, расположенного по адресу: Москва, улица Люблинская, дом 153, ООО "АвтоТур" осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута N 897 Марьино (АШАН) - п. Развилка, 2 автобусами марки Фиат Дукато (Н 810 СМ 197, Н 811 СМ 197).
22.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении.
30.09.2013 вынесено оспариваемое постановление.
Общество, не согласилось с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях ООО "АвтоТур" подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюдены, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Отношения, связанные с организацией межрегиональных и международных автобусных маршрутов на территории г. Москвы регулируются постановлением Правительства г. Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы".
Приложением N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП утвержден Порядок согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы, который распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, формирование сети регулярных автобусных маршрутов, работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Из указанной нормы следует, что государственными полномочиями по формированию сети регулярных автобусных маршрутов наделено Министерство транспорта Российской Федерации.
В соответствии с названным Приказом на Российский автотранспортный союз и уполномоченные им организации возложена лишь техническая работа по оформлению документации. При этом полномочия по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации указанным организациям не передавались.
В пункте 1.1 Методических рекомендаций указано на то, что они предназначены для ассоциаций (союзов) - членов РАС, определяют порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции изложенной в Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 741-О-О, Конституция Российской Федерации, относя обеспечение общественной безопасности и административное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, тем самым предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по этим вопросам (ст. 72. п. п. "б", "к" ч. 1 ст. 76, ч. 2), в том числе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое осуществляется ими, в частности, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. 4, абз. 4 ст. 5, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая вопрос о допустимости жалоб граждан, оспаривающих конституционность норм субъектов Российской Федерации, которые регулируют организацию транспортного обслуживания населения, указал на то, что система отношений между перевозчиками и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, причем они вправе выбрать любую форму, не противоречащую Конституции Российской Федерации и федеральным законам (определения от 14.03.2001 N 55-О и от 29.05.2007 N 345-О-О).
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2007 N 4-Г07-22.
Реализуя положения п. п. 3, 9. 10 приказа Минтранса России N 178 и в целях упорядочения и развития сети регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы, обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг Правительством г. Москвы принято постановление от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", которым утвержден Порядок согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов.
Указанный Порядок распространяется на регулярные межрегиональные и международные автобусные маршруты, проходящие по территории г. Москвы.
В части согласования маршрутов Порядок подлежит применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Москвы.
Законность положений постановления Правительства г. Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП проверена судами различных инстанций.
Понятие "согласование" в приказе Минтранса России от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации" не указано как "выраженное согласие", а значит, что перевозчику может быть как отказано в согласовании по тем или иным основаниям, так и согласован маршрут, на тех или иных условиях, указанных в п. 1.4 постановления, таких как: безопасность дорожного движения, наличие достаточной пропускной способности дорог и улиц г. Москвы, по которым проходит маршрут, наличие дорог (в связи с реконструкцией они могут быть закрыты или ограничено движение), пассажиропоток, транспортная загруженность на маршруте следования, места остановок и стоянок и т.д.
Административным органом установлено, что на дату совершения правонарушения, заявитель без согласования с Департаментом осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 897.
Из материалов дела следует, что ООО "АвтоТур" имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров от 24.04.2003 N АСС-77-078269.
Услуги по перевозке пассажиров по маршруту общего пользования, образуют отдельный, локальный товарный рынок, доступ на который ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающие участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.
19.05.2008 маршрут N 897 согласован Правительством г. Москвы и Московской областью (л.д. 76, 78).
19.05.2008 обществом получено согласование N 61-04-526/8 Департамента транспорта и связи г. Москвы на эксплуатацию указанного маршрута сроком до 25.05.2013 (л.д. 73).
По результатам конкурса 10.11.2008 между Министерством транспорта Московской области и ООО "АвтоТур" заключен договор N МТ-ДП/08-195 на выполнение коммерческих пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения (маршрут N 897 внесен в реестр Минтранса N 2311), срок действия договора до 11.11.2013 (л.д. 65-69).
11.11.2008 обществом получено разрешение Министерства транспорта Московской области на право работы по межсубъектному маршруту N 897, срок действия маршрута до 11.11.2013 (л.д. 71, 72).
После окончания действия договора (11.11.2013) общество обратилось в Министерство транспорта Московской области с просьбой пролонгировать срок действия маршрута.
Положительного или отрицательного решения по поданному заявлению Министерством транспорта Московской области не принято.
Вместе с тем, из оспариваемого постановления ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" не усматривается, выяснялись ли административным органом указанные обстоятельства в ходе административного расследования, а именно то, что маршрут N 897 обществом согласован ранее и действует с ведома соответствующих органов.
Из постановления Правительства г. Москвы от 02.04.2013 N 186-ПП "О мерах по организации транспортного обслуживания населения в г. Москве" следует, что внесены изменения в постановление Правительства г. Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП усматривается следующее: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров по регулярным городским автобусным маршрутам (кроме маршрутов, эксплуатируемых ГУП "Мосгортранс"), внесенным в реестр регулярных городских автобусных маршрутов, и указанные в реестре в качестве перевозчиков на момент вступления в силу настоящего постановления, имеющие соответствующий договор на реализацию проекта организации маршрута, срок действия которого истекает до 01.11.2014, продолжают после истечения срока действия договора осуществлять перевозки пассажиров по этим маршрутам до указанной даты при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства г. Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в г. Москве регулярных городских автобусных маршрутов", а также параметров эксплуатации маршрута, содержащихся в Реестре.
Перевозчики, у которых срок действия договора на реализацию проекта организации маршрута истек, а также перевозчики, с которыми не заключался такой договор, продолжают осуществлять перевозки пассажиров по соответствующему маршруту до 01.11.2014 при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства г. Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в г. Москве регулярных городских автобусных маршрутов", а также параметров эксплуатации маршрута, содержащихся в реестре.
Перевозчики, у которых срок действия договора на реализацию проекта организации маршрута истекает после 01.11.2014, осуществляют перевозки до окончания срока действия договора на условиях, указанных в договоре.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров по регулярным городским автобусным маршрутам на территориях, включенных в состав территории г. Москвы в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации г. Москвой и Московской областью от 29.11.2011, постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", продолжают осуществлять перевозки пассажиров до 01.11.2014, если такие маршруты по состоянию на 30.06.2012 были внесены в реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области, а также при условии представления в течение 20 дней с момента вступления в силу настоящего постановления в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы договора на осуществление перевозки по соответствующему маршруту, действовавшего по состоянию на 30.06.2012.
Постановление Правительства г. Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в г. Москве регулярных городских автобусных маршрутов" действует в части, не противоречащей постановлению N 186-ПП.
Судом апелляционной инстанции, установлено, что ООО "АвтоТур", осуществляет межсубъектный маршрут N 897 и в настоящее время с ведома Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в соответствии с положениями постановления N 186-ПП, эксплуатирует регулярный межсубъектный автобусный маршрут N 897, в том числе, на основании паспорта автобусного маршрута, согласованного с Департаментом (2008) и Министерством транспорта Московской области (2008), паспорт представлен в материалы дела (повторное представление паспорта маршрута, в случае продления срока эксплуатации межрегионального автобусного маршрута без внесения изменений законодательством не предусмотрено), доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в паспорт маршрута или позволяющих сомневаться в актуальности ранее согласованного паспорта маршрута, административным органом не представлено.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Разрешая вопрос о правомерности привлечения общества к административной ответственности, суд должен исходить из имеющихся в деле доказательств, представленных административным органом.
Таким образом, у административного органа не имелось оснований для привлечения ООО "АвтоТур" к административной ответственности, в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного положениями ст. 10.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Отсутствие события вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "АвтоТур" подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 по делу N А40-102135/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГКУ "Организатор перевозок" от 30.09.2013 ВВВ N 029396 о привлечении ООО "АвтоТур" к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102135/2014
Истец: ООО "АвтоТур"
Ответчик: ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"
Третье лицо: Чертановский ОСП УФССП России по Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18590/15
10.03.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3238/15
21.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44999/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102135/14