город Омск |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А75-2534/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9702/2014) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.07.2014 по делу N А75-2534/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "5 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре о признании представления от 18.02.2014 N 86-05-01/4 недействительным в части подпункта 2.1 пункта 2, подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от федерального казенного учреждения "5 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" - Лабазанова М.А. (по доверенности N 01/13-14 от 22.01.2013 сроком действия до 31.12.2014);
установил:
федеральное казенное учреждение "5 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (далее - заявитель, Учреждение, ФКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Управление Росфиннадзора) о признании представления от 18.02.2014 N 86-05-01/4 недействительным в части подпункта 2.1 пункта 2, подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.07.2014 по делу N А75-2534/2014 заявление ФКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре" удовлетворено частично, представление от 18.02.2014 N 86-05-01/4 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре признано недействительным в части подпункта 2.1 пункта 2, в оставшейся части требований отказано.
С решением суда первой инстанции Управление Росфиннадзора в части признания недействительным подпункта 2.1 пункта 2 представления не согласилось, обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ФКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росфиннадзора, надлежащим образом извещённое в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд удовлетворил ходатайство Управление Росфиннадзора на основании статей 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствии неявившегося участника процесса.
Представитель ФКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ФКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре", установил следующие обстоятельства.
Управлением проведена плановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2012 год в Учреждении, по результатам которой составлен акт от 20.12.2013 N 85.
Согласно заключительной части акта от 20.12.2013 N 85 в ходе проверки выявлены нефинансовые нарушения и финансовые нарушения на общую сумму 635 912 руб. 61 коп., в том числе:
- незаконное (неправомерное) использование средств федерального бюджета на сумму 149 262 руб. 37 коп., выразившееся в оплате коммунальных услуг за другое юридическое лицо;
- другие финансовые нарушения на сумму 475 650 руб. 24 коп.;
- прочие нефинансовые нарушения 11000 руб.
По результатам проверки в адрес ФГКУ "5 ОФПС в ХМАО-Югре" направлено представление от 18.02.2014 N 86-05-01/4 на общую сумму выявленных и устраненных в ходе проверки нарушений 80 171 930 руб. 26 коп. (в том числе устраненные в ходе проверки 79 536 017 руб. 65 коп.) с требованием: рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; принять меры по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В подпункте 2.1 пункта 2 "Незаконное (неправомерное) использование средств федерального бюджета содержится следующее нарушение: Произведены расходы в 2012 году за счет средств федерального бюджета, не связанные с деятельностью ФГКУ "5 ОФПС по ХМАО - Югре", на оплату коммунальных услуг (пользование тепловой энергией) за Отдел надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Отдел), а так же без правоустанавливающих документов и согласования с собственником переданы в пользование Отделу нежилые помещения общей площадью 558,6 кв.м Сумма нарушения 149 262 руб. 37 коп. Нарушены положения статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпункт 3.1 пункта 3 "Другие финансовые нарушения при использовании средств федерального бюджета и федерального имущества" содержит указание на следующее нарушение: Жилое помещение, закрепленное 25.06.2013 на праве оперативного управления за ФГКУ "5 ОФПС по ХМАО - Югре" используется не по назначению и не в соответствии с целями предоставления. Документы, подтверждающие перезаключение (прекращение) договора найма служебного помещения от 11.11.2009 N 212 в период с 25.06.2013 по 20.12.2013 к проверке не представлены. Сумма нарушения 242 063 руб. 79 коп. Нарушены положения статей 162, 292 (действ. до 01.10.2013) Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 3.2 пункта 3 указано нарушение: Возвращенные в кассу ФГКУ "5 ОФПС по ХМАО-Югре" неиспользованные остатки денежных средств выдавались другим подотчетным лицам, минуя лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства. Сумма нарушения 233 586 руб. 45 коп. Нарушены положения статьи 38, пункта 4 статьи 161, статьи 220.1 Бюджетного кодекса российской Федерации, пункта 30 Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства", утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2010 N 199н.
Считая представление от 18.02.2014 N 86-05-01/4 незаконным и не обоснованным в части подпункта 2.1 пункта 2, подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
17.07.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Управлением Росфиннадзора в апелляционном порядке.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Управлением решение суда первой инстанции обжалуется только в части признания недействительным подпункта 2.1 пункта 2 представления и от спорящих сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Управлением Росфиннадзора части.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В подпункте 2.1 пункта 2 обжалуемого Представления содержится следующее нарушение: Произведены расходы в 2012 году за счет средств федерального бюджета, не связанные с деятельностью ФГКУ "5 ОФПС по ХМАО - Югре", на оплату коммунальных услуг (пользование тепловой энергией) за Отдел надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Отдел), а так же без правоустанавливающих документов и согласования с собственником переданы в пользование Отделу нежилые помещения общей площадью 558,6 кв.м. Сумма нарушения 149 262 руб. 37 коп.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21.12.1997 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей в спорный период) в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Таким образом, Учреждение, как и Отдел надзорной деятельности в силу прямого указания закона, входят в единую структуру федеральной противопожарной службы.
Отдел надзорной деятельности (по г. Нижневартовску) находится в здании АБК, расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, 61 А на основании Приказа Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17.03.2005 N 109, согласно которого сотрудники Отдела откомандированы в распоряжение начальника ОГПС-5 (в настоящее время переименовано в ФГКУ "5 ОФПС по ХМАО -Югре"). В соответствии с пунктом 2 Приказа начальник Отряда обеспечивает личный состав Отдела служебными помещениями.
Данный приказ соответствует требованиям закона, и направлен на укрепление пожарной безопасности.
Административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д. 61 А, находится в безвозмездном пользовании (не в оперативном управлении) ФГКУ "5 ОФПС в ХМАО-Югре" на основании дополнительного соглашения N 6 от 14.11.2006 к договору безвозмездного пользования (Ссуды) муниципальным имуществом N 1-БП-2006 от 01.06.2006, в связи с чем ссылка Управления на статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснована.
Указанное здание в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 находилось в муниципальной собственности, что подтверждается дополнительным соглашением N 21 к Договору, согласно которого срок вышеуказанного договора определен с 01.06.2006 по 31.12.2014.
Статья 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на нарушение которой ссылается Управление в представлении, предусматривает обеспечение выполнения функций казенного учреждения, согласно которой определены направления обеспечения.
Статья 162 Бюджетного кодекса определяет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в частности, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как указывает Управление в акте проверки, в здании Административно-бытового корпуса на 1, 2 и 3 этажах располагается Отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по ХМАО - Югре. Отдел не является юридическим лицом, является структурным подразделением ГУ и ЧС. Договор аренды помещений не заключался, разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности на тепло-, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение между Учреждением и Отделом надзорной деятельности не производилось.
Учреждению вменяется в вину передача в пользование Отделу надзорной деятельности нежилых помещений общей площадью 558,6 кв.м без согласования с собственником, а так же расходование средств федерального бюджета на оплату коммунальных услуг на пользование тепловой энергией за Отдел надзорной деятельности на общую сумму 149 262 руб. 37 коп. Площадь указана на основании объяснения главного бухгалтера и документально не подтверждается.
Таким образом, Управление непосредственно в акте отразило то обстоятельство, что помещения для пользования Отдела надзорной деятельности не выделены и не обособлены. Не установлено количество работников Отдела и конкретные помещения, которые занимали бы только работники Отдела, Отдел самостоятельным юридическим лицом не является и финансируется за счет средств Федерального бюджета.
При таких обстоятельствах вывод Управление Росфиннадзора об оплате коммунальных услуг за другое юридическое лицо, о неправомерном использовании средств федерального бюджета, а так же расчет расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 1 Представления исходя из площади 558,6 кв.м являются необоснованными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается выводами суда первой инстанции, что заявитель представил достаточные доказательства законности предоставления помещений сотрудникам Отдела надзорной деятельности.
Доводы о том, что сотрудники, указанные в Приказе ГУ МЧС по ХМАО-Югре от 17.03.2005 N 109 (т. 2 л.д. 139-142) не работают на момент проверки, не имеет правового значения и не меняет выводов суда, поскольку указанный приказ касался обеспечения организационной деятельность Отделов надзорной деятельности, а не конкретных лиц.
Данное обстоятельство подтверждает так же Приказ от 15.10.2010 N 424 ГУ МЧС по ХМАО-Югре (т. 3 л. д. 74).
Вывод о незаконном использовании средств федерального бюджета может повлечь за собой требование о восстановлении указанных средств, что нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований в данной части.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции в обжалованной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, в том числе суд не допустил нарушения процессуального закона, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.07.2014 по делу N А75-2534/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2534/2014
Истец: федеральное государственное казенное учреждение "5 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре"
Ответчик: Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ХМАО