г. Тула |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А23-1689/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Унимаркет" (г. Калуга, ОГРН 1044004603378, ИНН 4028031260) - Капитонова С.Э. (доверенность от 23.07.2014), Жогличева С.Л. (решение от 14.03.2014), заинтересованных лиц: Городской управы городского округа "Город Калуга" (г. Калуга) - Шестаковой Н.В. (доверенность от 04.02.2014 N 02/35-14д), управления строительства и земельных отношений города Калуги (г. Калуга) - Шестаковой Н.В. (доверенность от 30.01.2014 N 545/06-14, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления строительства и земельных отношений города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2014 по делу N А23-1689/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Унимаркет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской управе городского округа "Город Калуга" (далее - управа), управлению строительства и земельных отношений города Калуги (далее - управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме управления от 28.01.2014 N 409/06-14, и понуждении выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными в нежилые этажи офисами на земельном участке с кадастровым номером 40:26:0004343:92, площадью 1 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 14 - 16.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на имеющуюся разницу между откорректированными и ранее запроектированными отметками (высота этажей, лестниц, подоконников). Обращает внимание на то, что раздел 1155.01-СЗ-ТС "Офисно-жилой комплекс". Вынос сетей" не согласован с предприятием "Калугатеплосеть", при этом представленная документация на вынос тепловых сетей не соответствует требованиям, установленным в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87). Указывает, что согласно схеме планировочной организации земельного участка; объект частично расположен вне зоны допустимого размещения объектов капитального строительства; парковки, стоянки и элементы благоустройства частично расположены не в пределах границ указанного земельного участка. Полагает, что сведения о технико-экономических показателях не соответствуют сводному заключению по результатам проведения государственной экспертизы проекта на строительство.
Управа поддержала позицию управления.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, от 14.01.2014 общество обратилось с заявлением к начальнику управления архитектуры и градостроительства города Калуги о выдаче разрешения на строительство офисно-жилого комплекса по ул. Кутузова, д. 14 - 16 в г. Калуге на земельном участке площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером 40:26:0004343:92.
Управа и управление отказали обществу в выдаче разрешения на строительство, указав, что:
- по результатам проведения проверки представленных документов установлено несоответствие проектной документации на строительство объекта - "Офисно-жилой комплекс по ул.Кутузова, д. 14-16 в г. Калуге" требованиям градостроительного плана земельного участка N RU40301000-00000000000246-09, утверждённого распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 16.04.2009 (в редакции постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 03.04.2012 N 3614-пи);
- согласно чертежам градостроительного плана земельного участка и материалам, содержащимся в проектной документации, в зоне допустимого размещения объекта капитального строительства находятся существующие линейные объекты, в связи с чем в соответствии с подпунктом ж) пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо представить проект организации работ по демонтажу линейных объектов, их частей;
- размещение объекта частично выполнено не в зоне допустимого размещения объектов капитального строительства, не выполнено размещение парковок, стоянок, благоустройства в пределах границ отведённого земельного участка, разночтения в отметках высот здания в материалах проектной документации и предельной высоты установленной министерством культуры Калужской области;
- сведения технико-экономических показателей не соответствуют сводному заключению по результатам проведения государственной экспертизы проекта "Строительство офисно-жилого комплекса по ул. Кутузова, д. 14-16 в г. Калуге" от 03.05.2006 N 031-06, выданному управлением Главгосэкспертизы России по Калужской области;
- в соответствии с вышеизложенным и частью 10 Сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы проекта на строительство, выданного управлением Главгосэкспертизы России по Калужской области, в случае внесения изменений в проектно-сметную документацию в процессе разработки рабочей документации и строительства с отклонениями от утверждённой в установленном порядке документации, повлекшими за собой изменение основных технико-экономических показателей, рекомендованных экспертизой к утверждению, настоящее заключение теряет силу.
Полагая, что данный отказ не основан на законе и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство выдается, в том числе, органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
К заявлению, помимо прочего, прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (части 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 данной статьи, могут быть направлены в электронной форме (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как установлено арбитражным судом, общество владеет на праве аренды земельным участком площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером 40:26:0004343:92, расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 14-16 (договор аренды земельного участка от 14.04.2008 N 115/08 для строительства пристройки к жилому дому).
Дополнительным соглашением от 30.05.2011 N 149/11 срок действия договора продлён до 01.08.2014.
Дополнительным соглашением от 21.03.2012 определён вид разрешённого использования земельного участка: многоквартирный жилой дом 4 - 5 этажей; цель предоставления - для строительства многоквартирного жилого дома 4 - 5 этажей.
Дополнительным соглашением от 12.07.2013 N 342/13 определён вид разрешённого использования: многоквартирные жилые дома до 9 этажей включительно в качестве архитектурных доминант с встроено-пристроенными в нижние этажи офисами. Цель предоставления: для строительства многоквартирных жилых домов до 9 этажей включительно в качестве архитектурных доминант с встроено-пристроенными в нижние этажи офисами. В состав арендуемого земельного участка входят: земельные участки площадью 174 кв. м, 40 кв. м, 55 кв. м для обеспечения обслуживания и ремонта транзитных инженерных сетей (теплотрассы, электрокабеля) и строения. В обременениях указано: обеспечить сохранность находящихся на территории участка сетей и доступ для обслуживания строения.
Постановлением управы от 03.04.2012 N 3614-пи внесены изменения в ранее выданный градостроительный план земельного участка N RU40301000-00000000000246-09.
Постановлением управы от 07.06.2013 N 6266-пи утверждены отклонения от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства в части увеличения максимальной высоты здания до 17,9 м (в коньке кровли), уменьшения минимальной глубины заднего двора - до 4 м, минимальной ширины бокового двора - до 6,7 м.
Постановление управы от 07.06.2013 N 6262-пи обществу предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования - "многоквартирные жилые дома до 9 этажей включительно в качестве архитектурных доминант с встроено-пристроенными в нижние этажи офисами".
В сводном заключении от 03.05.2006 N 031-06 по результатам проведения государственной экспертизы проекта на строительство офисно-жилого комплекса по ул. Кутузова, д. 14 - 16 в г. Калуге указано, что данный проект с учетом положительных заключений органов специализированных экспертиз рекомендуется к утверждению с технико-экономическими показателями раздела 8.11 настоящего заключения (технико-экономические показатели).
В разделе 8.4 заключения установлены объёмно-пространственные и архитектурно-планировочные решения и указано, что за отметку 0.000 принята отметка чистого пола первого этажа офисов, что соответствует абсолютной отметке 178, 95 м.
Размеры здания в плане в осях 34.765 * 15.60 м, высота этажа: 2.8 м - в жилой части, 3.30 м - в офисной части.
Экспертным заключением от 22.04.2013 о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 40:26:0004343:92 установлено, что планируемое к строительству здание заполнит существующий провал во фронте застройки южной стороны улицы Кутузова, что будет способствовать восстановлению градостроительной среды расположенных вблизи объектов культурного наследия. Выходящая на красную линию трёхэтажная часть здания по своим габаритам и архитектурным решениям фасадов не противоречит окружающей застройке. Отнесенная во двор 6-ти этажная проектируемая часть здания будет минимально видима со стороны улиц Кутузова и Вилонова. Запроектированное здание не окажет существенного влияния на панораму и силуэт застройки Калуги из-за реки Оки и не станет новой доминантой города. Заключением рекомендовано к согласованию отклонение от предельной высоты разрешённого строительства от дневной поверхности земли по улице Кутузова до 13, 75 м и 18, 25 м до верхних точек офисной и жилой частей дома.
Кроме того, судом установлено, что проект на строительство офисно-жилого комплекса по ул.Кутузова, д. 14 - 16 в г. Калуге, прошедший государственную экспертизу, содержит раздел по выносу тепловых сетей - 1155.01-СЗ-АС. В разделе 1155.01-0-ГП определена схема планировочной организации земельного участка.
Согласно сводному заключению от 24.01.2005 N 005-05 проект на строительство офисно-жилого комплекса по ул. Кутузова, д. 14 - 16 в г. Калуге направлен на доработку.
Согласно ответам на замечания государственной ведомственной экспертизы Калужской области по объекту "Офисно-жилой комплекс по ул. Кутузова, д. 14-16 в г. Калуге" (письмо ГВЭ от 31.01.2006 N 05-24) в проектную документацию вносились соответствующие изменения, в том числе и относительно высоты этажей в жилой части здания (в объёмно-планировочном решении (раздел 3.2) указано на изменение высоты этажа в жилой части до 2.8 м; жилая часть - шестиэтажная).
Указанные изменения прошли государственную экспертизу в составе проекта на строительство офисно-жилого комплекса по ул. Кутузова, д. 14-16, в г. Калуге и утверждены сводным заключением от 03.05.2006 N 031-06.
Из ответа ООО "Андрианов" (свидетельство о допуске к определённому виду или вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 18.02.2013 N СРО-П-126-4027076950-18022013-143Н) на запрос общества от 23.06.2014 N 9 следует, что из проектной документации: альбом 1155.01-0-ГП и 1155.01-1-АР не усматривается размещения лестниц, приямков, выходящих за пределы отведённого земельного участка со стороны ул. Кутузова. Обозначенный на чертежах вход в офисное помещение не имеет конструктивной связи с объектом капитального строительства. Эксплуатация объекта капитального строительства без данного входа возможна. Кроме того, в период после разработки проектной документации на участке тротуара по ул. Кутузова произведён ремонт с установкой тротуарной плитки. Согласно проведённым замерам уровень тротуара в настоящий момент равен уровню нулевой отметки офисной части здания. Таким образом, размещение ступеней перед входом в офисную часть здания нецелесообразна и невозможна.
Раздел 1155.01-СЗ-ТС "Офисно-жилой комплекс". Вынос сетей" согласован с предприятием "Калугатеплосеть" 26.06.2014.
Материалами дела подтверждено наличие положительного заключения экспертизы проектной документации по объекту строительства от 03.05.2006 N 031-06, в рамках которого: проведена проверка планировочной организации земельного участка, подъездов и проходов к нему, вынос тепловых сетей, имеется указание на наличие согласования с начальником отдела ГИБДД ОМБ г. Калуги; предусмотрены решения генерального плана, в том числе по границам благоустраиваемого участка, план благоустройства территории, стоянки для временного хранения автомобилей, организация строительства; технико-экономические показатели являлись предметом экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом заинтересованными лицами каких-либо доказательств недостоверности результатов государственной экспертизы ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, равно как не представлено доказательств наличия у них полномочий по повторной проверке (перепроверке) положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обязано проверить представленную документацию на ее соответствие градостроительному плану, а также установить наличие или отсутствие представленных документов в соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованными лицами не представлено надлежащих доказательств того, что обществом после получения положительного заключения экспертизы проектной документации в рабочую документацию внесены изменения, повлекшие за собой изменение основных технико-экономических показателей, рекомендованных экспертизой.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как неподтвержденные и противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе: полученным обществом заключениям экспертов и специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обществом для получения разрешения на строительство представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав оспариваемый отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2014 по делу N А23-1689/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1689/2014
Истец: ООО "УНИМАРКЕТ"
Ответчик: Городская Управа города Калуги, Управление строительства и земельных отношений Городской Управы г. Калуги