г. Москва |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А40-101875/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТО Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ВАО города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014 по делу N А40-101875/2014, принятое судьей Дейна Н.В. (147-878)
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г.Москве
к Закрытому акционерному обществу "Тандер"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Коробов В.Д. по дов. от 21.03.2014; Шершнев В.И. по дов. N 155 от 27.07.2014; |
от ответчика: |
Семячкова Л.А. по дов. от 06.08.2013; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014, принятым по настоящему делу, заявленные требования Управления Роспотребнадзора по г.Москве о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, оставлены без удовлетворения.
При этом суд пришел к выводу о недоказанности административным органом факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТО Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ВАО города Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Управлением требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в ней, а представитель ответчика возражал, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 08.04.2014 Управлением Роспотребнадзора по городу Москве в ходе плановой проверки, проведенной на основании распоряжения от 04.02.2014 N 01-0025, в отношении ЗАО "Тандер" (магазин "Магнит" по адресу: г. Москва, ул. Старый Гай, д. 8"Д") выявлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; статей 3, 4, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; гл. 2, раздел 1 п.1.9.3 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Результаты проверки оформлены Актом от 28.04.2014.
При проведении проверки специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве" в ВАО произведен отбор проб реализуемых в магазине продуктов для проведения лабораторных исследований на соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, о чем составлены протоколы отбора образцов продуктов, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды.
По результатам лабораторно-инструментальных исследований пищевых продуктов, отобранных при проведении плановой выездной проверки (протокол лабораторных (испытаний) исследований от 03.08.2012 N 2110 КМАФАнМ и экспертное заключение от 22.04.2014 N 25-07/761 выявлено, что "фарш куриный "Обыкновенный" замороженный производитель ООО "Птицефабрика Ново-Ездоцкая" не соответствует о микробиологическим показателям Единым санитарно- эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим, санитарно-эпидемиологическому надзору", утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
По факту выявленного правонарушения Управлением Роспотребнадзора по городу Москве 27.05.2014 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого по настоящему делу Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал доказанным совершение ЗАО "ТАНДЕР" административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в нарушение установленного порядка ЗАО "Тандер" не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы, следовательно, экспертное заключение от 22.04.2014 N 25-07/761 не может быть использовано в качестве надлежащего доказательства.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции не соответствующим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц -от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц -от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе ст. 14.43 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами.
Материалы административного производства в отношении ЗАО "Тандер" по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ направлены ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Арбитражный суд города Москвы для их дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст.9 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании п.1 ст.22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации и не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В силу ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Материалами дела установлено, что протокол отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды 08.04.2014 г. был составлен в порядке Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с п. 5 ст. 2 указанного Закона мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Тем самым, административным органом не был нарушен порядок проведения отбора проб, поскольку данные действия проводились не в рамках Кодекса об административных правонарушениях, а в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении мероприятий по контролю.
При указанных обстоятельствах установлено событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Вина ответчика ЗАО "Тандер" в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "Тандер" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, выводы в решении Арбитражного суда города Москвы о недоказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП считаются неверными.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "Тандер" не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу подлежащем отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014 по делу N А40-101875/2014 отменить.
Привлечь ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по г. Москве (Управление Роспотребнадзора по г. Москве), ИНН/КПП 7717528710/771701001, р/сч. 40101810800000010041 в отделении 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705, л/с 04731787820, БИК 044583001, КБК 14 111628000016000140, ОКТМО 45349000 статус налогоплательщика 08.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101875/2014
Истец: ЗАО "Тандер", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ФС ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО Г. МОСКВЕ В ВАО Г. МОСКВЫ
Ответчик: ЗАО "ТАНДЕР", Управление Роспотребнадзора по г. Москве в лице ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы