г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А56-16901/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Целиков Д.В. по доверенности от 19.12.2013 N 823-13; Говорушин П.Н. по доверенности от 10.02.2014 N 115-14
от заинтересованного лица: Бушева Д.С. по доверенности от 05.09.2014 N 05/20511
от 3-го лица: Демина Л.М. по доверенности от 01.01.2014 N 7
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21971/2014) открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2014 по делу N А56-16901/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети"
об оспаривании решения и предписания от 14.02.2014
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300; 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 14.02.2014 N 12/2368 и предписания от 14.02.2014 N 12/2368-1 по делу N К12-132/13 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган).
Решением суда от 29.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, ОАО "Ленэнерго" предприняло все возможные меры по установлению величины максимальной мощности, однако информация, необходимая и достаточная для составления актов об осуществлении технологического присоединения с указанием величины максимальной мощности, в ОАО "Ленэнерго" представлена не была. Считает, что действия ОАО "Ленэнерго" не могут быть квалифицированы как уклонение от составления актов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В судебном заседании представители ОАО "Ленэнерго" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что представитель, действующий на основании доверенности N 12/180 от 13.01.2014, находится в отпуске, а присутствующий в судебном заседании представитель УФАС не готов к судебному заседанию и ничего по доводам апелляционной жалобы пояснить не может.
Представитель ОАО "СПб ЭС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев ходатайство Управления, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление ОАО "СПб ЭС" о нарушении ОАО "Ленэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившемся в ущемлении интересов ОАО "СПб ЭС", в связи с уклонением ОАО "Ленэнерго" от выдачи актов технологического присоединения по источникам питания по бывшей зоне ЗАО "Лентеплоснаб": ПС-27, ПС-28, ПС-33, ПС-77, ПС-80, ПС-171, ПС-510, ТП-1397 и ПС "Красный октябрь".
Управлением возбуждено дело N К12-132/13 по признакам нарушения ОАО "Ленэнерго" части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При рассмотрении дела Управлением установлено, что ОАО "Ленэнерго" и ОАО "СПб ЭС" заключили договор по передаче электрической энергии от 01.01.2008 N 08-541; дополнительным соглашением от 01.11.2012 N 16/12-13210 в данный договор были введены источники питания по бывшей зоне ЗАО "Лентеплоснаб": ПС-27, ПС-28, ПС-33, ПС-77, ПС-80, ПС-171, ПС-510, ТП-1397 и ПС "Красный октябрь". ОАО "СПб ЭС" 18.10.2012 направило в адрес ОАО "Ленэнерго" письмо N 5718 о переоформлении актов о технологическом присоединении в отношении указанных объектов. Письмом от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/447 ОАО "Ленэнерго" попросило дополнительно пояснить, под какими порядковыми номерами перечислены относящиеся к точкам приема ПС-33, ПС-77, ПС-510 и ТП-1397 (14 присоединений).
Также Управлением установлено, что в период с 02.07.2013 по 10.07.2013 ОАО "Ленэнерго" подготовлены акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по ПС-27, ПС-28, ПС-33, ПС-77, ПС-80, ПС-171, ПС-510. Письмом от 03.02.2014 N 578 ОАО "СПб ЭС" направило в адрес ОАО "Ленэнерго" информацию о расчетной максимальной мощности по источникам питания в зоне Колпинских электрических сетей и ПС "Красный октябрь".
Комиссия УФАС, рассмотрев указанное дело N К12-132/13 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесла 14.02.2014 решение N 12/2368 о признании наличия нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ в действиях ОАО "Ленэнерго", выразившегося в уклонении от составления актов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. На основании указанного решения Управление выдало ОАО "Ленэнерго" предписание от 14.02.2014 N 12/2368-1 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предписав выдать (составить) акт об осуществлении технологического присоединения к источникам питания к электрическим сетям ОАО "СПб ЭС", а также в срок до 26.03.2014 представить в Управление документы, свидетельствующие о принятии ОАО "Ленэнерго" мер по исполнению указанного предписания.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием Управления, ОАО "Ленэнерго" оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности изложенного в обжалуемом решении от 14.02.2014 N 12/2368 вывода Управления о том, что указанными действиями по уклонению от составления актов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Ленэнерго" нарушило часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
Исходя из положений части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в сфере услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению.
На основании первого абзаца пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.
Согласно второму абзацу пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 67 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), максимальная мощность - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя.
Документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разганичения эксплуатационной ответственности сторон.
Пунктом 27 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), предусмотрено обращение заявителей по вопросам выдачи Акта о технологическом присоединении в целях подтверждения факта осуществления надлежащего технологического присоединения и объема ранее присоединенной мощности.
В названном пункте Правил технологического присоединения также указано, что при невозможности восстановления ранее выданных технических условий выдаются новые технические условия и иные документы о технологическом присоединении, с указанием величины максимальной мощности, определенной исходя из представленных заявителем данных об объемах максимальной мощности энергопринимающих устройств, ранее присоединенных в установленном порядке.
Поскольку в рассматриваемом случае ОАО "СПб ЭС" при обращении в вышестоящую сетевую организацию не были представлены документы, подтверждающие данные об объемах максимальной мощности энергопринимающих устройств, ранее присоединенных в установленном порядке, следует признать, что у ОАО "Ленэнерго" отсутствовала возможность подготовить и выдать акты об осуществлении технологического присоединения до предоставления соответствующей информации.
Как установлено судом первой инстанции, письмом от 03.02.2014 N 578 ОАО "СПб ЭС" направило в ОАО "Ленэнерго" информацию о расчетной максимальной мощности по источникам питания в зоне Колпинских электрических сетей и ПС "Красный Октябрь".
Между тем, данная информация не может быть использована при определении величины максимальной мощности по следующим основаниям.
Пунктом 2 правил недискриминационного доступа установлено, что пропускной способностью электрической сети является технологически максимально допустимая величина мощности, которая может быть передана с учетом условий эксплуатации и параметров надежности функционирования электроэнергетических систем. Иными словами это техническая характеристика, обусловленная параметрами работы объектов электроэнергетики, установленными требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, выраженная в единицах мощности.
Максимальная мощность - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами.
Между тем, в приложении к письму приводятся величины допустимой нагрузки кабелей. Данная характеристика соответствует пропускной способности электрической сети, и не отражает величину максимальной мощности. При этом пропускная способность электрической сети может составлять 10 мВт, в то время как максимальная мощность может составлять 2 мВт.
Таким образом, пропускная способность элементов электрической сети не может являться основанием для оформления Актов о технологическом присоединении для ОАО "СПб ЭС".
Кроме того, ОАО "СПб ЭС" в адрес ОАО "Ленэнерго" было направлено аналогичное письмо (N 6709 от 08.10.2013). Приведенные в данном письме величины не могут быть использованы по вышеуказанным основаниям.
Энергопринимающие устройства считаются присоединенными в установленном порядке, если соблюдена процедура технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренная Правилами технологического присоединения. При этом документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение в установленном порядке, согласно абзацу 1 пункта 36 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442), являются:
-акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя;
-акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
В отношении энергопринимающих устройств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Постановления N 861 и Основных положений N 442 перечня документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке, не было предусмотрено.
Вместе с тем по смыслу законодательства, действующего в период времени, предшествующий принятию указанных выше актов, в качестве документов, которые могут подтвердить факт надлежащего технологического присоединения и содержать достоверные данные об объемах максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, могут выступать: технические условия (при необходимости согласованные с системным оператором) на технологическое присоединение и справка об их выполнении, проектная и (или) исполнительная документация, согласованная в установленном порядке, акт допуска электроустановки в эксплуатацию, составленный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании вышеизложенного, ОАО "СПб ЭС" необходимо было представить любые из вышеперечисленных документов, а также иные документы, имеющиеся у сетевой организации. Однако, кроме документов с указанием максимальной пропускной способности электрической сети в ОАО "Ленэнерго" представлены не были.
ОАО "Ленэнерго" был направлен запрос в Северо-Западное управление Ростехнадзора о предоставлении информации о выдаче документов, подтверждающих надлежащее техническое состояние в отношении энергопринимающих устройств, перешедших от ОАО "Ленэнерго" к ОАО "СПб ЭС". В ответ на данное обращение Северо-Западным управлением Ростехнадзора направлен ответ с приложением реестра допусков Северо-Западного управления Ростехнадзора, без приложения соответствующих документов.
Исходя из представленного реестра документов, выданные акты допуска относятся к распределительной сети 0,4 кВ. Между тем, объекты электросетевого хозяйства ОАО "СПб ЭС" присоединены к распределительным устройствам подстанций на напряжении 10 кВ.
Кроме того, ОАО "Ленэнерго" был направлен запрос в службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о предоставлении информации о согласовании документов, подтверждающих надлежащее строительство и технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ОАО "СПб ЭС". Ответ на данное обращение не поступил.
Таким образом, ОАО "Ленэнерго" предприняло все возможные меры по установлению величины максимальной мощности, однако информация, необходимая и достаточная для составления актов об осуществлении технологического присоединения с указанием величины максимальной мощности, в ОАО "Ленэнерго" представлена не была.
По смыслу действующего законодательства, обязанность по предоставлению документов, подтверждающих величину максимальной мощности, возложена на заявителя, то есть на ОАО "СПб ЭС".
Является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что величина максимальной мощности определена еще на стадии технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Ленэнерго" к объектам электросетевого хозяйства ЗАО "Лентеплоснаб", а следовательно, акты о технологическом присоединении должны находится на хранении у Общества. Технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ЗАО "Лентеплоснаб" осуществлялось до вступления в силу Правил технологического присоединения, то есть до 04.01.2005. Обязанность по хранению технических условий, актов об осуществлении технологического присоединения, актов о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и актов о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, выданных заявителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к ее электрическим сетям, в течение 30 лет с даты фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя была введена только Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 N 334, которое вступило в силу с 05.05.2009.
Также является ошибочным вывод суда о необходимости в рассматриваемом случае руководствоваться положениями пунктов 80 и 72 Правил технологического присоединения. Раздел Правил технологического присоединения, в котором находятся данные пункты (раздел VIII Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении) был введен в действие с 25.03.2014, то есть после вынесения оспариваемых актов. Более того, пунктом 58 Правил технологического присоединения установлено, что в случае когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организация, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Таким образом, данный раздел вообще не может применяться к отношениям сторон по восстановлению документов о технологическом присоединении.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "СПб ЭС" является субъектом электроэнергетики, который осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение, и составляет документы подтверждающие технологическое присоединение. Таким образом, ОАО "СПб ЭС" известно о порядке выдачи документов, подтверждающих технологическое присоединение и перечне документов, которые необходимо представить для составления данных документов.
На основании вышеизложенного, действия ОАО "Ленэнерго" не могут быть квалифицированы как уклонение от составления актов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Невозможность определить величину максимальной мощности вызвано исключительно непредставлением ОАО "СПб ЭС" документов, из которых можно установить величину максимальной мощности.
Кроме того, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что по смыслу статьи 69 АПК РФ, судебные акты по арбитражному делу N А56-50825/2013 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора ввиду различного субъектного состава лиц, участвующих в указанном деле и в настоящем деле.
При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные акты Управления подлежат признанию недействительными, что влечет отмену решения суда первой инстанции.
При обращении в апелляционный суд податель жалобы излишне уплатил 1 000 руб. государственной пошлины, которая подлежит возврату из федерального бюджета в установленном порядке.
В соответствии со статьями 104 и 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 5000 руб., понесенные ОАО "Ленэнерго" при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанциях, подлежит взысканию с Управления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2014 по делу N А56-16901/2014 отменить.
Признать недействительными решение от 14.02.2014 N 12/2368 и предписание от 14.02.2014 N 12/2368-1 по делу N К12-132/13 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" 5000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 21.08.2014 N 11188.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16901/2014
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети"