г. Ессентуки |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А61-4171/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альда" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.01.2014 по делу N А61-4171/2013 (судья М.Б.Коптева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альда" (ОГРН 1021500579540, ИНН 1504006814)
к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (ОГРН 1127747288910)
о признании незаконным бездействия Управления и обязании исключить ООО "Альда" из
реестра опасных производственных объектов,
при участии в судебном заседании:
общества с ограниченной ответственностью "Альда": Теблоев К.Г. по доверенности от 25.08.2014.
Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альда" (далее - ООО "Альда", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд РСО - Алания с заявлением о признании незаконным бездействия Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Кавказское Управление Ростехнадзора) в части не исключения ООО "Альда" из реестра опасных производственных объектов; об обязании Управления исключить общество из реестра опасных производственных объектов.
Заявление общества мотивировано тем, что не относиться к опасным производственным объектам, так как использует газ в виде топлива, используя систему автономного отопления и горячего водоснабжения административного здания без выработки тепловой энергии для производственных целей. Заявитель указал, что 27.09.2013 направил в Кавказское Управление Ростехнадзора заявление об исключении из реестра опасных производственных объектов системы газоснабжения ООО "Альда", считая, что включение в реестр служит основанием для проведения в отношении общества проверок, в последующем привлечение к административной ответственности, тем самым нарушаются права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Решением от 29.01.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований об исключении Общества с ограниченной ответственностью "Альда" из реестра опасных производственных объектов.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2014 решение суда от 29.01.2014 отменено, заявление общества с ограниченной ответственностью "Альда" - удовлетворено, действия Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Альда" в исключении из реестра опасных производственных объектов признаны незаконными; суд обязал Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исключить общество с ограниченной ответственностью "Альда" из реестра опасных производственных объектов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А61-4171/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При этом суд кассационной инстанции указал, что суд апелляционной инстанции не учел, что предметом оспаривания является бездействие управления, выраженное в неисполнении возложенной на него обязанности отреагировать на заявление общества одним из следующих способов: отказать (мотивированно), либо удовлетворить заявление и исключить систему газопотребления общества из реестра опасных производственных объектов. Суд апелляционной инстанции не выяснил, что собой представляет система газопотребления общества фактически, не установил ее технические и функциональные параметры, не сослался на доказательства, на основании которых сделал вывод о том, что система газопотребления общества не подлежит включению в реестр опасных производственных объектов. Суд апелляционной инстанции не дал оценку представленной в материалы дела Карте учета объекта (том 1, л. д. 16, 17), в пунктах 2.1, 3.2, 4.1, 4.2 которой отмечены признаки опасности системы газопотребления общества. Без предметного исследования параметров и технических характеристик, комплектации и конкретных функций системы газопотребления общества (в т. ч. газопотребляющего оборудования) суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что система газопотребления общества не относится к опасным производственным объектам.
Общество обратилось с дополнениями к апелляционной жалобой, в которой просило Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.01.2014 года по делу N А61-4171/2013 в части отказа в удовлетворении требований ООО "Альда" отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым признать бездействие Кавказского Управления Ростехнадзора по РСО-Алания в части не исключения ООО "Альда" из реестра опасных производственных объектов, незаконным и обязать Кавказское Управление Ростехнадзора по РСО-Алания исключить ООО "Альда" из реестра опасных производственных объектов.
По мнению апеллянта отсутствует какое-либо основание для отнесения ООО "Альда" к опасным производственным объектам, что подтверждается материалами дела, а выводы суда о том, что требования заявителя об исключении из реестра опасных производственных объектов системы газопотребления необоснованно, противоречат материалам дела.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что система газопотребления ООО "Альда" включена в перечень опасных производственных объектов.
В государственном реестре опасных производственных объектов 31.12.2010 зарегистрирована система газопотребления ООО "Альда" за регистрационным номером А3 7-00712-001, что подтверждается свидетельством о регистрации А3 7-00712.
11.02.2011 ООО "Альда" выдана Лицензия N ВП-37-000632(С) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Полагая, что система газопотребления общества, зарегистрированная как опасный производственный объект, используется для отопления и горячего водоснабжения административного здания без выработки тепловой энергии для производственных целей, общество 27.09.2013 обратилось в уполномоченный орган с заявлением об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов системы газопотребления ООО "Альда" за регистрационным номером А3 7-00712-001.
Ответ на данное заявление получен не был, что послужило основанием для обращения общества в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в неисключении ООО "Альда" из реестра опасных производственных объектов и об обязании Управления исключить заявителя из реестра опасных производственных объектов.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
В пункте 1 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила регистрации).
Согласно Правилам и Административному регламенту регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.
В соответствии с пунктом 7 Правил регистрации особо опасных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, исключение объекта из государственного реестра производится в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации (списания с баланса) по решению федерального органа исполнительной власти, зарегистрировавшего этот объект.
Разделом 11 Приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов" в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 16.11.2011 N 641) "Опасные производственные объекты газоснабжения" отнесены сети газопотребления.
Как установлено выше, согласно пункту 23.3.1 Регламента N 606 условием для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из государственного реестра являются изменения, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта. При этом эксплуатирующая организация обязана представить копии документов, подтверждающих ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО, сдачу в аренду ОПО, консервацию (на срок не менее года) ОПО, смену организации - владельца ОПО, факт купли-продажи ОПО, изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.).
Суд первой инстанции указал, что общество 27.09.2013 обратилось в Управление с заявлением об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов системы газопотребления, с приложением пакета документов. Отказ об исключении из реестра опасных производственных объектов системы газопотребления ООО "Альда", либо информация о положительном решении вопроса в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что при рассмотрении вопроса об исключении объекта из реестра опасных объектов Управлением может быть принято не только положительное решение, в связи с чем, требования заявителя об исключении из реестра опасных производственных объектов системы газопотребления общества в рамках настоящего спора необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Однако суд первой инстанции не в полной мере учел то, что бездействие Кавказского Управления Ростехнадзора заключалось в не исключении ООО "Альда" из перечня опасных производственных объектов в предусмотренный законом срок после подачи заявления эксплуатирующей организацией.
27 сентября 2013 года ООО "Альда" направило в Кавказское Управление Ростехнадзора заявление об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов систему газоснабжения ООО "Альда".
Порядок исключения опасного производственного объекта (снятие с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов также определен в Административном регламенте Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасны производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Административный регламент), утвержденном Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606.
В силу п. 13.1 Административного регламента при исполнении государственной функции в части ведения государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов (регистрирующими органами) осуществляется следующее:
- внесение изменений в сведения государственного реестра опасных производственных объектов;
- исключение сведений из государственного реестра опасных производственных объектов;
- формирование базы данных государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с п.41 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. N 606), при осуществлении действий по исключению сведений о ранее зарегистрированном опасном производственном объекте в государственном реестре специалист:
- проверяет пакет документов на соответствие требованиям настоящего Регламента и наличие основания для исключения сведений о ранее зарегистрированном опасном производственном объекте из государственного реестра;
- регистрирует документы;
- исключает сведения о таком объекте из базы данных государственного реестра опасных производственных объектов помещая в список исключенных опасных производственных объектов государственного реестра опасных производственных объектов.
- при представлении пакета документов, не отвечающего требованиям настоящего Регламента, устно или письменно уведомляет заявителя о возникновении препятствий для осуществления государственной функции с указанием причин.
ООО "Альда" в целях исключения опасных производственных объектов из государственного реестра опасных производственных в регистрирующий орган представлен пакет документов, отвечающий требованиям п. 23.3.1 Административного регламента.
Отсутствие уведомления от Кавказского управления Ростехнадзора о возникновении препятствий для исключения ООО "Альда" из реестра ОПО, является доказательством тому, что заявителем был подан надлежащий пакет документов, и никаких препятствий для исключения ООО "Альда" из реестра ОПО не было.
Более 1 года с момента подачи заявления, Кавказское Управление Ростехнадзора не исключило ООО "Альда" из перечня опасных производственных объектов.
Таким образом, в нарушение требований пункта 41 административного регламента, вместо действий предусмотренных данным пунктом по исключению сведений о ранее зарегистрированном опасном производственном объекте в государственном реестре, Кавказское Управление Ростехнадзора своим бездействием нарушает права ООО "Альда" в сфере предпринимательской деятельности, необоснованно не исключая его в перечень ОПО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
В пункте 1 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 5 данных Правил и пункту 4.3 Административного регламента регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.
Разделом 11 приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов" в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 16.11.2011 N 641) "Опасные производственные объекты газоснабжения" отнесены сети газопотребления.
Согласно ссылке 29 к Требованиям в составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.
Исходя из абзаца 12 пункта 1.1.5 Правил БП 12-529-03 данные Правила не распространяются на системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами без выработки тепловой энергии для производственных целей.
Из материалов дела следует, что ООО "Альда" принадлежит Торговый Центр "Альда", и осуществляет только один вид деятельности - розничная торговля населению бытовых товаров и бытовой техники и не связан с производственной деятельностью.
В 2010 году ООО "Альда" включен в перечень опасных производственных объектов в связи с тем, что в ТЦ "Альда" имеется система газопотребления.
31.12.2010 года выдано Свидетельство А37-00712 о регистрации системы газопотребления ООО "Альда" в реестре опасных производственных объектов.
11 февраля 2011 года выдана Лицензия N ВП-37-000632(С) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
27 сентября 2013 года ООО "Альда" направило в Кавказское Управление Ростехнадзора заявление об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов систему газоснабжения ООО "Альда".
На момент подачи настоящего заявления ответ от Кавказского Управления Ростехнадзора ответа не получено, в связи с чем, общество полагает бездействие Управления незаконным.
Кроме того, заявление ООО "Альда" об обязании управления исключить из реестра опасных производственных объектов систему газопотребления ООО "Альда" подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В статье 2 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в Государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 указанного приложения (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Согласно разделу 11 приказа от 7 апреля 2011 N 168 Ростехнадзора "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов" в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом N 641 от 16.11.2011) "Опасные производственные объекты газоснабжения" отнесены сети газопотребления.
Согласно ссылке 29 к Требованиям в составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.
ООО "Альда", согласно пунктам 4.3, 1.1.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Гостехнадзора России от 18.03.2003 не относится к опасным производственным объектам, поскольку использует газ в виде топлива, используя систему автономного отопления и горячего водоснабжения административного здания без выработки тепловой энергии для производственных целей.
Здание, в котором Общество осуществляет предпринимательскую деятельность и для которого используется автономное газовое отопление, является общественным зданием, в котором продавались и продаются непродовольственные товары, система газораспределения (газопотребления), используемая обществом, не относится к опасным производственным объектам и в силу примечаний к приложению к приказу Федеральной службы Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641, согласно которым требования к ведению государственного реестра не распространяются на объекты розничной торговли, общество является объектом розничной торговли.
Согласно Положению о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра РД 03-294-99, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.1999 N 39, опасный производственный объект - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками (признаками опасности), указанными в приложении I к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Идентификация опасных производственных объектов проводится организацией, эксплуатирующей эти объекты (эксплуатирующей организацией), или экспертной организацией (в рамках экспертизы промышленной безопасности). Идентификация опасных производственных объектов может проводиться организациями, которым федеральными органами исполнительной власти предоставлено право проведения идентификации в пределах их компетенции.
Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов согласно пункту 18 Положения РД 03-294-99, на основании которого системы газопотребления общества была идентифицирована как опасный производственный объект, контролируют регистрирующие органы.
При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака следует использовать производственную площадку или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - используются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
При этом опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое техническое устройство или такое вещество. В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке.
Именно производственные процессы на территории торгового объекта ООО "Альда" не производились и не производятся. В помещении магазина осуществляется розничная торговля, и отсутствуют какие-либо производственные площадки или иные производственные здания.
Условия, правила и порядок эксплуатации систем газораспределения и газопотребления в РФ регулируются Правилами ПБ 12-529-03.
Согласно пункту 1.1.1 вышеуказанные Правила разработаны в соответствии с положением о Федеральном горном и промышленном надзоре РФ от 03.12.2001 N 841 и учитывают требования ФЗ N 166-ФЗ, а также других действующих нормативных документов.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил идентификация газораспределительной сети и систем (объектов) газопотребления осуществляется с целью установления признаков и условий их отнесения к ОПО для последующей регистрации в Госреестре ОПО.
Согласно пункту 4.3 Правил к ОПО относятся, в том числе, котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в пункте 1.1.5, использующие газ в виде топлива.
Исходя из абзаца 12 пункта 1.1.5 Правила не распространяются на системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами без выработки тепловой энергии для производственных целей.
Согласно Примечаниям к Приказу N 168 от 7 апреля 2011 г. в редакции приказа N 641 от 16.11.2011 данные требования не распространяются на объекты розничной торговли.
Таким образом, отсутствует какое-либо основание для отнесения ООО "Альда" к опасным производственным объектам.
В 2001 году регистрация опасных производственных объектов и включение их в реестр опасных производственных объектов производилась в соответствии с Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра РД 03294-99, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.1999 N 39 (далее - Положение).
Данное Положение в вопросе определения опасного производственного объекта также ссылается на Приложение 1 к Закону N 116-ФЗ.
В этой связи фактически у управления изначально в 2001 году отсутствовали основания как для включения системы газопотребления общества в реестр, так и для отказа в исключении ее из реестра.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 2 ст. 2 названного Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, пунктом 7 которых (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 486) предусмотрены основания исключения объекта из государственного реестра на основании заявления эксплуатирующей его организации федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в следующих случаях:
а) ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации;
б) утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к
Федеральному закону N 116-ФЗ;
в) предусмотренного нормативными правовыми актами Российской
Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных
производственных объектов или требований к идентификации опасных
производственных объектов
В редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 22-ФЗ, Закон N 116-ФЗ не предусматривал минимальное количество опасного вещества, которое одновременно находится или может находиться на опасном производственном объекте. Законом N 116-ФЗ в действующей редакции определено, что опасные производственные объекты разделены на четыре класса опасности, исходя из количества опасного вещества, с указанием минимального.
В соответствии с п. 1 Приложения 1 Закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющие вещества - газы.
В частности, по этому же признаку опасности, ООО "Альда" отнесено к ОПО, согласно пункта 2.1 Карты учета объекта (том 1, л. д. 16, 17).
Согласно пункта 3.2 Карты учета объекта ООО "Альда" не относится к объектам, указанным в п.3.1., то есть является объектом с опасными веществами в количестве, меньшем предельного количества, установленного приложением N 2 к ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В силу п. 1 Приложения 2 классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего Приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего Приложения.
Таким образом, идентификация объекта по признаку 2.1 (получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных объектов) осуществляется исходя из количества опасного вещества, указанного в Приложении N 2
При этом таблица 2 Приложения 2 предусматривает минимальное количество воспламеняющих и горючих газов - 1 тонну и более для IV класса опасности.
ООО "Альда" выдана Лицензия от 11 февраля 2011 года на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно Свидетельства о регистрации от 31.10.2012 года ООО "Альда" эксплуатирует следующий опасный производственный объект - систему газопотребления ООО "Альда".
Согласно Карты учета объекта в государственном реестре ОПО, Раздел 2, п.2.1., признаком опасности объекта является получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении 1 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно разделу 4 указанной Карты, п.4.1. и п.4.2., видом деятельности на которые требуются лицензии, являются эксплуатация взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов.
Из совокупности вышеуказанных документов, единственным объектом которых эксплуатирует ООО "Альда" и который отнесли к ОПО, является система газопотребления ООО "Альда", в которой используется взрывоопасные вещества, а именно природный газ.
Система газопотребления ООО "Альда", как усматривается из проектной документации теплогенераторной, состоит из следующего оборудования:
3 котла BAXI SLIM 1.300 IN с максимальной мощностью 29,7 кВт, с расходом газа на 3,2 м3/ч на 1 котел, а всего 9,3 м3/ч газа на всю теплогенераторную.
При этом, Согласно Карте учета, теплогенераторная ООО "Альда" до подачи заявления об исключении из Реестра ОПО состояла из 2 котлов марки BAXI SLIM 1.620 in и DAKON GL 50 ЕКО, что, согласно пункта 23.3.1 Регламента N 606 изменения, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта являются условием для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из государственного реестра.
Вес 1 м3 природного газа составляет 0,73 кг. Следовательно, максимальное количество природного газа в теплогенераторной ООО "Альда" составляет 9,3 м3 X 0,73=6,78 кг/час.
Согласно Акта разграничения эксплуатационной ответственности между ООО "Альда" и Филиалом ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" следует, что ООО "Альда" несет ответственность за газопровод - трубу диаметром 57 мм, подключенный к газопроводу низкого давления.
Согласно ответа от 19 ноября 2014 года от ООО "Геополис", который разрабатывал проектную документацию теплогенераторной ООО "Альда", максимальная пропускная способность газопровода низкого давления диаметром 50 мм составляет 0,101 т/час.
Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что согласно Карте учета объекта (том 1, л. д. 16, 17), в пунктах 2.1, 3.2, 4.1, 4.2 которой отмечены признаки опасности системы газопотребления общества, Свидетельства о регистрации от 31.10.2012 года, ООО "Альда" эксплуатирует опасный производственный объект- систему газопотребления ООО "Альда", включающая в себя отопительные котлы "ВАХ1 SLIM 1300im" (до подачи заявления об исключении из Реестра ОПО состояла из 2 котлов марки BAXI SLIM 1.620 in и DAKON GL 50 EKO, ) в количестве 3 штук, общей мощностью 9,3 м3 газа в час, что эквивалентно 6,78 кг/час и газопровод низкого давления максимальной пропускной способностью 0,101 т/час, а следовательно не подпадает ни в один из 4 классов опасности, согласно Приложения N 2 ФЗ N 116-ФЗ и не является опасным производственным объектом.
Кроме того, в рассматриваемом случае газопровод организации не может учитываться в качестве ОПО по следующим причинам:
Согласно ссылке 29 к вышеуказанным Требованиям, газопровод системы газопотребления идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С.
Согласно карточке учета, система газопотребления ООО "Альда" не относится к ОПО по признакам использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С.
Письмом Ростехнадзора от 10 сентября 2014 г. N 00-04-05/1497 дано разъяснение по вопросам идентификации и классификации сетей газораспределения и газопотребления. В названном письме указывается на то, что В целях реализации Федерального закона N 116-ФЗ необходимо учитывать требования части 1 статьи 2, которыми установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности.
Не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации. Например, сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном размере.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине, оплаченной при обращении в первую и апелляционную инстанцию относятся на управление.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.01.2014 по делу N А61-4171/2013 отменить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Альда" - удовлетворить.
Признать действия Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Альда" в исключении из реестра опасных производственных объектов незаконными; обязать Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исключить общество с ограниченной ответственностью "Альда" из реестра опасных производственных объектов.
Взыскать с Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альда" 4 000 руб. государственной пошлины по иску уплаченной по квитанции от 12.11.2013, а также 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе уплаченной по чек-ордеру от 12.02.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4171/2013
Истец: ООО "Альда"
Ответчик: Кавказское Управление Ростехнадзора
Третье лицо: Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1006/15
28.11.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-686/14
01.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6001/14
24.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5775/14
03.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4557/14
24.03.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-686/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4171/13