город Воронеж |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А08-4567/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Маракина Олега Анатольевича на решение арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2014 по делу N А08-4567/2014 (судья Родионов М.С.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Маракина Олега Анатольевича (ИНН 312318139676, ОРГНИП 306312323500084) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Белгороде о признании недействительным требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Маракина Олега Анатольевича: Маракин О.А., предъявлен паспорт гражданина Российской Федерации;
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Маракин Олег Анатольевич (далее - предприниматель Маракин, предприниматель, страхователь) обратился в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании недействительным требования управления Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.03.2014 N 04100140040558.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2014 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель Маракин обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении его требований и о снятии всех ограничений на распоряжение принадлежащим предпринимателю имуществом, на которое управлением Пенсионного фонда обращено взыскание.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает на то, что, поскольку с 24.04.2009 и по настоящее время он занимает должность генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Промгрупп" (далее - общество "Промгрупп") и не ведет предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода, то к нему не может быть применено понятие "индивидуальный предприниматель", установленное для целей Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), так как определяющим для целей названного Закона является фактическое осуществление предпринимателем предпринимательской деятельности.
Следовательно, по мнению предпринимателя Маракина, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование им как индивидуальным предпринимателем производиться не должна, поскольку, во-первых, в отсутствие дохода от предпринимательской деятельности у него отсутствует источник для уплаты страховых взносов, во-вторых, уплату страховых в отношении него как застрахованного лица осуществляет общество "Промгрупп", с которым он состоит в трудовых правоотношениях.
Как считает предприниматель, взыскание страховых взносов в отсутствие дохода, полученного от предпринимательской деятельности, противоречит Конституции Российской Федерации и влечет двойное налогообложение.
В представленных возражениях управление Пенсионного фонда возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как указывает фонд, обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом фактическое осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, выслушав пояснения предпринимателя Маракина, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено материалами дела, управлением Пенсионного фонда в г. Белгороде, являющимся, в силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, органом контроля за уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по состоянию на 27.03.2014 была зафиксирована неуплата предпринимателем Маракиным, 1971 года рождения, страховых взносов на обязательное социальное страхование, в том числе, на обязательное пенсионное страхование - в суммах 24 984 руб. на страховую часть пенсии и 7 495,20 руб. на накопительную часть пенсии; на обязательное медицинское страхование - в сумме 3 185,46 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
О выявленной недоимке составлена справка от 18.02.2014 N 041 001 14 СН 0026351. В связи с выявлением недоимки в адрес предпринимателя фондом было выставлено требование от 27.03.2014 N 04100140040558 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предпринимателю было предложно уплатить:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 479,20 руб., в том числе, на страховую часть пенсии - 24 894 руб., на накопительную часть пенсии - 7 495,20 руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 500 руб., в том числе, на страховую часть пенсии - 3 399,91 руб., на накопительную часть пенсии - 1 100,09 руб.;
- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 185,46 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 797,96 руб.
Данное требование было получено предпринимателем Маракиным 27.03.2014, на что им указано в заявлении, поданном в арбитражный суд, и подлежало исполнению в срок до 15.04.2014.
Посчитав, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов, так как предпринимательская деятельность им фактически не осуществляется, предприниматель Маракин обратился в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании требования от 27.03.2014 N 04100140040558 недействительным.
Суд области, принимая решение от 27.08.2014 об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия у предпринимателя Маракина обязанности по уплате страховых взносов, поскольку последним не представлено доказательств, свидетельствующих о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия находит выводы суда области обоснованными в связи со следующим.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Обеспечение реализации указанного конституционного права осуществляется путем установления принципов обязательного социального страхования, под которым статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Закон N 165-ФЗ) понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В абзаце 4 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ указано, что действие названного Закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - страховые взносы).
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В случае, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, то, в силу положений части 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ, закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Одновременно подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ названная категория граждан отнесена к застрахованным лицам, то есть лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Аналогичные нормы, определяющие индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в качестве страхователей и застрахованных лиц применительно к обязательному медицинскому страхованию, установлены в подпункте 2 пункта 1 статьи 10 и подпункте 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под индивидуальными предпринимателями в целях реализации положений указанного Закона понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Право заниматься предпринимательской деятельностью физическим лицам предоставляет статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Пунктом 1 данной статьи указано, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Также индивидуальный предприниматель может в любое время завершить свою деятельность.
Порядок регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон N 129-ФЗ). Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя вносятся в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, указанных в статьях 22.1 и 22.3 Закона N 129-ФЗ, о чем выдаются соответствующие свидетельства.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федеральных законов от 16.07.1999 N 165-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ, от 29.11.2010 N 326-ФЗ, от 08.08.2001 N 129-ФЗ и Гражданского кодекса, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с момента государственной регистрации в указанном качестве и до момента регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, законодатель связывает обязанность по исчислению и уплате страховых взносов с наличием или отсутствием у лица статуса индивидуального предпринимателя, полученного в установленном порядке, а не с фактическим ведением таким лицом предпринимательской деятельности и получением дохода от нее.
Как установлено материалами дела, в том числе документами, приложенными к апелляционной жалобе, гражданин Маракин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.08.2006 за основным государственным регистрационным номером 306312323500084 и на момент рассмотрения дела указанного статуса не утратил.
В указанной связи довод апелляционной жалобы предпринимателя Маракина о том, что к нему не может быть применено понятие "индивидуальный предприниматель" для целей Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так как к таким предпринимателям, исходя из терминологии, используемой в названном Законе, относятся лишь предприниматели, фактически осуществляющие предпринимательскую деятельность, в то время как им предпринимательская деятельность не осуществляется, поскольку он состоит в трудовых правоотношениях с организацией - работодателем - обществом "Промгрупп", подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании законодательства, поскольку в названном Законе указанное понятие применяется в том же значении, что и в гражданском законодательстве.
В силу положений, предусмотренных частью 6 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, введенной Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ и действующей с 01.01.2013, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование лишь за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Доказательств того, что в течение спорного 2013 года имели место обстоятельства, предусмотренные названными правовыми нормами (прохождение военной службы по призыву; уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживание с супругом - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства; проживание за границей с супругом, направленных на дипломатическую или иную приравненную к ней службу), предпринимателем Маракиным в материалы рассматриваемого дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ, действовавшей в спорном периоде - 2013 год) установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 названной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в 2013 году определялся как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1.2 статьи 14 закона N 212-ФЗ).
Тариф страховых взносов, установленный статьей 12 Закона N 212-ФЗ, составлял в 2013 году в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее частью 1) установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (части 3, 4 статьи 16 Закона N 212-ФЗ
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона 212-ФЗ).
На основании статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неисполнения обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок органом контроля за уплатой страховых взносов направляется плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, под которым частью 1 статьи 25 названного Закона понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ названное требование направляется плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. О выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Из изложенных правовых норм следует, что фонд вправе направить страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа при наличии у него неисполненной обязанности по уплате перечисленных обязательных платежей.
При этом направляемое страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа должно соответствовать его действительной обязанности по уплате страховых взносов, и оно должно содержать сведения, обеспечивающие плательщику страховых взносов возможность уяснить основания возникновения обязанности по их уплате, в отношении которой направлено требование, и ее размер.
В случае несоответствия требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов требованиям законодательства и наличия в нем существенных нарушений, исключающих возможность установить на основе этого требования основания возникновения задолженности и действительную обязанность страхователя по уплате указанных в нем сумм, требование может быть признано недействительным.
Требование, соответствующее действительной обязанности страхователя, не может быть признано недействительным.
Как следует из содержания требования от 27.03.2014 N 04100140040558, указанная в нем недоимка составила по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 32 479,20 руб. (в том числе на страховую часть пенсии 24 894 руб., на накопительную часть пенсии 7 495,20 руб.), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3 185,46 руб.
Указанная недоимка исчислена управлением Пенсионного фонда за 2013 год исходя из минимального размера оплаты труда 5 205 руб. в месяц, установленного Федеральным законом от 03.12.2012 N 232 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и действующего с 01.01.2013, а также тарифов страховых взносов, действовавших в 2013 году, в Пенсионный фонд Российской Федерации из расчета: 5 205 руб. х 2 х 12 х 26% = 32 479,20 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из расчета:5 205 руб. х 12 х 5,1% = 3 185,46 руб., что соответствует установленному законодательством фиксированному размеру страховых взносов.
Предпринимателем порядок исчисления указанной суммы страховых взносов и ее размер не оспаривается, так же как не оспаривается и сумма начисленных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов - 4 500 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе, на страховую часть пенсии - 3 399,91 руб., на накопительную часть пенсии - 1 100,09 руб.), 797,96 руб. на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В требовании имеются все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, позволяющие установить основания возникновения недоимки (справка о выявлении недоимки от 18.02.2014 N 041 001 14 СН 0026351), размер недоимки и пеней, срок исполнения требования.
Таким образом, исходя из того, что материалами дела доказано наличие у Маракина Олега Анатольевича статуса индивидуального предпринимателя и неуплата им в указанном качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 479,20 руб. (в том числе, на страховую часть пенсии - 24 984 руб., на накопительную часть пенсии - 7 495,20 руб.), на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3 185,46 руб., а также пеней на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 500 руб. (в том числе на страховую часть пенсии - 3 399,91 руб., на накопительную часть пенсии - 1 100,09 руб.), на обязательное медицинское страхование в сумме 797,96 руб., выставление фондом в адрес предпринимателя Маракина требования от 27.03.2014 N 04100140040558 обоснованно.
В указанной связи суд области пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предпринимателем требование от 27.03.2014 N 04100140040558 соответствует положениям законодательства о страховых взносах и не нарушает его права как плательщика страховых взносов, в силу чего у суда отсутствовали основания для признания данного требования недействительным.
То обстоятельство, что за гражданина Маракина О.А., как за сотрудника и генерального директора, уплату страховых взносов производит общество "Промгрупп", не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя как самостоятельного субъекта отношений в сфере обязательного социального страхования.
Также не имеет значения для оценки обоснованности и законности требования об уплате недоимки по уплате страховых взносов наличие или отсутствие у предпринимателя дохода от предпринимательской деятельности, поскольку в силу вышеприведенных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы исчисляются в фиксированном размере, то есть независимо от наличия дохода и его размера.
Довод о незаконности обращения взыскания по недоимке на имущество, принадлежащее предпринимателю Маракину, не имеющее отношения к осуществлению предпринимательской деятельности, в рамках настоящего дела не подлежит оценке, поскольку вопрос о порядке взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя разрешается на стадии исполнения постановления, которое принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке, установленном статьей 20 Закона N 212-ФЗ и направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В настоящем деле ни постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, ни решение, на основании которого принимается такое постановление, предметом оспаривания не являлось.
Применительно к предмету настоящего спора обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2014 по делу N А08-4567/2014 вынесено законно и обоснованно, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные предпринимателем при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на предпринимателя (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса) в сумме 100 руб.
В связи с тем, что предпринимателем Маракиным при обращении в апелляционный суд представлены платежные документы об уплате 200 руб. государственной пошлины (чек-ордер от 18.09.2014) и 2 000 руб. (чек-ордер от 05.03.2013), излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 100 руб. подлежит возврату предпринимателю Маракину из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2014 по делу N А08-4567/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Маракина Олега Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4567/2014
Истец: Маракин Олег Анатольевич
Ответчик: УПФ РФ (ГУ) в г. Белгороде
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-347/15
28.04.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-347/15
25.02.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-347/15
25.11.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6045/14
27.08.2014 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-4567/14