г. Хабаровск |
|
28 ноября 2014 г. |
А73-10843/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6": Смирнов А.А. представитель по доверенности от 12.12.2013;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу:
от третьего лица: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура: Чаптыкова М.И., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 02-31/9;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6"
на решение от 15.10.2014
по делу N А73-10843/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А. В. Зверевой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
третье лицо: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура
о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 04.08.2014 N 17/89 о назначении административного наказания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ N 6" (далее - ООО "УМР N 6", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Дальневосточному Федеральному округу (далее - административный орган, Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу, Департамент) от 04.08.2014 N 17/89 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.10.2014 суд в заявленных обществом требованиях отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие событие административного правонарушения.
просил решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент в представленном отзыве, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки 17.06.2014 г. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Хабаровска установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ООО "УМР-6" оказывает негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления (отходы от деятельности офиса, отходы производства асфальтобетонной смеси, покрышки, ветошь, загрязненная маслами и иные отходы, образующиеся от деятельности).
Журнал учета движения отходов и паспорта на опасные отходы с 1 по 4 классы опасности, образующиеся при ведении хозяйственной деятельности, на момент проверки не представлены.
Около установки ДС-158 обнаружены проливы жидкости, предположительно содержащей нефтепродукты, на грунт общей площадью около 0,3 м 2, около металлических емкостей для хранения мазута, чем создана реальная угроза причинения вреда животным, растениям и окружающей среде, а так же, у ООО "УМР-6" отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами.
В справке по обследованию объектов от 17.06.2014 г., акте осмотра от 17.06.2014 г. (зафиксирован фотосъемкой), выданной Управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Хабаровска отражен данный факт нарушения.
Уведомлением от 18.06.2014 г. Общество извещено о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, назначенном на 23.06.2014 в 14-30.
23.06.2014 в присутствии законного представителя Общества - директора Покидова И. И., прокурором в отношении ООО "УМР-6" возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу.
04.08.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом, в присутствии представителя Общества Смирнова А. А., вынесено постановление N 17/89 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб., по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
В силу статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предпринимателя и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного
воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 1 статьи 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии с частью 3 данной статьи, собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В силу статьи 4.1. указанного Федерального закона, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Согласно части 3 данной статьи, при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 3 данной статьи установлено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса
опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Как установлено часть 1 статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 указанного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
В силу пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлены места, где допускается временное складирование отходов производства и потребления.
Пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться определенные условия.
Согласно пункту 3.10 СанПиН 2.1.7.1322-03, малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Как следует из материалов дела, проверкой установлены следующие факты:
- журнал учета движения отходов и паспорта на опасные отходы с 1 по 4 классы опасности, образующиеся при ведении хозяйственной деятельности, на момент проверки не представлены (паспорта на опасные отходы представлены представителем юридического лица при рассмотрении дела);
- около установки ДС-158 обнаружены проливы жидкости, предположительно содержащей нефтепродукты, на грунт общей площадью около 0,3 м2, около металлических емкостей для хранения мазута, чем создана реальная угроза причинения вреда животным, растениям и окружающей среде.
- отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами.
Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению данных нарушений суду не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении данного правонарушения.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности соответствует требованиям КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях (бездействиях) общества не усматривается малозначительность правонарушения.
Суду не представлено доказательств исключительности обстоятельств при которых было совершено допущенное правонарушение.
Рассматриваемое нарушение является формальным, следовательно, наличие либо отсутствие фактического вреда окружающей природной среде не имеет правового значения для дела.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что справка об обследовании территории от 17.06.2014 г., акт осмотра от 17.06.2014, а также постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не являются доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются
протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствие с частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3 статьи 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5 статьи 27.8 КоАП РФ).
При этом необходимо отметить, что КоАП РФ не предусматривает обязательность наличия доверенности у должностного лица, фактически присутствовавшего при проведении проверки.
Таким образом, составленный в ходе процессуальной проверки акт обследования, составленный в присутствии должностного лица Общества, а также справка Управления охраны окружающей среды, правомерно признаны судом первой инстанции допустимыми доказательствами по делу.
Кроме того, указанным актом зафиксирован факт составления схемы места совершения правонарушения, а также отражен факт ведения фотосъемки, следует указать, что указанная схема и фотоматериалы также являются допустимыми доказательствами по делу.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности в ходе возбуждения дела об административном правонарушении и вынесении соответствующего постановления, не установлено.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в её минимальной границе, т.е. наличие смягчающего вину обстоятельства, в рассматриваемом случае не может изменить размер штрафа.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.10.2014 по делу N А73-10843/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10843/2014
Истец: ООО "Управление механизированных работ N 6"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура