г. Москва |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А40-111975/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2014 г. по делу N А40-111975/14 (121-944) судьи Аксеновой Е.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
к ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Попова М.В. по дов. от 23.10.2013 г.;
от ответчика: Шершнев В.И. по дов. от 27.07.2014 г.; Коробов В.Д. по дов. от 21.03.2014;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" (далее - общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, мотивируя заявленные требования тем, что ЗАО "Тандер", допустило нарушение требований о безопасности пищевой продукции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2014 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд сделал вывод о недоказанности обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.04.2014 г. территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в СВАО г.Москвы проведена плановая выездная в отношении ЗАО "Тандер" (магазин "Магнит" ЗАО "Тандер" по адресу: г.Москва, ул.Зеленодольская, д.14, кор.1.
В ходе проведения проверки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве" выполнен отбор проб реализуемых в магазине продуктов для проведения лабораторных исследований на соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов.
По результатам проверки составлен акт.
30.04.2014 г. в Управление из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по г.Москве" поступили результаты лабораторно-инструментальных исследований пищевых продуктов, смывов, водопроводной воды, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и средами, отобранными при проведении плановой выездной проверки, в виде протоколов лабораторных исследований и экспертного заключения N 01-04-70340, согласно которому исследованные образцы не соответствуют обязательным требованиям ГЛ.II, Р.1, ст.1.5, п.3.2.3 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) а именно: сельдь в масле пресервы кусочками слабосоленые т.м. "Северная Гавань" (пресервы), дата выработки 14.02.2014 г., срок годности 60 суток при t от 0 до 6°С в п/п упаковке 1/500г, изготовитель ООО "АРСИ "Таганская рыбоперерабатывающая компания", Наро-Фоминский р-н, х.Ильичевка, изготовлено по ТУ 100-00472093-2002 - по микробиологическим показателям (КМАФАиМ более 3,0*10 (5) нормативе не более 2*10 (5), дрожжи более 3000 Кое/г при нормативе не более 100 Кое/г, плесень более 3000 Кое/г при нормативе не более 10 КОЕ/г), что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
26.05.2014 г. Управлением в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в порядке ст.28.2 КоАП РФ с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В порядке абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод, что Управлением не доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение установленного порядка ЗАО "Тандер" не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы, следовательно, экспертное заключение от 30.04.2014 г. N 01-04-70340 не может быть использовано в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нарушение ч.4 ст.26.4 КоАП РФ обществу не были разъяснены его права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.14.43 КоАП РФ за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу п.1 ст.46 упомянутого закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ст.3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Закон о качестве) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона о качеств требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании п.1 ст.22 Закона о качестве индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов.
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.2 ст.3 Закона о качестве не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации и не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В силу ст.20 Закона о качестве при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В случае если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Таким образом, нарушение требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что протокол отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды 03.04.2014 г. был составлен в порядке Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с п.5 ст.2 указанного Закона мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Тем самым, административным органом не был нарушен порядок проведения отбора проб, поскольку данные действия проводились не в рамках КоАП РФ, а в рамках Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении мероприятий по контролю.
При указанных обстоятельствах установлено событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Вина ЗАО "Тандер" в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "Тандер" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, выводы в решении Арбитражного суда города Москвы о недоказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП считаются необоснованными.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 16.09.2014 г. подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2014 г. по делу N А40-111975/14 отменить.
Привлечь ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549; 350000, г.Краснодар, ул.Леваневского, д.185) к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по г.Москве (Управление Роспотребнадзора по г.Москве, л/с 04731787820), ИНН 7717528710, КПП 771701001, р/с 40101810800000010041, Отделение I Московского Г ГУ Банка России г.Москва 705, БИК 044583001, КБК 141 116 280 000 160 001 40, ОКАТО 452 805 52 000, Статус налогоплательщика 08.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111975/2014
Истец: Роспотребнадзор, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: ЗАО "Тандер"